Top.Mail.Ru
18+

Бывший министр экономического развития и инвестиций Республики Алтай Михаил Зотов: «Избирателю придется выбирать не «лучшего из списка достойных», а «способного не обвалить социальную ситуацию»

Бывший министр экономического развития и инвестиций Республики Алтай Михаил Зотов: «Избирателю придется выбирать не «лучшего из списка достойных», а «способного не обвалить социальную ситуацию»

Экс-министр экономического развития и инвестиций Республики Алтай, доктор экономических наук Михаил Зотов дал интервью сайту «Радар», в котором оценил деятельность республиканского правительства за последние годы, раскрыл некоторые механизмы региональной кадровой политики, а также дал оценку четырем действующим претендентам на пост главы РА. Публикуем наиболее любопытные выдержки из данного интервью. Стоит добавить, что г-н Зотов, достаточно демонстративно покинувший правительство республики в 2007 году, зарекомендовал себя как последовательный критик команды Александра Бердникова.

О недавних перестановках в команде Александра Бердникова

Я не могу знать точно, чем конкретно руководствовался глава республики, принимая те или иные кадровые решения, тем более, что после моей неоднократной критики экономической политики нашего правительства был достаточно от него отдален, но предполагаю, что вероятнее всего, он опирался на объективный анализ ситуации и это объясняет многое.

Возьмем, например, отставку Юрия Антарадонова и Геннадия Сумина, состоявшуюся осенью 2013 года. Многие считают данные действия руководителя региона чрезмерными. Но если взглянуть на причину состоявшейся отставки с точки зрения действующей партийной дисциплины, то принятое решение совершенно справедливое. Ведь партия, не смотря на широкую демократию, это не дискуссионный клуб. И понятие «демократического централизма» при выполнении принятых партийных решений, о котором мы основательно подзабыли за последние пару десятилетий, никто не отменял, в том числе и по кандидатуре главы Усть-Канского района, ставшего причиной отставки. Партийная дисциплина является ключевым элементом любого партийного строительства. Поэтому после исключения наших оступившихся товарищей по партии «Единая Россия» за ее нарушение, они дальше никак не могли оставаться в своем прежнем качестве в составе правительства РА. Хотя предполагаю, что глава республики принимал данное решение нелегко – это члены одной команды, они разделяли общую систему политических взглядов, и их, вероятно, связывало слишком многое в совместной работе.

Об отставке первого вице-премьера Сергея Тевоняна

Если верить сообщениям печати, то данный руководитель покинул свою должность «по-тихому» - уйдя в отпуск, с последующим увольнением. Не хочу гадать о субъективных причинах подтолкнувших его к принятию такого решения. Но полагаю, что в его основе лежали резко возросшие требования главы республики за достижение конкретных результатов работы в сфере курируемого данным региональным руководителем направления деятельности правительства. Думаю, что негативные результаты, полученные экономическим блоком правительства РА по итогам восьмилетней работы, также сыграли немаловажную роль. Согласитесь, было бы не совсем логичным оставлять на своем месте руководителя, получившего отрицательный результат по всем инициированным с его помощью крупным инвестиционным проектам, реализуемым в республике. Приведшим за восемь лет работы экономические показатели региона к последнему месту в рейтинге социально-экономического развития регионов в 2012 году и предпоследнему 82 месту в данном рейтинге в 2013 году. О сложившейся ситуации, кстати, весной этого года на коллегии министерства неоднократно упоминал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. Об этом же и я достаточно подробно писал в своей статье «Время ушедших возможностей» еще в конце декабря 2013 года, поэтому не хочу повторяться.

Лучше приведу конкретный пример. По должности, руководитель экономического блока правительства является и руководителем проектного офиса. Он обеспечивает координацию комплекса действий по внедрению на территории региона инвестиционного стандарта, состоящего из пятнадцати различных обязательных мероприятий, которые должны быть реализованы органами исполнительной и законодательной власти. Целью реализации данных мероприятий является создание благоприятных условий доступа региона к государственным и частным источникам инвестиционных ресурсов. Из этих пятнадцати мероприятий, которые должны были быть окончены в 2013 году, к концу минувшего года проектным офисом республики было исполнено только одно. И это не смотря на то, что данный вопрос находится на контроле у президента РФ. Чтобы сдвинуть решение данной темы с мертвой точки, потребовалось прямое вмешательство главы республики, замена руководителя республиканского проектного офиса и уже к концу августа этого года, без крика, шума и громких лозунгов все пятнадцать мероприятий по внедрению инвестиционного стандарта республикой были успешно выполнены. Поэтому считаю, что в данном случае принятие указа о предоставлении отпуска с последующим увольнением руководителю экономического блока правительства опиралось и в этом случае на объективные обстоятельства, вытекающие, прежде всего, из его эмоционального «выгорания» и управленческой «усталости».

О работе республиканского правительства за последние восемь лет

В деятельности правительства, как и в работе любого сложного механизма управления, есть как более успешные, так и менее успешные участки. Можно назвать те, на которых наиболее эффективно реализуются поставленные принятыми стратегией и программой социально-экономического развития задачи, и, это, прежде всего, социальная сфера, а также сфера социальной экономики. В рамках реализации проектов социальной экономики происходит активное обновление капитальных сооружений и основных фондов больниц, школ, детских и социальных учреждений. Существующие количественные оценки в данной сфере, с которыми знакомы значительное количество жителей республики, только подтверждают мои слова. В республике положительная динамика естественного прироста населения, устойчивая динамика увеличения продолжительности жизни, снижение детской смертности и т.д., что комплексно характеризует воспроизводство человеческого капитала, как расширенное и является интегральным показателем успешной деятельности правительства в социальной сфере.

Кроме социальной сферы, как мне кажется, неплохо обстоят дела и в сфере инфраструктурного строительства. Это подтверждается успешной реализацией конкретных Программ и проектов. За три последних года население уже привыкло к устойчивой работе республиканского аэропорта, способного принимать не только дальнемагистральные пассажирские самолеты, но и такие авиатранспортные гиганты, как ИЛ-76. В республике интенсивно развивается газотранспортная и газораспределительная сеть. В Горно-Алтайске и Майме основная часть угольных котелен и значительная часть жилых домов уже переведена на газовое снабжение. Подан газ в село Манжерок и по трассе Александровка - Сайдыс. Активно ведется строительство ЛЭП, автодорог, мостовых сооружений и других инфраструктурных объектов.

Лучшей проверкой на данном направлении работы правительства конечно являются не мои субъективные оценки, а состояние дел с ликвидацией последствий случившегося в начале лета этого года на территории республики наводнения. Несмотря на значительные разрушения мостовых переходов и не одну сотню километров размытого дорожного полотна, эвакуация населения прошла без паники и человеческих жертв. А за первые три недели после наводнения более чем на 80 % было восстановлено автодорожное сообщение между населенными пунктами республики. Правительство оперативно обратилось к президенту и в регион регулярно поступают значительные денежные средства на ликвидацию последствий стихии и компенсацию ущерба населению. Существуют задержки со своевременным доведением данных средств до отдельных представителей пострадавшего населения, но они обусловлены, прежде всего, сложной процедурой и техническими причинами на муниципальном уровне. Но в своей основной массе факты свидетельствуют не только о серьезном качестве работы руководителя региона, но и всего состава правительства имеющего отношение к этой сфере деятельности.

Мне кажется, что совсем неплохо работает, например, строительный сектор республиканской экономики, и, к концу года он может выйти на объемы освоения инвестиций в основной капитал, значительно превышающие цифру в десять миллиардов рублей в год, что очень даже хорошо для нашей совсем небольшой по количеству населения республики.

Думаю, что все жители региона, также как и я, видят эти позитивные сдвиги в обозначенных направлениях, постепенно улучшающие их жизнь.

На мой взгляд, самым проблемным у нас является производственный сектор экономики. Это касается, прежде всего, пищевой промышленности, добывающей промышленности (не включая добычу золота), промышленности строительных материалов. Сложные проблемы возникли также и с реализацией крупных региональных инвестиционных проектов, как с ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», так и с ГЛК «Манжерок». Это, как мне кажется, потребует основательного и детального анализа причин сложившейся негативной ситуации и их устранения в рабочем порядке, по окончании выборного процесса.

О кандидатах на пост главы Республики Алтай

Я ознакомился с агитационными материалами всех четырех зарегистрированных избиркомом кандидатов на должность главы Республики Алтай, распространяемых их сторонниками среди избирателей и готов предположить, что за каждой из представляемых избирателям программ стоят честные и порядочные люди, искренне болеющие за состояние экономической и социальной сферы республики.

Только одного из них, по фамилии Семенов, представляющего ЛДПР, я знаю лишь по его выборной программе, изложенной в распространенном буклете. Необходимо отметить, что ее универсальная содержательная часть позволяет проводить агитацию практически в любом регионе страны с минимальной доработкой. И именно вследствие универсальности предлагаемых избирателям направлений развития республики и легкости рецептов, решения стоящих перед регионом проблем, она вызывает у меня очень глубокие сомнения в ее серьезной проработанности и применимости для практической реализации конкретно в Республике Алтай.

С тремя другими кандидатами – Виктором Ромашкиным, Владимиром Петровым и Александром Бердниковым я достаточно давно знаком лично.

Виктор Васильевич Ромашкин – коммунист, возглавляет региональное отделение КПРФ. В свое время был депутатом Государственной Думы РФ по спискам КПРФ. Последнее десятилетие осуществлял преподавательскую деятельность в ГАГУ и практическим управлением хозяйствующим субъектом на уровне отдельной организации, занимался еще до избрания в Госдуму, в девяностых годах прошлого века. Предполагаю, что свою квалификацию в качестве профессионального управленца, что, в первую очередь и будет требоваться от избранного главы республики, председателя правительства, Виктор Васильевич в значительной степени (в связи с названными обстоятельствами) совершенно утратил.

Владимир Иванович Петров – первый председатель правительства Республики Алтай, возглавлявший его до 1997 года. Умнейший, для своего времени, человек, стоявший у истоков создания республики и сделавший много полезного. Пользуется большим авторитетом среди значительной части населения. К сожалению, как и Ромашкин, на протяжении всех прошедших семнадцати лет после ухода из правительства практическим управлением хозяйственной деятельностью до настоящего времени больше не занимался, даже на уровне предприятия. Работал до самого выхода на пенсию сначала председателем аграрного комитета Госсобрания РА, а затем помощником депутата Государственной Думы РФ. Поэтому, говоря о Владимире Ивановиче, как о кандидате на высшую республиканскую должность, необходимо справедливо отметить, что за прошедшие 17 лет с момента его практической работы в качестве управленца, изменилась не только технология государственного управления – изменилась сама эпоха, время стало другим. Владимир Иванович очень добросовестный человек и верю, что он искренне хотел бы сделать все возможное для процветания региона. Но для того чтобы работать интенсивно, как того требуют стоящие перед республикой задачи и осложняющаяся ситуация в стране, о которых я говорил выше, он должен находиться на уровне требований современных технологий государственного управления и быть, ну хотя бы лет на десять моложе. Иначе к концу срока своих полномочий, учитывая предстоящие нагрузки в очень непростой ситуации, существует риск превращения уважаемого всеми нами человека во второго Брежнева позднего периода, чего никто бы не хотел. <...>

Конечно – же, как и любой другой здравомыслящий избиратель нашей республики, я хотел бы видеть на должности ее потенциального главы кандидата молодого, здорового, широко образованного, владеющего иностранными языками, выросшего в нашем регионе, глубоко знающего проблемы республики и имеющего опыт практического руководства хотя бы одним из региональных ведомств, с широкими связями на высшем федеральном уровне, честного, морально устойчивого, не сквернословящего, не пьющего и не курящего. К сожалению, мы живем не в идеальном, а в реальном мире и менее чем через месяц выбирать нам придется из тех конкретных четырех человек, фамилии которых мной были упомянуты ранее, которые прошли муниципальный фильтр и будут внесены в избирательный список для голосования.

В течение двенадцати лет в стране не проводилось выборов глав субъектов путем прямого голосования. Обычно список потенциальных кандидатов готовился администрацией президента, который и определялся уже с конкретной кандидатурой из предложенных, для ее утверждения представительным органом. Понятно, что данная технология приведения к власти высшего должностного лица в регионе была вынужденной и обусловлена объективными обстоятельствами укрепления вертикали исполнительной власти и сохранения территориальной целостности России. Но следует отметить, что такая практика нарушила естественный процесс состязательности внутри региональных партийных элит при подготовке потенциальных региональных лидеров, способных взять на себя ответственность управления субъектом. В результате, после возврата к практике выборов глав субъектов, значительное количество регионов, в том числе и наша республика, столкнулись с проблемой «короткой скамейки» выращенных региональными партийными элитами кандидатур, профессионально компетентных и способных обеспечить естественную передачу власти в результате выборов.

В такой непростой ситуации, учитывая отсутствие в избирательном бюллетене графы «против всех», избирателю при голосовании придется выбирать не «лучшего из списка достойных», как того требовал бы естественный процесс, а выбирать «способного не обвалить социальную ситуацию» в результате возврата к практике передачи власти путем прямого голосования избирателей. А это уже совершенно другая история.

Источник:  информационный сайт «РАдар»

Фото: ИА Regnum

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 8
А . БердниковЪ

01.09.2014 19:44

Самозванцев нам не надо-губернатор буду я ! )))
гиппократ

02.09.2014 08:29

Совершенно не обоснована и не понятна была замена Яимова на Пелеганчука.
Благодаря Александру Богдановичу....

03.09.2014 19:18

таким образом к власти пришли террористы, которые благополучие общества ставят в прямую зависимость от своей персоны.
Лапотник

07.09.2014 07:37

А в Шипуновском районе ВСЕ за Карлина. Гельцер под напором ОПИСАЛ всех избирателей. Нет, нет! Разговор не о человеческих экскрементах, а о выборных экспериментах. Просто взяли и ОПИСАЛИ, т.е предоставили возможность подписаться под обязательством голосовать только за А.Б.Карлина. Мнение 90% единоудушенных от всего населения района уже можно оформить итоговым протоколом.
Толпы избирателей желающих досрочно засвидетельствовать свою любовь и уважение единственному и неповторимому иссякнут до дня Х.
14-ое можно объявить днем тишины.
Представьте только! Полная тишина и где-то далеко-далеко слабо повизгивает основательно затроченый напильник в руках умелого московского «слесаря».
улалинец

07.09.2014 17:47

Что-то бывший министр экономического развития совсем запамятовал, что Ромашкин в последнее десятилетие не только осуществлял преподавательскую деятельность, но и былминистром имущественных отношений, заместителем председателя Правительства республики Алтай (2002-2006), председателем комитета Госсобрания по правовой политике и местному самоуправлению (2006-2010).
афоня

09.09.2014 11:14

Статья не о чём. Интересно сколько платят за такой маразм?
кубА

10.09.2014 12:36

Еще недавно Зотов критиковал Бердникова - на урА выдавая циклы псевдоэкономических, но критических статей, а теперь что? Кресло Тевоняна пообещали? Ну, несерьезно! Михотарыч был жуликом, но каким, красавец-самец! А этот доморощенный академик - просто мечтатель-теоретик - его так Бердников, кстати, называл всегда за глаза ) Ну что же, пусть еще раз помечтает...
властолюбец: Карлин не имеет ни правового, ни морального права третий раз быть Губернатором.

13.09.2014 19:36

Устав Алтайского края глава 9, статья 78-1, пункт 8.

"Губернатор Алтайского края избирается на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд".

Завтра у каждого избирателя есть уникальная возможность сказать: "Нет", - выборам по понятиям.
Календарь
/ /
19.04.2024