28 ноября на заседании краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства были подведены промежуточные итоги реализации «дорожной карты» в строительной отрасли. Количество административных препонов начало понемногу снижаться и теперь предельное количество разрешительных процедур на строительство эталонного объекта капстроительства составляет 30 единиц, а средний по краю срок прохождения всех процедур - 220 дней. Это по-прежнему намного больше, чем в развитых странах, но не только административные барьеры влияют на показатели строительной отрасли региона. Об итогах года, дальнейших планах по упрощению процедуры оформления разрешения на строительство, эффективности СРО и потребностях Барнаула и Алтайского края в новом жилье журналу «Алтайская стройка» рассказал заместитель начальника Главстроя Алтайского края Андрей Геттих.
- Итоги года для стройкомплекса региона я в целом оцениваю вполне позитивно. Достаточно много построено жилья, значительно больше, чем в прошлом году. По краю рост приближается к 30 %, в Барнауле — 40 %.
В первую очередь это обусловлено ростом спроса. Существенную роль здесь играет ипотечное кредитование. За три года, с 2011 по 2013 год, количество выданных ипотечных кредитов в крае выросло с 10 до 15,7 тысяч, а объем кредитования - с 8,5 млрд до 17 млрд рублей. Объем инвестиций в жилищное строительство увеличился за этот период с 27,3 до 32 млрд рублей. По итогам 2014 года ожидается еще больше. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объеме капиталовложений в строительство выросла за три года с 24 % до 63 %.
Другими словами, строительный рынок заметно переместился в сферу возведения жилья. Сегодня на него приходится более половины всех инвестиций в отрасли. На улучшение показателей, в том числе, благотворно повлияло недавнее сокращение сроков оформления документов и снижение количества справок. Наша задача теперь – добиться того, когда компании-застройщику понадобится всего 50-60 дней, чтобы начать работы на новом объекте. Количество документов должно сократиться до 11. Но это не единственный фактор и ситуацию, конечно, надо рассматривать в комплексе.
На рост инвестиций влияет не только то, насколько быстро и просто в том или ином регионе можно получить разрешение на строительство. Нужно учитывать и в целом покупательную способность жителей этого региона, и общую экономическую ситуацию в стране и мире. Факторов, в той или иной степени влияющих на инвестиционную привлекательность территории, много. У нас в этом плане все довольно неплохо. Как я уже говорил, в Барнауле, к примеру, объемы строительства только за этот год выросли на 40 %. Это значимый показатель, потому что основное строительство жилья традиционно приходится именно на краевой центр.
Вместе с тем есть ряд вопросов к саморегулируемым организациям в сфере строительства, которых в Алтайском крае сейчас две и в них входят практически все алтайские строительные организации. На мой взгляд, СРО не оправдывают тех ожиданий, которые на них возлагались, и по ряду причин не получили должного развития после своего создания. В том числе потому, что возможности влиять на ситуацию в строительной отрасли у них весьма ограничены. Например, в части выполнения членами СРО своих обязательств по контрактам. Если строительная фирма выполнила заказ на строительство объекта плохо, некачественно, рычагов воздействия на нее по-прежнему очень мало. Разве что судиться, но это, скажем так, не быстрое дело.
Только в одном случае СРО может вмешаться и как-то повлиять на ситуацию – когда в результате непрофессиональных действий подрядчика произошли существенные нарушения в строительстве, приведшие к каким-то потерям. В общем, привлечь СРО в качестве союзника не всегда возможно. Но и сама она, мягко сказать, не всегда станет выступать против своих членов, так как элементарно существует на их взносы.
Особенно трудно, когда СРО находится за пределами региона. Выстроить конструктивные взаимоотношения в этом случае зачастую весьма проблематично. В некоторых организациях тысячи членов вместо предполагаемых 100-150. Это говорит о том, что они создавались не для повышения эффективности и качества работы стройкомплекса, а чтобы как можно больше взносов получить.
Вот и получается ситуация, когда СРО раздает допуски на участие в конкурсных торгах налево и направо, всем без разбору, вне зависимости, в состоянии ли эта фирма справиться с заказом или нет. Но у организаторов торгов законных оснований отказать им нет, так как все документы у участников в порядке. Вопрос доступа к торгам требует решения. Да и сам принцип конкурсного отбора не всегда понятен и предсказуем. Нельзя допускать, чтобы заказ получал застройщик, у которого ни техники, ни штата, ни финансов. Такие компании выигрывают конкурсы на размещение государственного или муниципального заказа потому, что сильно занижают стоимость строительства. Тем самым сомнительные организации перехватывают заказ у крупной строительной фирмы, которая работает качественно и имеет хорошую репутацию на рынке.
Поэтому я считаю, что меры, направленные на усиление ответственности СРО, которые сегодня разрабатываются в правительстве, давно назрели. Саморегулируемая организация должна отвечать за неисполнение строительной компанией, являющейся ее членом, своих обязательств по контракту.
Однако проблемы не заканчиваются только на работе со СРО. Есть и другие нарушения при выдаче разрешительной документации, хотя их и значительно меньше, чем еще несколько лет назад. К примеру, заметно лучше в целом сегодня решаются вопросы технологического присоединения строящихся объектов к электросетям. Однако остаются серьезные проблемы во взаимоотношениях застройщиков с теплоснабжающими организациями. Вопрос зачастую упирается в отсутствие средств, необходимых на прокладку трубы до конкретного объекта или микрорайона новостроек.
Надо отметить, что важную роль здесь играют муниципалитеты. Дело в том, что ресурсоснабжающие организации не всегда могут верно рассчитать необходимый объем инвестиций в строительство сетей по годам. Потому что многие муниципальные образования так и не разработали документы территориального планирования, а также схемы развития инженерной инфраструктуры.
Несмотря на все сложности, я позитивно оцениваю перспективы строительной отрасли в Алтайском крае и Барнауле. И факты последних лет подтверждают мое мнение. К примеру, в краевом центре под многоэтажную застройку необходимо ежегодно предоставлять примерно по 35-40 га. Долгое время это было большой проблемой. В 2011 году, например, строители получили лишь 11 га на всех. Ощущался острый дефицит подготовленных земельных участков. Но уже в следующем году строителям предоставили больше 70 га. В Барнауле земли под массовую многоэтажную застройку достаточно, хватит надолго. Правда, готовить земельные участки надо уже сегодня, так как это процесс весьма сложный и длительный. Но потенциал для развития есть, по Павловскому тракту в сторону аэропорта, например. Однако имеются инфраструктурные, транспортные ограничения.
Если говорить о том, как скоро мы сможем выйти на темпы строительства в 1 млн кв. м жилья в год, то это произойдет не завтра. Но если спрос сохранится и дальше, если мы сможем его простимулировать, то к 2017-2018 годам достигнем этого показателя. Говоря о стимулировании, я прежде всего имею в виду государственную программу «Жилье для российской семьи». Если она будет продолжена и после 2017 года, если станут более благоприятными, чем сейчас, условия ипотечного кредитования, объемы жилищного строительства в крае будут стабильно расти.
Фото: сайт doc22.ru
09.12.2014 13:43
О развитии малоэтажного строительства в Алтайском крае рассказывает Андрей ГЕТТИХ, заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, начальник управления строительства и территориального планирования
Каковы основные тенденции развития малоэтажного строительства в крае в последние годы?
Малоэтажное жилищное строительство за последние годы стало одной из основных отраслей развития строительного рынка Алтайского края и в настоящее время перестало ассоциироваться только с индивидуальными частными постройками в населенных пунктах. Это особенно заметно на фоне освоения земельных участков, выделенных в крае под комплексное малоэтажное жилищное строительство. Застройка новых поселков происходит как с участием государственных средств, выделенных на развитие инженерной и социальной инфраструктуры в рамках существующих программ, так и с участием внебюджетных средств. Необходимо отметить, что в последнее время происходит положительная тенденция направления денежных средств, выделяемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках действующих государственных жилищных программ, на первичный рынок, в том числе на строительство индивидуального жилья.
09.12.2014 14:00
09.12.2014 19:59
09.12.2014 23:20
10.12.2014 09:06
11.12.2014 13:10
Ага, вот в Бийске тендеры выигрывает фирмешка, зарегиная за месяц до аукциона с уставным капиталом 10 000 рублей. ООО "Покров" - среди учредителей "муж жены" гендиректора ЗАО "Эвалар" Прокопьев С.В.
Ни допуска СРО, ни сданных объектов. А подряды дают по програме аварийного жилья. Тов.Геттих, РАЗБЕРИТЕСЬ!!!!!!
11.12.2014 13:43
11.12.2014 13:59
11.12.2014 20:23
11.12.2014 23:54
http://www.rusnovosti.ru/news/356807/
21.12.2014 15:50
22.12.2014 01:46
22.12.2014 14:20
23.12.2014 03:39
23.12.2014 03:41