Top.Mail.Ru
18+

Москвич, полгода живший и преподававший английский язык в горном алтайском селе, делится своими впечатлениями.

В нашу редакцию пришло письмо от москвича Алексея Крайнова, который минувшие полгода жил и работал в маленьком горном селе Улус-Черга республики Алтай школьным учителем английского (письмо недавно было опубликовано в Горно-Алтайске). В своем "мемуаре" молодой человек описывает впечатления от деревенской жизни. Предлагаем их вашему вниманию.

Здравствуйте. Меня зовут Алексей Крайнов.

В январе этого года я приехал на Алтай для работы учителем английского языка в школе села Улус-Черга. Время моего пребывания здесь подходит к концу, - в июне этого года я уезжаю - возвращаюсь в Москву, и сейчас мне хотелось бы поделиться с вами тем, как и для чего я оказался здесь, что я понял здесь, среди гор Алтая, и что мне в итоге удалось сделать.

Как это начиналось.

Я родился на Урале, в Екатеринбурге, получил там высшее образование, после чего уехал в США. Там я прожил около года, после этого вернулся в Россию и последние несколько лет жил в Москве и некоторое время в Швейцарии, работая в крупных российской и западной компаниях. На фоне такого развития моей жизни я несколько лет последовательно думал о том, чтобы на время оставить в стороне зарабатывание денег и карьеру и посвятить себя настоящему делу. Моим делом стала работа учителем в деревенской школе здесь, на Алтае.

Мое решение брало начало в стремлении к посвящению, хотя бы временному, себя маленькой далекой деревне, где я мог быть кому-нибудь полезен. Раз в России есть люди, думал я, которые живут в более сложных условиях, чем живу я сам, то именно там мои усилия и опыт, скорее всего, могут быть востребованы, а мне удастся увидеть и понять то, чего я раньше не знал.

Пройдя через годы городских буден, через сомнения и размышления, я решил в конце концов, что пришло время действовать. После этого ко мне достаточно быстро пришло осознание того, что местом моей новой жизни будет Алтай: подействовала моя любовь к горам, а название российской горной страны Алтай известно достаточно хорошо. Я изучил карту восточной Сибири, понял, что Республика Алтай, которая непосредственно лежит в горных массивах, состоит почти сплошь из маленьких деревень, и окончательно уверился, что уж в одной из этих деревень я найду себе работу кем бы то ни было.

Я ушел со своей прежней работы и начал заниматься реализацией своего плана. После недолгих раздумий я решил, что наиболее адекватно я могу применить свои силы, работая именно учителем. Безусловно, на зарплату больше, чем пара тысяч рублей в месяц я не рассчитывал принципиально. Глядя на административную карту Республики Алтай, скачанную с республиканского официального сайта, я выбирал для обзвона деревни в различных частях республики. Я хотел жить в ничем не приукрашенной деревне, в которой все будет по-настоящему. Поэтому принципиальными критериями выбора деревни были минимальный размер села (не более 500 человек), удаленность от больших трасс и курортов (для ликвидации туристических эффектов) и доступность столицы республики города Горно-Алтайска в пределах 2-3 часов езды. Я уже подозревал, что выбираться в город для связи придется часто, и этот последний критерий позже подтвердил свое здравомыслящее происхождение.

После месяца почти ежедневных звонков и перезвонов я нашел небольшую деревню Улус-Черга с действующей девятилетней школой и реальной вакансией учителя английского языка. Английский язык я усиленно изучал еще до Университета, а после этого жизнь в США, Европе и работа в западной компании дали мне еще лучшую языковую базу, и сейчас мои знания могли стать по-настоящему востребованы. Директор школы перед самым Новым Годом подтвердила свои планы по принятию меня на работу, и в начале января 2004 года я выехал из Москвы в Улус-Чергу, где сейчас и живу.

Моя жизнь в деревне.

Мне, молодому городскому человеку, жизнь в глубине деревянной России казалась чем-то почти нереальным. Если даже было понимание, что деревня имеет ряд фундаментальных отличий от городского дачного поселка, то и тогда восприятие деревенской жизни было исключительно абстрактным. Да, где-то есть люди, которые живут в бревенчатых избах, большинство из них, наверное, бабушки. Да, у них есть коровы, возможно куры, зато, абсолютно точно, там все дешево, дышат они экологически чистым воздухом и т.д. в таком духе.

Здесь я избавился, наконец, от бесчисленных мифов и иллюзий на эту тему и даже научился здесь жить. Некоторые вещи, по мере знакомства с ними, я воспринимал спокойно, другие же были для меня настоящим откровением. Например, печка. Буквально в первую же неделю я стал относиться к этому предмету как к некоему сакральному центру зимнего сельского быта. В этих словах нет и доли шутки. Печка зимой была для меня и причиной, и поводом для жизни. Без электричества-света, например, грустно, но по домам есть, как их здесь называют, "лампы", т.е. керосинки. Без газа, привозимого в баллонах, я как-то жил тоже. Но вот без тепла жить невозможно. Вынужденная необходимость ежедневной заботы о тепле, этой самой естественной человеческой потребности, вправляет на место некоторые извилины. Когда в городе каждый вечер приходишь в гарантированно теплый дом, и это происходит ежедневно чуть ли не с рождения, то о существовании ТЭЦ или котельной в районе просто забываешь. Зато утро, встреченное в доме с нерастопленной с вечера печкой, выглядит удручающе и сразу ставит все по местам.

Баня - тоже отдельный разговор. До приезда сюда я представлял баню в виде исключительно буржуйского варианта на даче в Подмосковье с друзьями или хорошей сауны в выходной. Все оказалось совсем не так. Баня - это место, где осуществляются важнейшие потребности деревенского жителя в части поддержания чистоты тела и стирки. Что такое чистота тела для городского жителя? Думаю, нечто наряду с чисткой зубов, т.к. есть чисто городское изобретение - "душ", - быстро, легко и, на первый взгляд, эффективно. Здесь же, как я легко убедился, нет душа, есть только баня. Даже для очень краткой помывки ее нужно готовить - носить воду, топить. Поэтому баня всегда была для меня событием. И скажу больше - чем-то вроде праздника, даже если и случалось, что она повторялась через день. Откровенно говоря, минуты выхода после бани на морозный воздух в 25-30 градусов под лунное небо с яркой полосой Млечного Пути являлись для меня минутами, когда я "прощал" деревне все ее проблемы и неудобства. Я уже с трудом представляю себе, как я буду жить в городе без бани, ограничиваясь одним только душем. Придется на эту тему что-нибудь предпринять.

Эти и многие другие стороны деревенского быта - такие как содержание скота, вода, приготовление еды в деревенских условиях, - со временем становились для меня открытиями. Я рад, что теперь знаю культуру деревенской жизни не понаслышке и могу оценить труд и время, которые ежедневно тратят здесь люди. Поверьте, возвратившись в Москву, я по-другому буду смотреть на многие привычные, но важные для жизни вещи, сущность которых я понял только здесь.

Что мне удалось сделать.

Несмотря на все эти интересные моменты, я ехал сюда все-таки не за личными открытиями культурного плана, но для реального дела. Поэтому основное внимание я уделял работе учителем и эффективному обучению детей английскому языку.

В рамках школьного плана, во всех классах с 5-го по 9-ый я вел занятия по почти идентичной программе "для начинающих", т.к. иностранный язык здесь никогда не велся. Некоторые успехи в этом достигнуты, но абсолютно ясно, что за полгода школьной программы хорошо продвинуться в знании языка очень сложно. Поэтому, помимо школьных уроков, четыре дня в неделю по четыре академических часа я вел дополнительные занятия для более широкой и мотивированной аудитории, чем обычные школьники. Эти занятия охватывали 19 способных, действительно желавших заниматься ребят со 2-го по 9-ый классы, которых я разделил на три возрастных группы. Замечу, что общее количество учащихся в школе - 62 человека. Т.е. около трети школы занимались языком около семи часов в неделю.

Самооценка моих педагогических достижений у меня сдержанно положительная. К концу полугода занятий, с младшей группой мы изучили алфавит, основные правила произношения, множество слов и стихотворений, и начали изучение грамматики. Средняя группа успешно концентрировалась на развитии речевых навыков и практическом применении грамматики. Со старшей же группой мы перевели песню Мадонны и часть первой серии "Гарри Поттера", и изучили грамматический материал, соответствующий примерно двум с половиной годам школьной программы.

Приятным моментом, подтверждающим для меня, что мои усилия принесли реальную пользу, является направление и почти решенное поступление Дениса Тамарова, выпускника 9-го класса в Горно-Алтайский Педагогический Колледж на отделение Дошкольного Воспитания с правом преподавания английского языка. После Колледжа Денис без экзаменов может быть принят на факультет иностранных языков Горно-Алтайского госуниверситета. Думаю, и я внес небольшой вклад в желание Дениса продолжать учебу, изучая английский язык.

Чтобы способные улус-чергинские ребята, для которых изучения языка является действительно интересным и важным делом, могли и после школы продолжить его изучение, я учредил три годовые стипендии, покрывающие стоимость дополнительных курсов английского и занятия с репетитором для способных к изучению иностранного языка улус-чергинских ребят, которые после окончания 9-го класса поступят в колледж или училище. Размер каждой стипендии составляет 10 000 рублей в год. Номинанты на стипендии - это ученики 9-го класса улус-чергинской школы Денис Тамаров, Евгения Зырянова и Василий Бушуев, которые показали особые способности и старание в изучении языка на дополнительных занятиях. Все, что им нужно для того, чтобы получить стипендию - поступить и учиться в одном из колледжей Горно-Алтайска или любого другого города России.

Но не английским единым жив человек - это понимают даже учителя английского. Важным дополнением к моей работе я считал знакомство ребят, особенно старшей группы, с Интернетом. На это была направлена поездка в Горно-Алтайский "Узел Связи", которую мы осуществили в феврале. Также для расширения кругозора ребят выпускного 9-го класса, для трех из них, самых настойчивых и способных к изучению английского языка, я организую поездку в Новосибирск. Финансирование поездки проводится с помощью моих бывших коллег по работе в Москве, которые решили принять участие в жизни улус-чергинских ребят. Знаю по своему собственному опыту, насколько знания о "другой жизни" мотивируют к собственному развитию и поэтому уверен, что ребятам, только заканчивающим школу, такие впечатления будут интересны и очень полезны.

А вот и одна из самых важных вещей, которую я должен сказать. Обычно мои друзья или даже незнакомые мне люди, узнав о том, что я делаю, справедливо замечают: "Ты уедешь, и все опять пойдет по-старому - учителя английского в деревне не будет, и ребята, живущие в Улус-Черге, забудут то, чему ты пытался их научить." Именно поэтому я обращаю последующие строки к учителям и педагогам-выпускникам, имеющим специальность "преподавание английского языка". Ребятам улус-чергинской школы нужен учитель английского! По крайней мере 15 человек из 60 учеников школы имеют яркие способности и желание учиться, что они отлично продемонстрировали за эти полгода. Вы бы видели лица ребят, когда я объявил, что наши дополнительные занятия завершаются! Одна девчонка из третьего класса даже расплакалась дома по этому поводу.

Москвич, полгода живший и преподававший английский язык
в горном алтайском селе, делится своими впечатлениями.

Ученик Миша Смирнов за учебой.



Я знаю, что заложенные мною знания будут законсервированы у них до момента появления следующего учителя. Очень хотелось бы, чтобы он подхватил начатое без перерывов, прямо в следующем учебном году. Зная же школьный коллектив и директора школы, могу точно сказать, что вас поддержат и, если нужно, всегда окажут помощь. Если решитесь - обращайтесь к директору школы Наталье Алексеевне Каташевой.

Заключение.

Этим летом, почти сразу после окончания учебного года, я возвращаюсь в свою городскую стихию, в Москву. Последний период жизни был и сложным, и очень ценным для меня. Я счастлив, что мне привелось жить и работать именно в Улус-Черге, маленькой деревеньке с тремястами жителями, среди гор, покрытых березами и молодыми лиственницами. Я надеюсь, мне удалось сделать хотя бы некоторую часть из того, что я хотел, направляясь сюда - принести реальную пользу деревенским детям.

На этом завершающем для меня этапе я в первую очередь хотел бы искренне поблагодарить директора улус-чергинской школы Наталью Алексеевну Каташеву за неоценимую поддержку и помощь, которую она почти по-матерински оказывала мне во время всего моего житья в деревне. Без нее и ее семьи мне, не знавшему вкуса деревенской жизни городскому жителю, неспособному сначала даже самостоятельно растопить печку, не удалось бы осуществить и десятой доли того, что я планировал сделать.

Также я благодарю весь коллектив улус-чергинской школы за поддержку и отличные отношения, которые делали мою работу в школе приятной и эффективной. Нельзя забыть одеяла, ложки, картошку и многое другое, принесенное учителями и необходимое для меня на старте, когда я только поселился в Улус-Черге. Ваша помощь была просто неоценимой! Всегда есть люди, которые вроде бы находятся на расстоянии от тебя, но проявляют при этом заботу, которая очень помогает жить. Здесь я хочу сказать спасибо Ирине Владимировне Штанаковой и Майе Николаевне Кокышевой, которые, каждая по-своему, помогали мне и по мелочам, и по-крупному, осветляя будни деревенской жизни.

Если посчитать, за время жизни здесь я наездил по маршруту Улус-Черга - Горно-Алтайск около 5000 километров. Каждую неделю без исключения я ездил из деревни в город и почти всегда - на коммерческом УАЗике "Г.Алтайск - Бешозек". Еще пару месяцев назад я говорил Андрею, водителю одной из машин, что очень хотел бы поблагодарить хозяина двух машин, курсирующих по этому пути, за организацию этого маршрута. Теперь я рад, что могу поблагодарить его и водителей Андрея и Марата таким образом. Искренне желаю им удачи и дальнейшего развития.

Москвич, полгода живший и преподававший английский язык
в горном алтайском селе, делится своими впечатлениями.

Средняя группа школьников.



Ну и, конечно же, я желаю настоящей удачи и дальнейшего развития всем моим ученикам, проявившим талант и особую энергию в изучении моего предмета, особенно Анчи Бадикову, Вике Козловой, Айсулу Боделуковой, Мише и Жене Смирновым, Жене Зыряновой, Денису Тамарову, Тандалай Садаловой, Анне Бушуевой и другим. Ребята, я просто уверен, что эти знания для вас - только начало, и в будущем вам откроются новые горизонты свободы!

Спасибо всем, с уважением к Вам и с любовью к Алтаю, Алексей Крайнов.

P.S. В свои регулярные выезды в Горно-Алтайск я подготовил и запустил сайт. Кроме детального рассказа об истории моего приезда на Алтай и пребывания здесь, там вы можете ознакомиться с "Этнографическими заметками", описывающими жизнь современной деревни глазами молодого городского профессионала. А если вы захотите связаться со мной, пожалуйста, пишите на e-mail: krainov@zebratelecom.ru. До связи!

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 5
Гебист

02.06.2004 07:10

Какая трогательная романтика. А еще был маленький сканирующий приемник. Ничего криминального. Китайского производства. Такие в Москве продаются. Радио слушать. На английском. И какую-то абракадабру по S-метру измерять. А потом по E-mail цифорки с S-метра куда-то посылать. Романтика. И деньги за это платят очень даже хорошие. Так что, если спросить товарисча по английски, как вас зовут, он по английски с полным правом мог сказать: Бонд, Джеймс Бонд.
wert

02.06.2004 13:58

А вы читали этот сайт!!!??? По-моему кидалово какое-то, очередной сборщик бабок, только еще более искусный!
Наташа

25.08.2005 21:53

Могу лишь выразить свое искреннее восхищение Алексеем...пробовала проецировать на себя этот поступок и точно поняла, что не смогла бы...Хотя и сама работала год учительницей в школе...
Сергей

25.11.2015 03:38

вот мы и докатились до шпиономании человек просто написал о своих впечатлениях а ему сразу а вы батенька шпиён он что у вас попросил денег или ещё что если как пишет помог ребятам с языком это же прекрасно значит не все сволочи как некоторые сидите в своих квартирах жопы греете на диване или за компом а он поехал и доказал себе что то чего вам никогда не познать и не изведать только и можете сидеть и обсирать других противно вас читать просто такой человек у меня вызывает уважение а страна у нас богатая и большая в газпроме зарплаты подняли когда у всех опустили а в прошлом году в деревне в подмосковье в 80 км от Москвы провели свет ураааа не вру живу от этой деревни в 3 км за процветание нашей страны ура товарищи или господа думаю всётаки господа раз уродов много
ИРина

25.11.2015 16:01

а можно с этими ребятами переписываться по почте на английском! :)
Календарь
/ /
19.04.2024