Top.Mail.Ru
18+

«Чуйский тракт» вошел в топ-10 наиболее красивых автодорог мира по версии National Geographic

Трасса М-52
Трасса М-52

Научно-популярный журнал National Geographic составил перечень десяти самых красивых автодорог мира. В него вошел и «Чуйский тракт», большая часть которого проходит через Республику Алтай. Трасса заняла в списке пятое место.

М-52 — единственная в рейтинге, которая представляет Россию. Кроме нее в десятку вошли ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон-Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия). Таким образом, охваченными оказались четыре континента.

«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китаий много столетий назад. Проехать по «Чуийскому тракту» – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Кураийская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Кураийскоий степи встречаются последние островки таийги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию», - пишет издание.

Упоминания о нынешнем «Чуийском тракте», раньше называвшемся Мунгальским, можно наийти еще в китаийских источниках тысячелетнеий давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня «Чуийскиий тракт» – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемныий макет дороги, картины и диорамы.

Любопытно, что давая рекомендации туристам, о том, как удобнее всего добраться до «Чуйского тракта», National Geographic указывает, что ближаийший к автодороге аэропорт находится в Новосибирске (на самом деле — в Барнауле и Горно-Алтайске — прим. ред. «БФ»). До него из Москвы летают «Трансаэро», «Уральские авиалинии» и S7 (от 10 тысяч рублей). «Выезжать из Новосибирска надо строго на юг через Бердск на Искитим, Новоалтайск и Бийск, от которого через Горно-Алтайск и идет «Чуиский тракт», забирая на юго-восток (после Шебалино на двух больших перекрестках надо держаться левее) к границе с Монголией в селе Ташанта».

Фото: Александр Железняк, tebyavezut.ru

Справка:

В Республике Алтай сеть автомобильных дорог общего пользования представлена федеральными и региональными автодорогами протяженностью 3273 км, из которых 541 км приходится на федеральную трассу М-52 («Чуйский тракт»), протянувшийся от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Общая протяженность автомагистрали — 962 км.

На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины. Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. В середине XIX века в районе торгового пути начинает действовать ярмарка, что способствовало развитию русско-монгольских торговых связей.

Во второй половине XIX века рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство «Чуйского тракта». Расчетная ширина дороги была пять аршин (71,12 см), а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.

В начале XX века вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Далее, здесь начинает работу изыскательная экспедиция Вячеслава Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок, она не ремонтировалась 10 лет. Во время гражданской войны, отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности, Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Также в это время было изменено направление «Чуйского тракта», на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь. 1 января 1935 года «Чуйский тракт» был сдан в эксплуатацию.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
2.87

17.07.2014 21:34

наиболее красивых мест мира по которой проходит автодорога, так правильно,а дорога кое где просто страшная
Календарь
/ /