Top.Mail.Ru
18+

Ученый Глеб Кубарев о попытках изгнания археологов из Горного Алтая: мы не "черные копатели" и не "расхитители гробниц"...

В прессе и электронных СМИ регулярно появляются материалы относительно ситуации с требованием прокуратуры Кош-Агачского района Республики Алтай о прекращении археологических раскопок, которые велись там Институтом археологии и этнографии СО РАН. Комментирует ситуацию и рассказывает о том, какой именно объект исследовали археологи, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Глеб Владимирович Кубарев.

- Хотелось бы отметить, что мы полностью закончили археологические раскопки в верховьях реки Бугузун, рекультивировали памятник, то есть вернули на прежнее место землю и дерн, восстановили каменные насыпи и при всем желании не могли бы выполнить представление прокуратуры Кош-Агачского района республики Алтай о прекращении работ, так как получили его уже после окончания раскопок. Полного окончания работ от нас требовала методика проведения археологических раскопок и научная этика.

В этом году мы исследовали объект, который включал в себя четыре насыпи, окруженные валом и рвом. Размеры этого сооружения составляли порядка 36х30 метров. Изначально мы предполагали, что это поминальное сооружение, которое не содержит погребений и относится к эпохе раннего средневековья. Наше предположение оказалось верным - никаких погребений и ям под насыпями не было. Однако, по-видимому, датируется оно несколько более ранним временем - IV-V веками нашей эры. В Интернете появились домыслы о том, что мы раскапывали скифские курганы. Видимо, это первая ассоциация: если полевые работы на Алтае, то это - раскопки курганов, если курганы - значит скифские или пазырыкские. На самом деле, исследованный объект в верховьях реки Бугузун относится к предтюркскому времени или, можно сказать, к позднему этапу эпохи Великого переселения народов.

В процессе раскопок под насыпями были обнаружены большие зольные пятна и фрагменты керамики. Под одной из каменных насыпей был найден уздечный набор с удилами.

Надо сказать, что этот - памятник единственный в своем роде на Алтае. Археологические объекты такого круга единичны не только на этой территории, но и в сопредельных регионах: Киргизии, Восточном Туркестане, Новосибирском Приобье. С чем связана малочисленность памятников этого времени, объяснить пока очень сложно. Поэтому с научной точки зрения наши раскопки весьма интересны и результативны, хотя и не принесли "несметных богатств и золота", которые с точки зрения обывателей непременно сопровождают полевые археологические исследования. Общавшиеся с нами представители теленгитов не знают и того, что 80-90 % археологических памятников Алтая были ограблены еще в древности, да и изначально не содержали "золота". Часто раскопки не приносят никаких находок, либо их результатом являются невыразительные или плохо сохранившиеся фрагменты вещей.

Постоянно говорится о том, что жители Кош-Агачского района и всей Республики Алтай против проведения археологических раскопок. Однако не стоит говорить за всех людей, проживающих в Кош-Агачском районе. Мы не первый год общаемся с местными жителями и знаем их отношение к нашим исследованиям и складывающейся вокруг них ситуации. Скорее речь здесь должна идти о некой инициативной группе и таких "писателях" как некий Артур Сабин (редактор газеты "Чуйские зори" - Банкфакс), при активном участии которых искусственно подогреваются подобные псевдопатриотические и националистические настроения.

К мифам принадлежит и тезис о так называемой "коммерциализации" археологии. Домыслы о высоких гонорарах ученых можно оставить без комментариев. Что же плохого в международной научной кооперации? Профессор Токийского университета Тошио Хаяси был приглашен участвовать в археологических раскопках на Алтае, и его научные интересы охватывают не только Алтай, но и весь центральноазиатский регион. Автор многих публикаций по древнетюркским изваяниям, оленным камням, искусству кочевников, он принимал участие в раскопках в Монголии, Казахстане, Хакасии, но только на Алтае встретил подобный "приём" со стороны отдельных представителей местного населения. А неумелые попытки некоторых алтайских "бизнесменов" заработать деньги на археологических памятниках не попадают в поле зрения "писателей", подобных Артуру Сабину. В результате неконтролируемой эксплуатации, проводящейся под предлогом охраны, таким петроглифическим памятникам, как Калбак-Таш, грозит очень скорое и полное уничтожение. Частные лица, огородившие эти памятники, требуют за одно посещение в компании неквалифицированного гида 500 рублей с иностранца, тогда как, для сравнения, посещение Государственного Эрмитажа обходится сегодня иностранцу около 350 рублей. Это ли не пример коммерциализации и эксплуатации археологических памятников, состояние которых становится все более плачевным, со стороны местных "бизнесменов"?

Что касается раскопок курганов предков современных алтайцев, то, конечно, можно согласиться с тем, что любое древнее население, которое когда-либо проживало на территории современной Республики Алтай, в определённом смысле, является предками алтайцев. Хотя бы потому, что они жили в тех же долинах рек, на тех зимних стоянках и там же пасли свой скот. Однако, если иметь в виду культурную и генетическую связь теленгитов с археологическими памятниками, которые мы исследуем, то её в той или иной степени можно проследить лишь с теми объектами, которые датируются не ранее VI века нашей эры и то с очень большими оговорками. На древнетюркское наследие могут претендовать не только современные алтайцы, но и большинство тюркоязычных народов Центральной Азии и Южной Сибири, например, тувинцы и казахи. Потому что это некая большая историко-культурная общность, из которой позже выделись отдельные этносы. Да и в древности эта общность не была чем-то монолитным, а подразделялась на множество этнических групп. При скудости письменных источников по раннесредневековой истории Алтая, археологические раскопки являются единственно возможным источником информации и методом исследования. Кроме того, надо иметь в виду, что через Алтай проходило подавляющее большинство евразийских миграций, начиная, по меньшей мере, с эпохи бронзы. Пришлое население оставляло здесь свои памятники или ассимилировалось с новыми пришельцами. В культурном и даже расовом отношении, они зачастую были совершенно отличны друг от друга, поэтому утверждаемый некоторыми представителями теленгитов тезис о том, что корни современных алтайцев уходят в пятитысячелетнюю давность, совершенно несостоятелен, так же, как и их обвинения в адрес археологов в том, что последние якобы задались целью непременно отыскать здесь "европеоидов". Но, если не совершать насилия над фактами, то трудно отрицать, что "европеоиды" действительно проживали на Алтае в течение длительного времени.

Читая "сочинения" отдельных редакторов местных газет и некоторых журналистов с измышлениями в адрес археологов, складывается впечатление, что речь идет не о сотрудниках Российской академии наук, занимающихся своей профессиональной деятельностью, а о каких-то "черных копателях - расхитителях гробниц". Однако не будем забывать о том, что все наследие древности, которым сегодня так гордятся алтайцы, включая наиболее яркие и известные примеры в виде "царских" курганов скифской эпохи, стало известно исключительно благодаря археологическим исследованиям. Археологи, работая часто в суровых условиях высокогорья, на скудные бюджетные средства, а сегодня еще и гонимые местными властями и псевдопатриотами, на самом деле совершают благородную работу по спасению действительно бесценного культурного достояния Алтая. И хотелось бы, чтобы эта работа была бы еще и благодарной.

Подготовила Екатерина Пустолякова, Центр общественных связей Сибирского отделения РАН
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 12
Наталья

23.09.2009 18:41

Как местный житель могу сказать что действительно уничтожаются наскальные рисунки Калбак-Таша.Потому что нет надлежащего надзора.Лишь бы получить сию минутную выгоду.И ещё призываю местное население,не только алтайцев, поднятся на защиту леса,который вырубается, уничтожаетсясплошником. Почему то в этом плане все молчат.
вдогонку о Калбак-Таше

23.09.2009 21:23

Калбак-Таш начал интенсивно уничтожаться именно с тех пор, когда стал якобы охраняться "местными". До тех пор пока о нём знали в основном археологи и редкие знатоки - всё было более менее благополучно для памятника. Но несколько лет назад алтайцы воткнули там табличку, назвали это парком и стали брать деньги с туристов. И туристов этих стали туда активно привлекать. За три года памятник не узнать - огромное число петроглифов сколото, или красуются разные чебурашки рядом с рисунками действительно уникальными. Благо археологи давно все петроглифы скопировали, а то ещё лет 10ть и от Калбак-Таша ничего не останется.
гость

24.09.2009 22:56

неужели непонятно, что местным байчикам нужны бабосы? Дай им "франклина" и они забудут все... И с важной рожей , с глазами обмороженного хека, будут смотреть на своих соплеменников.
Ледокол

25.09.2009 11:48

А что через 10 000 лет найдут на месте тех петроглифов наших "чебурашек" у будут гадать - мол что это за писменность такая была....
Ледоколу

25.09.2009 13:20

Петроглифы - это не письменность. Через 10 тысяч никто гадать не будет, а попытка шутки - на троечку....
Гринго

25.09.2009 19:47

Буквально месяц назад был на Пазырыкских курганах. Вместо курганов - ямы, бревна из могильников разбросаны. Результат работы археологов. Хоть и не "местный" а в лоб бы дал таким археологам. Вполне понятное чувство.
Мансков

25.09.2009 22:27

Калбак-Таш очень жалко. Первый раз был там в 1991 году. С тех пор утрачено процентов 40. Более того, дорисовано множество новодела, якобы имеющего отношения к тюркским писаницам. Но есть и положительные примеры. Так, в природном парке "Уч-Энмек" (за Семинским перевалом на реке Каракол) и курганы в порядке и чистоте и сланец с наскальными рисунами от вертикальных блоков не отбивается и еще много интересного. Правда, если ты не взял путевку за 70 рублей на съезде с Чуйского тракта, любой местный каюр в праве надругаться приезжим новосибирцем или кемеровчанином.
234

26.09.2009 14:12

"любой местный каюр в праве надругаться приезжим новосибирцем или кемеровчанином." А что это не территория РФ? И Конституция там не более чем бумажка?
для 234

26.09.2009 16:37

А вы попробуйте с ними вступить в подобную полемику. При чём не здесь в Интернете - а там, на месте.
для предыдущего

27.09.2009 18:13

Был случай, вступал на перевале...Благо аборигены были трезвыми (что в общем то редкость) так, что обошлись без травм с обеих сторон.
Мохнатый папа

27.09.2009 18:59

Помнится была история в 90-х когда сотрудники Горно-Алтайской ГАИ задержали некоего Кубарева (то ли этот, то ли его отец), вывозившего из республики каменное изваяние (балбал). Тогда исттрию не стали предавать огласке, а уважая маститого археолога, просто вернули памятник на место. В узких кругах коллекционеров Германии и отец и сын Кубаревы, говорят, довольно известные люди, как поставщики редких артефактов. "Скифское золото", конечно редкая находка, которым выгоднее не торговать, а получать славу от находки. Но, например, заржавленные доспехи тюркского времени тянут на несколько тысяч евро...

Археолог

30.09.2009 10:43

Потому ты и мохнатый папа из Горно-Алтайска, что всякую чушь и охинею несешь.....
Календарь
/ /
17.05.2024