- Неужели национализм "коренных" в России везде? - невольно встаёт вопрос, когда идут безрадостные известия: то в Татарии русский язык ущемляют, то в Адыгее памятник Николаю Чудотворцу ставить "не разрешают", то в нашем Уфимском краю культ нацистского приспешника насаждают.
Похоже, всё-таки не везде. Так я думала два года назад после поездки в Горный Алтай (в Республику Алтай, РА, так официально, но тамошние "титульные" там - горноалтайцами именуются). Не могу утверждать, что видела всё и вся, но там я национализма не приметила. С другой стороны, кто ж его, национализм, будет туристу заезжему показывать?
Автовокзал. Довольно ободранный. Надпись сверху, что-то вроде Улала - Ойрот Тура. Так понимаю, это по горноалтайски. В небогатом буфете мирно соседствуют ценники "штруделей", "беляшей", "пирожков", "самсы" - национальный колорит пока не чувствуется. Газетный киоск. На алтайском ничего нет.
Подают автобус на Артыбаш, на Телецкое озеро. Автобус - это пазик, надо радоваться и такому. Едем по городу - маленький (55 тысяч населения) и единственный на всю республику городишко с двумя светофорами. Ничего примечательного.
Пошла природа с редкими вкраплениями населенных пунктов, скромных и немного запущенных. Домики-избы, коттеджей не видать. Огороды поросли бурьяном. Из беседы с пассажирами узнаю, что народ кормится в основном за счет туризма, поэтому на личное подворье ставка не делается. На двух коротких стоянках предлагают мёд, кедровые шишки, скипидар, грибы и массу лечебных трав. На травах, мёде и чае здесь, похоже, помешаны. Цены приемлемые.
Начинает закладывать в ушах - всё-таки горы. Четыре часа езды, и мы у озера. С шумом вытекает из Телецкого река Бия. Здесь, у поселка Артыбаш, оно пока кажется не очень большим. Как ни странно, к автобусу никто не бросается с предложениями сдать жильё, это не Сочи и Минводы. Но жильё таки найдено - в частном пансионате. Стены моей комнатушки обшиты кедровыми досками, и аромат от них исходит божественный.
Горноалтайцев пока не видно. Путем сложнейших переговоров мне удается попасть на теплоходик, который проходит через всё озеро и поздно вечером возвращается назад. Удача!
Отплываем рано утром. Мест свободных предостаточно, и к чему было такую таинственность напускать? Озеро, конечно, сказочное, длинное (75 километров), и узкое. Горы, водопады, чистейшая вода, свежие ветры и девственная нетронутость, но не о том речь.
На пароходе я знакомлюсь с местным ученым, прекрасным русским дядькой, который, предварительно напоив меня чаем, без этого тут никак, рассказывает мне о нравах горноалтайцев.
Нравы - разные. Горноалтайцы представляют собой собрание разных родов и народностей, объединенных общим тюркским языком (вам это ничего не напоминает, нет?). Верования традиционные (шаманизм), но есть и православные. Характеры у родов очень разные - есть мирные и воинственные, верные слову и вероломные, доверчивые и коварные, драчливые и спокойные. Проживают горноалтайцы в основном в селах, а теперь активно осваивают столицу (опять аналогия напрашивается!), в которой ведут себя, надо отметить, не лучшим образом.
Характерная история: два села рядом, чисто горноалтайские, православное и языческое. В православном дела идут ни шатко, ни валко, в языческом - хуже некуда. Обозлились язычники, и церковь у соседей сожгли. Из-за вашей церкви, говорят, у нас сплошная непруха, пьянка да самоубийства (да что ж такое-то, снова параллель с нашенским краем) Собрались православные, стали решать, что делать, то ли пойти отметелить соседей, то ли... И решили мудро - отстроили за год новую церковь, да ещё лучше и больше прежней. А соседям-поджигателям передали: сожжете эту, мы третью поставим, ещё больше, в тайге кедра много... Больше не жгли. И те, и другие - один народ, но, сколько ж разного в нем и противоречивого.
Есть у горноалтайцев и свой Курултай (Эл Курултай), есть свои байрамы, Эл Ойыны, есть и Закон о языке, где горноалтайский признан государственным, наряду с русским. Русских, кстати, здесь большинство - 60%, горноалтайцев - 30%, а ещё есть казахи, китайцы, татары и другие.
В 1992 году 30% населения навязало свою волю большинству, провозгласило автономную область республикой, организовало Курултай, и хотело большего, но во время получило "по рукам". После того, как представители "титульной" национальности развалили, всё, что можно развалить, на пост главы РА был назначен... нетитульный.
- Национализм среди отдельных, заметьте, отдельных, слоев горноалтайцев есть, - подытожил мой собеседник, и на бытовом уровне его предостаточно, но "наверху" его умеют гасить.
И снова автовокзал Горно-Алтайска. Я еду в Чемал. Нравы - неописуемые. По расписанию пора бы трогаться, "Газелька" полна, но одной из дам втемяшилось посетить магазин, и её все ждут. Едем вдоль реки Катуни, застроенной сплошными турбазами. Рядом со мной сидит семья, русская жена и муж алтаец. Глава семьи пьян, но миролюбив, и угощает пассажиров шоколадом "Вдохновение". Некоторые не отказываются.
- Приезжие есть? - спрашивает вдруг водитель
- Есть, а что? - отзываюсь я.
- Выйдете и посмотрите на висячий мост, - неожиданно предлагает шофёр, - у вас там такого точно нет. И вся маршрутка терпеливо ждет, пока я посмотрю на мост. Мы останавливаемся ещё раз, рядом с сувенирным рынком. Рынок полон мёда едва ли не всех цветов радуги, кроме синего. Цены ниже башкирских, качество, похоже, не хуже. А вот кумыс здесь явно подкачал. Им торгует, расположившись в нарядной болоньевой юрте, алтайская семья. Голубоватый оттенок жиденького пойла и заоблачная цена не располагают к покупке. Но туристов тут гораздо больше, чем местных, так что все распродастся, уверена.
Житье в Чемале напоминает житье в любом курортном посёлке. Но есть и уникальное. Здесь есть необыкновенная церковь на крохотном островке посреди бурной Катуни, добраться до которой можно по хлипкому висячему мостику, множество мест для прогулок, и возможность выезда на разные экскурсии - пещеры, наскальные рисунки, озера. "Газельки" бегают удивительно часто, так что я поспеваю во многие места. Красиво. Мощно. Но очень людно. Море туристов и море мёда (ну не может быть столько натурального местного мёда на таком клочке земли). Манжерок, Элекмонар, Ая, Усть-Сема, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры...
Алтайцев я почти не встречаю, но если встречаю, удивляюсь их открытости и дружелюбию. Что интересно, они не рассказывают о своих национальных героях, и местным русским в голову не приходит, что их детей могут заставить чтить память мятежников или подвизавшимся в Германии и Турции тюркологов. Но о памятнике писателю Шишкову, автору "Угрюм-реки", мне рассказали именно алтайцы, они же остановили автобус, чтобы я могла полюбоваться обелиском.
"Газелька", как выяснилось, "левая", в ней большая семья, едут далеко в горы по Чуйскому тракту. Я сижу рядом с мальчонкой лет одиннадцати в белой рубашке. Рубашка явно школьная, это единственная нарядная вещь "на выход". Не знаю зачем, я завожу с мальчиком разговор о том - о сем, и стараюсь его приободрить: "О, да у тебя замечательная школа, это хорошо, что маленькая, там меньше шуму. Ты ходишь на рыбалку и умеешь косить, а в доме нет мужчин старше тебя? Да ты настоящий трудолюбивый парень, и я уверена, что ты не будешь пить, как твой папа". По взглядам и отдельным словам я понимаю, что мальчик к семейству не принадлежит, и взят в поездку из жалости. Я вижу, что им нравится моя беседа с мальчиком, что они неизбалованны вниманием и доброжелательностью со стороны русскоязычных.
Ну, вот и поворот, им по мосту на Чуйский тракт, мне прямо, в Чемал. Вся "Газелька" вдруг начинает просить, чтобы я поехала в гости в их селение, где мне покажут настоящий Алтай. Отказываюсь, да и вещи у меня в Чемале.
Вечером рассказываю о поездке хозяйке мини-гостиницы. Она на меня смотрит довольно странно, а потом, осторожно выбирая слова, рассказывает:
- Туристов, они, "алтайцы", конечно, не трогают. А вот нас, здешних... Лет пять назад тут такое творилось, особенно в городе. Они сбивались в стаи, и нападали на русских, кто шёл вечером один. Моему сыну вот голову проломили, ограбили. Работники из них никудышные, а гордости-то, гордости. Старших своих они слушают, если сказали старше, туристов не трогать, то никто пальчиком не тронет. Но вот казаков русских просто ненавидят. Говорят, казаки пьют. А сами-то... Пьют и вешаются, вешаются и пьют. Если кто-то из них захочет гостиницу построить, разве ему мешать станут? А вот не хотят. Ну что, расстроила я тебя? Да ты не грусти, сейчас как-то полегче стало. Они поняли, что кроме их халатов и меховых шапок, кроме бубнов и кислого кумысу, туристам нужны чистые простыни и вкусная еда. Так что живем мы теперь мирно - они шоу показывают, а мы кормим и размещаем.
Апогеем моего приключения стала поездка к горным Каракольским озёрам. Сначала мы ехали вверх на армейском грузовике-фургоне, далее - на какой-то машине, похожей на БТР, никакая другая техника в гору по болотистому бездорожью не шла, разве что лошади. С полпути пришлось возвращаться, эвакуировали девушку, покусанную лошадью. И снова к озёрам, вверх.
Обратно ехали в темноте, и слева от меня находился немец, а справа - единственный на весь фургон алтаец, инструктор по лошадям. Немец вежливо возмущался тем, что варвары русские ездят на природу, используя военную технику, нет, чтобы на лошадях или пешком, как он (у экологичного германца был с собой набор палок, вроде лыжных, для горных прогулок). У меня тоже с собой была палка, трость по случаю перелома ноги, и я продемонстрировала её спортивному немцу. Тот смутился.
- А с лошадьми страшные вещи творятся, - подал голос, доселе молчавший алтаец. - У нас на Алтае культ лошади. Лошадь порой - единственный для алтайца способ заработать на туристах. Только вот в чем дело, лошади у нас с ума сходят. Полтора-два года под туристом поработают - и всё. Турист глупый, не знает, как лошадью управлять, дёргает поводья туда-сюда, и лошадь не понимает, чего от неё хотят. И вообще подчинять перестает, не только туристам, но и пастухам. Полно молодых, сильных лошадей, которых только на мясо сдать можно. Завозим лошадей из других регионов, но это уже не наши, не алтайские... Так вот и останемся без своей алтайской лошадки, а они у нас особые. С людьми, кстати, то же самое. Дергают нас в разные стороны....
Прошло два года. Национализму на Алтае не убыло. Одна такая заметка о многом говорит:
В Республике Алтай начали издавать журнал о козлодрании - "Кок Бору на Алтае".
Вышел в свет первый номер журнала "Кок бору на Алтае", подготовленный при содействии комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай и республиканской Федерации "Кок Бору".
Сегодня председателем региональной федерации "Кок Бору" является спикер республиканского парламента и лидер местных "единороссов" Иван Белеков. Обращаясь со страниц издания к читателям, г-н Белеков подчеркивает, что в то время, когда во всем мире происходит осмысление национального бытия, возрождение на Алтае этой древней мужественной игры является глубоко символичным событием. За довольно короткое время Кок Бору обрело большую известность и стало одним из самых зрелищных мероприятий в программе национального праздника "Эл Ойын".
Так что свои Кук буре есть и на Алтае. Тут кризис, они козлодральческие журналы издают. Впрочем, это лучше чем наше Кук-буре, с их митингами и кураями. Вас заинтересовала игра? Вот её описание. "Не меньшей популярностью пользовался кук-буре. Впрочем, это игрище нередко называли "козлодрание ". Смысл его заключался в том, что среди группы всадников один держал баранью тушу, а остальные игроки пытались догнать ведущего и отобрать у него мертвое животное".
И всё же разница есть. Хотели в РА ввести алтайский государственный язык - и не стали. Начали в науке исторической местные ущеные чудить - нашлись те, кто их на место поставили. Предполагалось ввести квоты по национальному признаку для депутатов горсовета - отказались, от этой расистской мысли.
Однако всё меняется. 16 ноября президент России Дмитрий Медведев согласился с внесенным ранее "Единой Россией" списком кандидатов на пост главы Республики Алтай. Партия предложила три кандидатуры: действующего главу республики Александра Бердникова, спикера Эл Курултая Ивана Белекова (любителя козлодрания) и председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрея Юрина.
Определиться с кандидатурой президент, в соответствии с законодательством, должен до 16 декабря. Госсобрание Республики Алтай рассмотрит кандидатуру до 30 декабря. Полномочия Бердникова истекают 21 января 2010 года.
Обстановка сложная, заквакали националисты о том, что уж на этот раз Главой РА должен стать этнический алтаец. Но находятся люди, тоже этнические алтайцы, которые прямо об этом говорят.
- Каждый раз, когда в Республике Алтай назревают какие-либо перемены, на переднем крае политического поля появляется искусственно подогреваемый некими силами националистический синдром. И это в регионе, где проживают в подавляющем числе русскоязычные граждане, а титульная, алтайская, нация не превышает 35%, да и то - готова сегодня разделиться на так называемые "малые народности", заявил депутат Госсобрания, член фракции "Справедливой России" Чагаш Бардин, комментируя заявление организации "Эне Тил" о необходимости назначения на пост главы республики этнического алтайца, спикера Госсобрания Ивана Белекова. Сам будучи коренным алтайцем, представителем великого рода майманов, я могу точно и со всей ответственностью сказать: в среде алтайского народа никогда подобных настроений не было и нет, а все митинги и всякое будирование этого вопроса является ничем иным, как желанием амбициозных местных полу политиков в личных карьерных и корыстных интересах разыграть национальную карту.
А теперь представьте, чтобы что-то подобное появилось в Башкирии - нонсенс. Национализм "коренных" может проявляться везде, просто в одних регионах с ним справляются, а в других - нет. То есть вроде пока кое-где умеют справляться.
Посмотрим, чем дело кончится, кого и за какие заслуги назначит главой РА президент Медведев, и на многое другое, на Алтае ли, в Башкирии ли - посмотрим.
Екатерина Некрасова, "Открытая Уфа"
01.12.2009 14:18
01.12.2009 14:25
01.12.2009 16:11
01.12.2009 18:54
02.12.2009 04:44
02.12.2009 05:20
02.12.2009 09:16
03.12.2009 09:48
03.12.2009 11:26
03.12.2009 14:48
03.12.2009 15:21
03.12.2009 19:06
Очень заметно откуда уши растут... Совершенствуйтесь!!!!
03.12.2009 22:38
04.12.2009 02:18
Такой горячий народ горноалтайцы, похлеще италианцев :-)
04.12.2009 03:15
04.12.2009 15:54
"На пароходе я знакомлюсь с местным ученым, прекрасным русским дядькой, который, предварительно напоив меня чаем, без этого тут никак, рассказывает мне о нравах горноалтайцев." а вот эти гадости от местного "прекрасного" русского дядьки не удивительны, сам сталкивался, ехал в поезде Нск-Бийск, рядом ехали 2 мужика, с Томска и наш Майминский, хз почему решили что я казах, от майминского узнал много интересного о своем народе, видели бы вы их лица когда узнали что я алтаец, после этого немного по другому стал смотреть на соседей, хз что они за спиной про тебя говорят
04.12.2009 17:33
04.12.2009 19:50
06.12.2009 22:40
07.12.2009 09:42
Четая этот брет так и хочицо крикнуть _ "Каректара мне, каректара!"
07.12.2009 13:28
14.06.2013 02:15
Может из-за того, что она для вас новый человек, ею все же активно заинтересовались. В Уфе ее то же много ругают. Но интереса явно меньше. Выступает она с позиции "униженных и оскорбленных" русских, живущих как в РБ, так и в Татарстане.
И в то же время, как и все другие ее "однокашники", ни слова в поддержку практически лишенным всех прав на национальное развитие татар... Татары в РБ подверглись небывалому в мире гонению, сначала большевиками, далее партийным аппаратом республики, а затем, последние 23-25 лет страшному национальному угнетению со стороны президента Рахимова с его националистическими чиновниками, которые татар массово записывали в башкиры, татарские деревни то же записали в башкирские, и школы, естественно, так же сделали башкирскими...
Правда вот уже скоро 3 года, как у нас кумандует другой едросовец. Но положение татарского народа ни чуть не изменилось. Что дает мне причину думать, что проводимый этноцид над татарами, это не только с разрешения Центра, а скорее по их приказу своим нижестоящим чиновникам... А башчиновникам, конечно, это очень понравилось.
Кргда ведутся нкие разговоры, скажем, о школах, культуре и т.д., то имеется в виду лишь титульные башкиры, да и русские... О татарах нет никакого разговора. На это наложен табу...
15.06.2013 03:24
У них комплекс из-за своего манкуртства и отсутствия родины. Они никогда не скажут что в Башкирии где плохие башкиры татар размножились и размножаются быстрее всех и занимают все торговые и хлебные места. Сейчас они говорят - нас много и нас больше башкир и русских, и почему Башкирия Башкирией называется.
Заметьте, как это Е. Анваровна радуется алтайцы которые бедно живут и пьянствуют, но совсем не националисты и поэтому они хороший пример для башкир.
17.10.2013 01:44
Не хочется обидеть представителей журналистики, но у нас в России до сих пор нет нормальной журналистики, либо пишут о том, что скажут «сверху», либо «желтая». Помнится, в советское время выходили разные литературные журналы, теперь их нет (по крайней мере, не встречались нигде. Не хотелось бы, чтобы журналистика ради эпатажа писала такие унижающие народы России статьи. Ведь одна из уникальностей России – это ее многонациональность, которая является, при всем прочем, мировым достоянием.
Постараюсь в своем комментарии провести некий ликбез про наш регин и «поправить» статью.
В статье говорится, что основная часть населения региона живет за счет туризма. Это неправда. Да, туризм у нас за последние годы резко вырос, но им занимается незначительная часть населения региона: владельцы земель, локально близких к рекреационным ресурсам, отдельные жители сел, через которые проходит федеральная трасса М-52. Кроме того, большая часть турбаз на территории республики принадлежат предпринимателям из Новосибирской области и Алтайского края. К тому же туризм в регионе, в основном, сезонный.
Основная часть населения Республики Алтай занята в сельском хозяйстве или в бюджетной сфере. Традиционный уклад жизни, горная территория сделало сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Республики Алтай, в структуре валового регионального продукта оно занимает около 20,0% (основная часть ВРП – госуправление, от туризма там мизерная доля), численность занятого в сельском хозяйстве населения составляет примерно 12% от общей численности трудовых ресурсов региона. В сельском хозяйстве занимаются, в основном, мясным животноводством. Также Республика Алтай – является одним из немногих субъектов РФ, которые занимаются пантовым оленеводством.
Основная часть населения региона – русские (чуть больше половины, затем алтайцы (чуть больше 30%, казахи – 6% и другие народы – около 5%). Китайцы у нас есть, но их единицы, татаров – тоже немного. В последнее время много цыган появилось (в народе говорят, что где цыгане и евреи появляются, там жизнь хорошая и спокойная).
Теперь, после небольшого ликбеза вернемся к статье. Комментарии мои не будут в виде связного текста, так как в них попытаюсь дать оценку каждому абзацу статьи.
Судя по маршруту, выбранному девушкой, она проезжала по Горно-Алтайску, Чойскому, Турочакскому, Майминскому и Чемальскому районам- по территории так называемого сосредоточения туризма в регионе. При этом останавливалась в Турочакском и Чемальском районах. В самых малочисленных по населению районах, в котором коренных жителей – алтайцев (или как она выражается горноалтайцев) проживает очень мало. Жители этих районов, в основном, представлены коренными малочисленными народами (теленгиты, тубулары и т.д.) и русскими. Основная часть алтайского населения в регионе проживает в Усть-Канском и Онгудайском районах и Горно-Алтайске. Поэтому эта ее постоянная фраза «горноалтайцев пока не видно». Для анализа и написания данной статьи ей необходимо было выбрать объектом исследования, как минимум, данные районы. А то у нее получилось как посмотреть Америку через Гарлем или Брайтон бич.
Про автовокзал она права, он не очень презентабельный, но согласитесь, автовокзал города-миллионника Новосибирска тоже не ахти (я про автовокзал, а не ж/д). Села, в сторону Турочакского района запущенные (эхо перестройки после которой многие российские села не могут восстановиться), в отличие от Чемальского.
Про верование (шаманизм) - она явно переборщила. Алтайцы – язычники, у них есть свой бог, они преклоняются перед живой силой природы Алтая.
И ученый муж ей явно не такой ученый достался: утверждать, что алтайцы осваивающие город – «некультурные» - очень предвзято и неэтично. В Горно-Алтайске проживает очень много достойных людей из коренных жителей, а отдельные «казусы» - есть у каждого народа (в семье не без уродов). Был бы мудр этот ученый человек он осознавал бы, что именно благодаря вере алтайцев, в частности, преклонение перед природой, удалось сохранить такую девственную красоту природы Алтая и , благодаря которому, он зарабатывает себе на пропитание.
Про православные села и языческие – не стал бы так судить. Алтайский народ – очень трудолюбивый, именно это качество дает им существовать вполне прилично для региона с уровнем бюджетной обеспеченности 20%.
Курултай алтайского народа и Эл Курултай – разные вещи. Курултай – общественная организация. Создана для обеспечения сохранности, алтайцев, как этноса, алтайской культуры, языка, традиций и т.д. Эл Курултай – представительный орган госвласти.
Про алтайский язык. Конституцией Республики Алтай алтайский язык закреплен в качестве второго государственного языка. Этот язык, как и другие языки мира, уникальный. В нем есть такие емкие слова, перевод которых на русский язык возможен только при перечислении множества прилагательных.
Про национализм на бытовом уровне он прав, но с оговоркой, что так называемый бытовой национализм присутствует у всех народов. Например, когда ругаются люди разных национальностей.
Про попутчика из газельки. У нас в России каждый азиат, живущий в российском городе – китаец (я это знаю, так как жил в российских городах). Девушка по тому же принципу могла принять в распивающем спиртное алтайца, хотя не исключаю, что тот пассажир был алтайцем. Кроме того отдельно про алкоголь – это проблема Российского масштаба и дурное поведение в пьяном виде пришло к нам из советских фильмов, где в попытке показать пьющего героя с отрицательной стороны иногда делали его примером для подражания. Также ученые говорят, что у монголоидов нет гормона, расщепляющего алкоголь, не знаю правда это или нет, но все-таки.
Про кумыс. Этот напиток не является алтайским традиционным. Он пришел к нам из соседних стран: Монголии и Казахстана. Алтайцы его. В основном, не готовят (это могу сказать вам с уверенностью, так как вырос в чисто алтайском селе у бабушки). Алтайцы изготавливают чеген и делают его в отличие от кумыса из коровьего молока.
Про мед, точнее про то, что не может быть столько меда в таком клочке земли. Может. У меня очень много знакомых, которые держат пчел у себя. А качество алтайского меда давно себя зарекомендовала. Об этом свидетельствуют упаковки под маркой «алтайский мед», который вы встретите во многих городах, но добытые точно не у нас.
Про национализм 5-летней давности явно врет, если и было некое проявление национализма, то оно прошло в так называемые «лихие 90-е»
Про халаты, меховые шапки, бубны и кислый кумыс хочется сказать следующее. Та называемые халаты, появились у алтайцев недавно. Когда-то халаты были атрибутом знати, богатства и пришли, в основном, под влиянием казахской культуры. Национальные меховые шапки – для истинного алтайца имеют большое значение. С ним алтайцы сравнивают свою душу и потеря последней обычно расценивается как некое приближение смерти, потеря души. Поэтому их обычно шьют на заказ, а дарить или продавать обычно не принято. Хозяйке гостиницы нужно больше узнать о традициях коренных народов. Бубны существовали в алтайской истории, как и перуны в славянской, но давно изжили себя. Их изготовление зародилось не так давно с развитием туризма и как следствие развитием народных ремесел, в частности изготовление сувениров.
Про журнал с козлодранием. Его нельзя назвать периодическим изданием о так называемой игре козлодрание. Он был создан для распространения в массы информации о национальных играх, а с названием наш спикер – любитель эпатажных звучаний немного переборщил. Название кстати по смыслу переводится как «Темный волк» У нас издается много других журналов, например детский журнал «Солоны».
В завершении хотелось бы сказать, что наш регион с очень миролюбивыми жителями. Ведь недаром на протяжении последних лет у нас строили так называемую «резиденцию Путина», думаю, там наверху знают, где мирно и спокойно.
06.10.2014 12:20