18+

Историк Евгений Платунов: Новая история Алтая. Сталин.

Историк Евгений Платунов: Новая история Алтая. Сталин.
Историк Евгений Платунов: Новая история Алтая. Сталин.
80 лет назад 22−23 января 1928 года на Алтае (В Барнауле и Рубцовске) побывал генеральный секретарь ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин. Казалось бы, кого кроме историков может интересовать сейчас это далекое событие. Вот даже и в недавно вышедшей Энциклопедии «Рубцовск» не нашлось ему места (зато нашлось Раисе Титаренко-Горбачевой, увезенной в трехлетнем возрасте) — как будто лидеры страны каждую неделю посещали «город в степи». Тем не менее, цель той поездки оказалось актуальной и сейчас. В сравнении действий тогдашнего и нынешнего руководства страны при росте цен на продукты питания выигрывает «кровавый тиран» Сталин.

Предлагаем вам материалы о той поездке на Алтай, подготовленные краеведами из общественной организации «В защиту Советской истории» Анатолием Щекиным и Вячеславом Кокшеневым. Статью подготовил Евгений Платунов.

ЧТО ДЕЛАЛ СТАЛИН В СИБИРИ В ЯНВАРЕ 1928 ГОДА

В эти дни исполняется 80 лет со дня поездки И.В. Сталина в Сибирь. За прошедшие 15 лет об этом событии много писали и специалисты-историки, и журналисты. Результаты пребывания вождя в Сибири преподносились как правило в негативном виде — общий для всех публикаций вывод: «Поездка Сталина в Сибирь в январе 1928 года знаменательна тем, что после его выступлений здесь жизнь крестьян всей страны пошла наперекосяк».

Давайте спокойно, без традиционной истерики разберемся, чем была вызвана та поездка и самое главное — попробуем сравнить реакцию нынешних властей на рост цен и действия тогдашнего руководства в аналогичной ситуации.

Для того, чтобы ощутить атмосферу того времени обратимся к газете «Красный Алтай», которая была тогда органом не только Окружкома ВКП (б) и Окрисполкома, но и профсоюзных организаций — Окрпрофсовета:

Воскресенье, 15 января 1928 года: «На Украине арестовано свыше 200 спекулянтов, срывающих план заготовок — Харьков, 13 января».

Экономуправлением ГПУ собраны материалы, рисующие картину, как частникспекулянт в союзе с сельским кулаком пытается всеми возможными для них средствами, сорвать плановую заготовку зернохлеба государственными, кооперативными и заготовительными организациями. За последние дни на Украине арестовано свыше 200 злостных частников-спекулянтов. При аресте обнаружены большие скрытые запасы зернохлеба. Экономуправлением ГПУ УССР собраны материалы о ненормальностях и злоупотреблениях по продвижению товаров в село". «Новосибирский, Бийский, Омский, Иркутский и Красноярский округа увеличили свои заготовки. Всего за первую декаду января Сибирь заготовила 36853 т зерна — Новосибирск, 14 января».

За первую декаду января Сибирь заготовила хлеба меньше, чем в третьей декаде декабря — 368853 т. вместо 46481 т. Из всех заготовителей только один «Хлебопродукт» увеличил свои заготовки. Из отдельных округов увеличили свои заготовки: Новосибирский, Бийский, Омский, Иркутский и Красноярский. Славгородский округ, Рубцовский и Барабинский снизили свои заготовки в значительных объемах".

17 января: «За последнюю 5-дневку заготовки в Барнаульском округе снизились».

18 января: «К крестьянам Барнаульского уезда! Обращение Барнаульского окрисполкома… Значительно укрепилась диктатура пролетариата. …Растут и крепнут колхозы. …Задачи, поставленные 15-м съездом ВКП (б) — индустриализация страны должна обеспечить не только превышение довоенного уровня, но и догнать и обогнать передовые капиталистические страны. Эти хозяйственные задачи требуют больших денег. Особенно отсталое сельское хозяйство нуждается в больших капитальных вложениях. Правительство предоставило льготы по налогам беднякам и середнякам, а также по сельскохозяйственной технике.

Надо, чтобы трудящиеся пошли на помощь правительству. …Приобретено на 200 млн. рублей заем индустриализации. Хуже обстоит дело с привлечением сбережений крестьянства. Правительство выпустило выигрышный заем укрепления сельского хозяйства на 100 млн. рублей. Все средства, получаемые от займа правительством, расходуются целиком на развитие сельского хозяйства.

Каждый крестьянин, купивший облигацию за 10 рублей или ее четверть за 2 р.50 к. будет получать 6% готовой прибыли, и облигации будут участвовать в розыгрышах выигрышей. Кроме того, облигация займа с 1 июля 1929 года приносят в уплату с/х налога и в уплату по обязательному окладному страхованию. Округ обязан раскупить крестьянского займа на 725 тысяч рублей».

Аншлаг номера газеты за 19 января: «Многие кредитные товарищества нашего округа не принимают мер к усилению хлебозаготовки»…Задерживают на складах заготовленное. …Еще не раскачались. …Председатель Шаховского (ныне Павловский район — Е.П.) кредитного товарищества снят с работы. …Арестован представитель Барнаульского Лентреста в Бийске. Он платил за пуд овса с доставкой по 1 рублю 05 копеек. Синдицированная (твердая) же цена на овес — 37 копеек.

Пятница, 20 января: «За антисоветсткую деятельность высланы из Москвы 30 оппозиционеров-троцкистов и сапроновцев». Москва, 19 января. Даем сообщение ТАСС: «Ввиду установления антисоветской нелегальной деятельности… признано необходимым применить высылку из Москвы 30 активных участников оппозиции, в том числе Троцкого, Смирнова, Серебрякова, Радека, Муралова, Сапронова, Смилгу, Сосновского (о нем дан короткий комментарий — „сослан в Барнаул“ — Е.П.) и других. Ряду других лиц: Раковскому и другим тоже предложено выехать из Москвы».

Суббота, 21 января: заголовок — «Крестьяне Новосибирского округа везут хлеб с красными флагами».

Приезд в Барнаул

22 января 1928 года генсек в сопровождении секретаря Сибирского крайкома ВКП (б) С.И. Сырцова прибыл в Барнаул. Местный партактив узнал заранее о приезде, и на вокзале, несмотря на трескучий мороз, собралось много людей. Дежурный по вокзалу ударил в станционный колокол и, по словам очевидцев, «на перрон тесными рядами вышли руководители окружных партийных, советских и профессиональных организаций, ведя между собой оживленную беседу». Неожиданно перед ними предстал человек, одетый в «дошку черного цвета до колен» и в рукавичках на веревочке через шею. «У вас в Сибири, — бросил вождь, поймав недоумение в глазах встречающих, — холодно, поэтому я обеспечился рукавицами». Рабочие шубной мастерской срочно изготовили и подарили ему «сибирскую овчинную барчатку».

На вокзальную площадь задолго до прихода поезда стали подъезжать санки и кошевки с встречающими руководителями округа и города. Среди них находилась и кошевка, в которую был запряжен красавец конь по кличке Марат. Повозкой управлял кучер горотдела ОГПУ И.Г. Сергованцев. Именно на ней и сопровождении секретаря Барнаульского окружкома ВКП (б) В.Н. Кузнецова и приехал Сталин с вокзала к зданию окружкома (ныне здесь городская дума).

К этому времени там уже собрались на кустовое совещание представители партийных и советских органов Барнаульского и Рубцовского округов. На совещание не были приглашены представители Каменского и Славгородского округов. Это объяснялось тем, что все пять алтайских округов, территория которых с июня 1917 года до мая 1925 года входила в Алтайскую губернию, являлись самостоятельными административными единицами Сибирского края.

Участник совещания Д.И. Рябцев, работавший в то время в окружном союзе потребкооперации, вспоминал, что перед началом совещания руководители округа обратились к Сталину с просьбой сфотографироваться. Он, сделав замечание, что всегда с побрякушек начинаем деловые заседания, все-таки согласился сфотографироваться. Эта групповая фотография хранилась в партийном архиве Алтайского крайкома КПСС, а затем была передана в государственный архив. Впервые она опубликована в «Алтайской правде» в 1988 году (N 281−282).

Зачем же приезжал Генеральный секретарь ЦК в Сибирь?

Для ответа на этот вопрос, необходимо хотя бы кратко проанализировать особенности политического и экономического развития страны во второй половине 20-х годов.

К концу 20-х годов положение в стране обострилось. Нэп явно захлебывался, поскольку чтобы чем-то торговать, надо что-то производить. Для того чтобы поднять промышленность, нужны были деньги — много денег, и люди — много людей. Ни того, ни другого не было. Отсталое сельское хозяйство связывало 80% населения — а толку от него было чуть. Крестьяне едва-едва кормили себя сами, да еще и отказывались сдавать хлеб по государственным расценкам, а платить им по рыночным было нечем. Промышленных товаров почти не производилось, все — от лопат до тракторов — ввозили из-за границы. В довершение радости, в 1927 году прошла серия английских провокаций против СССР — налеты китайской полиции на советское посольство, а английской — на торговое представительство в Лондоне (китайский налет тоже был инспирирован англичанами). У Англии всегда были свои интересы, но отчасти тут и Коминтерн подсобил — ну зачем было так уж откровенно поддерживать стачку английских шахтеров? Однако войной запахло всерьез. Ворошилов объявил призыв миллиона резервистов. В ответ население, готовясь к войне, опустошило и без того скудные магазинные полки, а крестьяне окончательно отказались сдавать хлеб. К перспективе войны прибавилась еще и перспектива голода. Самое время для выступления оппозиции. И она, конечно, не замедлила…

В 90-е годы много писали о том, как злодеи-большевики вывозили за границу ценности и национальное достояние, вплоть до золота и произведений искусства. Это действительно так. Но, за исключением определенного процента, который шел на воровство (определенный процент на воровство шел даже в блокадном Ленинграде — это природа человеческая, от которой не уйдешь), — так вот, за исключением определенного процента на воровство вырученные средства шли на приобретение за границей промышленных товаров. Даже «лампочки Ильича» и те ввозились в то время из Германии. А импорт — вещь очень опасная, поскольку не только истощает государство, но и крайне чутко реагирует на международные отношения. Надо было поднимать свою промышленность, но на это не было средств и, что не менее важно, не было людей. А людей не было, потому что 80% населения страны работали в предельно отсталом, почти на уровне Московского княжества, сельском хозяйстве. И что делать с этим сельским хозяйством, не знал никто.

Сельское хозяйство, кроме того, что было отсталым, еще и находилось в глубочайшем кризисе. Кризис этот возник не по вине большевиков, он достался им в наследство от царской России, да и в самой России он созревал лет пятьдесят, не меньше, если не сто пятьдесят, и никто не решался к нему подступиться. Столыпин попытался было, да не вышло, не успел. Крестьянское хозяйство было мелким и низкопроизводительным, пресловутый «мужичок-кормилец» кормил в основном себя, почти не поставляя зерна на рынок. Причин этого было много, выделим лишь основные. Во-первых, произошло снижение товарности крестьянских хозяйств из-за их дробления, а также роста крестьянского потребления, т. е. все большее количество крестьянских семей становилось зажиточными и имело возможность большую, чем прежде, доли) произведенного использовать для внутреннего потребления, Поэтому, хотя производство зерна к середине двадцатых годов несколько увеличилось по сравнению с дореволюционными показателями, объем товарной продукции сократился с 25,5% к валовому сбору до 19−21 %. К тому же этот процесс происходил одновременно с увеличением численности городского населения.

Надо было любой ценой, и срочно, создавать крупные высокопроизводительные хозяйства, а излишек людей направить в промышленность, только в этом случае можно было говорить о возможности выживания страны. Первоначально, по наивности и неопытности, правительство предполагало, что все получится само собой, путем естественного развития кооперации, однако естественное течение событий разворачивало лодку совсем в другую сторону, в сторону формирования мощного спекулятивного лобби держателей хлеба. Тут нужно было какое-то совершенно новое решение — но какое? Международное положение тоже не радовало. Еще Александр III говорил: «У России друзей нет». Еще меньше друзей было у Советского Союза. Дружественной страной в 20-е годы можно было считать разве что Германию. Крайне враждебно (впрочем, как всегда) была настроена Польша, в 1927 году произошло резкое похолодание отношений с Англией и с Китаем, примерно в то же время Япония провозгласила новый внешнеполитический курс, в котором почти открыто были заявлены претензии на Дальний Восток. В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер, ну, а его планы в отношении России были хорошо известны. Земли у нас много, вот в чем беда!

Отношение большинства других стран, не посягавших на русские земли, находилось в диапазоне между явной враждебностью и осторожной отстраненностью. Все попытки заключить какие бы то ни было соглашения о совместной обороне неизменно проваливались. Между тем не было никаких сомнений в том, что следует ожидать новой войны, вопрос был только в том, когда ее ждать и откуда. То ли в 1927 году нападут сопредельные государства-лимитрофы, науськанные Англией, то ли через год-два — Япония, захватив в свою орбиту полумарионеточный Китай, то ли Польша объединится с Германией и ударит с запада. Между тем армия и оборонная промышленность находились в зачаточном состоянии. Для того чтобы поднять армию требовалась срочная индустриализация, для индустриализации нужны были средства и в первую очередь люди, а для этого нужно было решить проблему сельского хозяйства, а как решить проблему сельского хозяйства, не знал никто.

Первые трудности с заготовкой хлеба обнаружились уже осенью 1925 года, когда было заготовлено зерна меньше, чем планировалось. Напряженно проходила хлебозаготовительная компания и в 1926 году. Но особо сложной оказалась ситуация зимой 1927−1928 годов.

ЦК ВКП (6) вынужден был 14 и 24 декабря 1927 года направить две директивы партийным организациям хлебозаготовительных районов в связи с резким сокращением хлебных заготовок в октябре и ноябре. Это могло привести к уменьшению экспорта зерна, а главное поставило бы под угрозу снабжение промышленных центров. Для удовлетворения потребностей в хлебе необходимо было иметь не менее 500 млн. пудов зерна ежегодно, а к январю 1928 года было заготовлено лишь 300 млн. пудов. В связи с этим Политбюро тогда же приняло решение срочно направить в хлебные районы промышленные товары, чтобы заинтересовать крестьян в продаже зерна. Так как этих товаров было мало, то делалось это за счет урезания и без того скудного снабжения в других, не хлебных районах. Это ожидаемых результатов не принесло, темпы хлебозаготовок оставались низкими.

6 и 14 января 1928 года местным парторганизациям были направлены новые директивы ЦК ВКП (6) о хлебозаготовках и телеграмма ЦК ВКП (6) об усилении мер по хлебозаготовкам. Первый документ был подготовлен комиссией ЦК, образованной Политбюро ЦК 5 января 1928 года по главе с И.В. Сталиным, второй принят Политбюро ЦК 14 января 1928 года, проект ею был подготовлен И.В. Сталиным и С.В. Косиором. Смысл их сводился к требованию применить чрезвычайные меры, чтобы наставить крестьян продавать зерно по единым твердым ценам.

Предписывалось «установить максимально ускоренные сроки всех платежей крестьянства казне по налогам, страхованию, ссудам; не допускать отсрочек по ссудным обязательствам кредитной системе и организовать сбор авансов под поступающие промышленные товары и сельскохозяйственные машины;, добиваться досрочных взносов всех платежей, одновременно развернув компанию по распространению крестьянского займа и сборов кооперативных паев; срочно установить дополнительные местные сборы на основе законов о самообложении». Причем при взыскании недоимок предлагалось применять «немедленно жесткие меры», а руководителям парторганизаций, не обеспечившим «в недельный срок… решительного перелома в хлебозаготовках», пригрозили отставкой.

В телеграмме от 14 января еще откровеннее звучали категорические призывы к репрессивным мерам «Чтобы восстановить нашу политику цен, — говорилось в ней, — и добиться серьезного перелома, надо сейчас же ударить по скупщику и кулаку, надо арестовать спекулянтов, кулачков и прочих дезорганизаторов рынка и политики цен». Ожидалось, что подобные меры в отношении кулаков, которые, как отмечалось в телеграмме, вздувают цены на хлеб, наставят середняков, основных поставщиков зерна и других продуктов, занявших выжидательную политику, понять, что «перспектива повышения цен на хлеб есть выдумка спекулянтов, что спекулянт и кулак есть враг советской власти, что связывать свою судьбу с судьбой спекулянтов и кулаков опасно…». Есть уже в этой телеграмме и упоминание о Сибири. Подчеркивалось, что Урал и Сибирь — следующие за южными районами страны важные хлебозаготовительные регионы. «Здесь у нас имеется два с половиной — три месяца срока до распутицы. Нажим нужен здесь отчаянный, так как это последний резерв. На Урал выехал уже Молотов. В Сибирь выезжает сегодня Сталин». Как вспоминал в 70-е годы Молотов, первоначально намечался выезд Орджоникидзе, но он заболел.

Выступление Сталина на Алтае

Вот в такой сложной и напряженной обстановке и была предпринята поездка Сталина по хлебным округам Сибирскою края. Маршрут был такой: Новосибирск, Барнаул, Рубцовск, Омск, Красноярск и снова Омск. Два дня, 22 и 23 января, были отведены на проведение совещаний в Барнауле и Рубцовске.

Суть выступлений Сталина на этих совещаниях сводилась к анализу причин, породивших хлебозаготовительные трудности, перечислению мер, необходимых, по его мнению, для их преодоления. Основную вину за возникшие трудности с хлебозаготовками он возложил на партийные организации, которые по его выражению, пустили это важнейшее дело на самотек, решили, что хлебозаготовки не их дело, что с ними вполне справятся различные организации. Подобное настроение в корне неверно: партии до всего есть дело. Он привел примеры некоторых регионов (Украина, Северный Кавказ и др.), где осуществили его рекомендации, и закупки хлеба сильно возросли: «Сибирь должна дать всего лишь 60 млн. пудов, и то тут у вас кряхтят. Сибирь отстала, страшно отстала. Хлеба у вас не меньше, а больше, чем в прошлом году, в то время как план хлебозаготовок в этом году на 1 млн. меньше… Полгода уже прошло, а Сибирь заготовила меньше одной трети. За второе полугодие она должна наверстать и дать больше двух третей. Опоздали, товарищи. Слишком медленно раскачиваетесь… Заготовить вовремя. Никаких отговорок и отступлении от плана допускать нельзя. Задание должно быть выполнено! Нужно нажать на это дело по-большевистски!» — подчеркнул Сталин. Вот на такой ноте он и закончил свое краткое выступление в Барнауле.

Сохранились и бытовые подробности пребывания Сталина в Барнауле. По воспоминаниям барнаульского старожила П.И. Захарова, «Когда организовали Алтайский край, машин еще не было, все ездили на лошадях, в том числе и партийные работники — в кошевках и ходках. Кошевки — это легкие саночки для одной лошади или двух. На такой кошевке приезжал в Барнаул Сталин, и она долгое время выставлялась в краеведческом музее. В ней были постелены медвежья шкура и шуба — для того, чтобы вождя не заморозить. Потом, после развенчания культа личности Сталина, эту кошевку из экспозиций музея убрали, на мой взгляд, зря, потому что историю надо хранить, ценить и уважать» (Барнаул в воспоминаниях старожилов, с. 97). Отрадно, что и у младшего поколения барнаульцев вызывает интерес тема поездки Сталина на Алтай. Оле Омельяненко из лицея 86 Ей удалось найти много интересного, в том числе речь Сталина и тексты телеграмм, которые он отправлял из Барнаула в Москву, в краеведческом музее были найдены фотографии: сам Сталин, зал, где он выступал, и даже конь Марат, который был впряжен в кошевку. Нынешние чиновники невпопад вспоминают иногда при встречах с ветеранами о пребывании вождя в Барнауле. Например П. Фризен как-то на подведении итогов Всероссийской сельхозпереписи «сделал открытие»: якобы Сталин выступал с балкона — это в январский-то мороз?

Меры борьбы со спекулянтами

Еще 18 января Сталин в выступлении в Новосибирске на закрытом заседании бюро Сибкрайкома ЦК ВКП (б) особо обосновал необходимость широкого применения статьи 107 Уголовного кодекса РСФСР к тем, кто, имея большие запасы хлеба, выжидал пне хотел продавать его государству по твердым ценам. Эта статья предусматривала привлечение к судебной ответственности тех, кто занимался скупкой и перепродажей продуктов и предметов массового потребления, с конфискацией этих продуктов. Но предложения встретили и возражения. Например, председатель правления Сибирского краевого сельскохозяйственного банка С.М. Загуменный 19 января (т.е. на другой день после заседания бюро Сибрайкома ВКП (б), на котором выступал Сталин) направил обширную записку И.В. Сталину и С.И. Сырцову. Он писал, что применять 107 статью УК к крупным держателям хлеба за то, что они не везут его на рынок, ошибочно. Загуменный убеждал Сталина в том, что это не соответствует духу новой экономической политики и будет воспринято основной массой середняков и бедноты «как возврат, в той или иной форме, к временам „военного коммунизма“, периоду продразверстки», что осуждение кулака только за то, что он придерживает хлеб, приведет середняка к убеждению, что рано или поздно очередь дойдет и до него, как держателя значительной части хлебных излишков.

Но Сталин призывал видеть всю остроту ситуации: «Если кулаки ведут разнузданную спекуляцию на хлебных ценах, почему вы не привлекаете их за спекуляцию? Разве вы не знаете, что существует закон против спекуляции — 107 статья Уголовного Кодекса РСФСР. Вы говорите, что применение к кулакам 107 статьи есть чрезвычайная мера. Что она не дает хороших результатов, что она ухудшает положение в деревне. Особенно настаивает на этом т. Загуменный. Допустим, что это будет чрезвычайная мера. Что же из этого следует? Почему применение 107 статьи в других краях и областях дало великолепные результаты…, а у вас, в Сибири, оно должно дать якобы плохие результаты и ухудшить положение?» И далее он обрушивается на работников прокуратуры и суда, которые не хотели применять эту статью. «Я видел несколько десятков представителей вашей прокурорской и судебной власти. Почти все они живут у кулаков в нахлебниках и, конечно, стараются жить в мире с кулаками… Понятно, что от таких представителей… нельзя ждать чего-либо путного и полезного для Советского государства. Непонятно только, почему эти господа до сих пор еше не вычищены и не заменены другими, честными работниками».

В Рубцовске

К сожалению, в недавно вышедшей энциклопедии «Рубцовск» нет упоминания о приезде Сталина в тогдашний окружной центр (зато не забыли Раису ТитаренкоГорбачеву!). А зря — сохранились интересные воспоминания очевидцев. Например, помимо алтайских представителей в Рубцовске появлялись и посланцы из соседней Семипалатинской губернии. Как раз о необходимости «вычистить» таких администраторов Сталин и говорил во время всей сибирской поездки. Из желания отрапортовать раньше всех о выполнении плана хлебозаготовок семипалатинцы подняли у себя на 4 копейки за пуд закупочные цены и перетянули часть алтайского хлеба, оставив соседей-конкурентов с носом. Они высыпались как ошпаренные из сталинского вагона с восклицаниями:

— Выгнал нас! Крикнул: «Пошли вон, спекулянты!» И выгнал, выгнал из вагона…

Весть о «расправе» с семипалатинцами молнией разлетелась по чиновным кабинетам: «Крутой! Он нас всех тут разгонит».

Появление в зале Сталина приглашенные на заседание бюро Рубцовского окружкома ВКП (б) от 23 января встретили громкими аплодисментами.

— Хорошие вы ребята, сибиряки, — осадил их вождь, — дружно руками шлепаете, а работать не умеете.

Совещание началось с информаций из районов. По ходу отчетов Сталин не раз прерывал докладчиков, призывая их то опираться на бедноту, то, требуя прекратить болтовню. Кто-то взъерепенился:

— Да что вы с меня хлеб спрашиваете. Я секретарь райкома партии, а не заготовитель!

Вмиг последовал не терпящий возражений ответ:

— Ты секретарь райкома и хлеб не хочешь заготовлять, а я секретарь ЦК и хлеб заготовляю.

Больше желающих подискутировать не оказалось.

Напоследок генсек сказал:

— Сейчас кулак оскалил зубы. На удар кулачества по хлебным ценам партия должна ответить контрударом. Но контрударом с умом, по закону. Было бы глупо говорить об отмене нэпа, о возврате к продразверстке. Есть ли у нас такой закон против кулака? Есть ли тут юристы?

Собрание заколыхалось, заволновалось. Юрист был, но закона такового не знал, а знал только, что ст. 107 УК применялась против городского спекулянта.

— А разве, — продолжал Сталин, — кулак в деревне, взвинчивающий цены на хлеб, не сдающий своих излишков государству, не спекулянт? Мы в деревне ведем классовую политику. Кто думает, что нэп означает не усиление борьбы с капиталистическими элементами, в том числе с кулаком, а прекращение борьбы, тому не место в нашей партии.

Секретарь окружкома ВКП (б) М.И. Дьяков попытался огласить заготовленное постановление, но сразу был остановлен: «Хлеб нужен стране, а не резолюция». На том и порешили, записав в протокол обязательство — выполнить план в установленные сроки. Отъезд из Рубцовска проходил без торжеств. «У нас, — рассказывал участник встречи Л.А. Нечунаев, — тогда не было легковых машин. Подали ему коняшку серую. Шел небольшой буранчик. А он изъявил желание пойти пешочком. А мы еще удивились: ведь до станции далековато. Серко вернулся домой отдыхать, и мы распростились с тов. Сталиным на крыльце». Так что часто упоминаемый ночлег вождя в доме председателя исполкома на углу ул. Комсомольской и пер. Улежникова просто легенда.

Существует еще одна легенда: неизвестно, где находился Сталин в течение нескольких суток, на какой полустанок или даже сопредельную территорию занесло его поезд. Это могло случиться из-за снежных заносов («Красный Алтай» 22 января сообщает в заметке «Кто виноват в крушении?»: 16 января разбит вдребезги снегоочиститель «Биори» — в него врезался сзади маневровый паровоз, три человека травмированы).

Ясно одно — в целом генсек остался доволен поездкой на Алтай. Для иллюстрации приведем короткий разговор по телеграфу между командированным в Минусинск Р.И. Эйхе и Новосибирском. «Прошу передать информацию, — беспокоился председатель Сибкрайисполкома, — особенно интересуюсь впечатлением Сергея и его соседа от поездки в Барнаул и Рубцовку». Из крайкома поступил успокоительный ответ: «Были они в Барнауле и Рубцовке. Впечатление, что хлеб должен безусловно пойти. Меры нажима на кулаков дают положительные результаты. Страшно слаба раскачка партийно-советской низовки. В общем впечатление от поездки у них хорошее». Успокоившийся Р.И. Эйхе тут же отбил солидарность с проводимой линией: «Считаю совершенно необходимым распространить меры нажима на кулаков на все восточные округа».

Остановимся теперь и на этих «мерах нажима». Нынешние обличители Сталина забывают о природном свойстве наших чиновников всех времен (независимо от политического и экономического строя или идеологии) — умении без остатка погружаться в так называемый «административный восторг». Такой «восторг» в русской реальности присутствовал всегда, но в тот раз был помножен еще и на «синдром гражданской войны». Репрессивные органы любого ранга, от ГПУдо комбеда были перенасыщены тогда не нашедшими себе применения в мирной жизни «кровью умытыми» (термин — из названия романа о гражданской войне Артема Веселого). Чем ниже уровень, тем небрежнее кадровый отбор, тем больше откровенной сволочи, которая мало того, что была откровенной сволочью, так еще и прошла гражданскую войну, привыкла к насилию и, сатанея от безнаказанности, от чрезвычайных мер быстро перешла к беспределу. Сталин прекрасно понимал эту особенность кадров, взвращенных Троцким и оппозицией, называл ее «болячкой партийно-советской работы». Но других кадров у него тогда не было.

Именно поэтому любая тогдашняя «чрезвычайная» кампания после ее окончания неизменно сопровождалась карами в отношении излишне ретивых исполнителей. (В отличие от сегодняшнего дня, когда за излишнее «усердие» на выборах чиновников лишь слегка пожурила прокуратура, не назвав ни одной фамилии!) Политика избавления от перегибщиков началась еще летом 1928 года, когда здесь же в Сибири в порядке выправления «перегибов» были освобождены 494 осужденных и возбуждено 801 уголовное дело против исполнителей, совершивших злоупотребления при хлебозаготовках. После этот прием, к сожалению, пришлось применять неоднократно. На конец февраля 1928 г. лишились своих теплых мест 1279 функционеров. К партответственности привлечено с января по май 1928 г. более 1,4 тыс. членов ВКП (б). Текст шифротелеграммы, которую Сталин послал со станции Тайга в ЦК ВКП (б), свидетельствует об этом: «…Был в Барнауле, Рубцовске, Омске, беседовал с бийскими, славгородскими, новосибирскими товарищами, имел переписку с каменскими товарищами, накрутил всех как следует». На этом сейчас и спекулируют разоблачители Сталина, заламывая руки, по поводу судьбы этих «отморозков», автоматически зачисляя всех уволенных сразу в «репрессированные».

Переусердствовали

Чтобы не быть голословным предлагаю на примерах посмотреть на «деятельность» этих «кровью умытых», которые на корню дискредитировали все благие намерения Сталина.

Вот что решило бюро Барнаульского окружкома ВКП (б) 13 марта 1928 года: «Признать необходимым провести процессы по 107 статье по 2−4 на район: в Алейском, Мамонтовском, Боровском, Чистюньском, Чумышском, Тальменском, Косихинском районах, выбирая для этого кулацкие хозяйства, у которых имеется, кроме потребного на питание и посев, не менее 400 пудов хлеба. Причем должны быть проведены с особой тщательностью и быстротой и в показательном порядке с максимальным привлечением всего крестьянства данного села». Приведенное решение значительно расширяло границы применения 107 статьи по сравнению с указаниями ЦК. В письме Политбюро ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1928 года о первых итогах хлебозаготовок, подготовленном лично Сталиным сразу после возвращения из Сибири адресованном всем партийным организациям, говорится о возможности применения 107 статьи к тем, кто имеет две и более тысячи пудов товарного хлеба. В решении бюро окружкома речь шла уже о тех, кто имеет не менее 400 пудов. На практике эта граница еще значительно снижалась, и в злостных спекулянтах оказывались мелкие держатели хлеба. Об этом говорилось в многочисленных документах.

Вот один из них. Выездное заседание Шипуновской районной тройки в с. Баталове в июне 1928 г. постановило; «Привлечь к ответственности по 107 статье Самойлова Петра Степановича — излишки 276 пудов (кулак лишен права голоса), Колесниченко Е.С. (спекулянт), излишки 170 пудов». Кроме того, решено было отдать под суд председателя сельсовета и двух членов правления потребительского общества за неудовлетворительную работу по хлебозаготовкам.

Примерно также жестко действовали и при взымании с крестьян всех видов налогов и платежей. Цель этого — заставить крестьян в поисках денег для уплаты налогов, выкупа облигаций крестьянского займа и т.п. продавать хлеб. Тот же Шипуновский райком давал указание всем ячейкам ВКП (б) в случае, если члены партии и комсомольцы, члены сельсоветов, правлений кооперативов всех видов не продадут в установленный райкомом срок весь товарный хлеб и не уплатят досрочно сельхозналог и другие платежи, то принять к коммунистам и комсомольцам «все меры партвзысканий, вплоть до исключения из партии и союза ВЛКСМ».

В другом письме того же райкома партии говорилось: «Несмотря на данные указания по обложению хозяйств в индивидуальном порядке, все же… есть опасные уклоны, которые выражаются в том, что места (местные власти — Е.П.) идут в одном случае, но линии полного раскулачивания без серьезного отбора и выявления действительно эксплуататорских хозяйств, беря за основу принцип зажиточности, но не принцип эксплуатации…»

Примеры по Шипуновскому району не случайны. Выступая на совещании актива в Барнауле 22 января, представитель Шипуновского райкома ВКП (б), обращаясь к Сталину, заявил, что они в короткий срок перевыполнят план хлебозаготовок. Конечно, это необдуманное обещание наложило отпечаток на дальнейшую деятельность райкома. Формы и методы, с помощью которых выбивали хлеб в 1928 году, получили свое развитие в последующие годы. В 1929 году под руководством секретаря этого райкома — одного из наиболее авторитетных руководителей партизанского движения на Алтае А.Н. Данилова — в районе на время хлебозаготовок создавались «оперативные (ударные) тройки», «боевые штабы». С их санкции заградительные отряды не выпускали никого из сел, даже на полевые работы, проводили хлебозаготовительные ударники, во время которых практически все население сгонялось на собрания, длившееся по несколько суток. Все это время людям не разрешалось никуда выходить из помещения. Специально назначенные «комиссары» требовали от них продажи хлеба, не давали спать. Таким образом, пытались заставить кулаков, а нередко середняков и даже бедняков продавать хлеб. Так, в с. Клепечиха ударная тройка требовала от бедняка Николая Виниченко продать шесть пудов зерна, хотя у него даже семян не было. Допускались прямые издевательства: «кулаков» ставили на табурет и заставляли плевать им в лицо.

Все эти тройки действовали, не считаясь с мнением местных Советов. Им предоставлялось право, в нарушение Устава партии, налагать на коммунистов любые партийные взыскания, вплоть до исключения из партии.

Эти противоправные действия в Шипуновском районе предпринимались, видимо, потому, что давала себя знать былая партизанская закваска Данилова, когда на врага шли в атаку с саблями наголо, и в этой атаке некогда было разбираться, кто перед тобой — настоящий враг или насильно мобилизованный в колчаковскую армию свой брат крестьянин. Вполне заслуженно и оправданно Данилов стал не только героем двух романов Г. Егорова «Солона ты, земля» и «На земле живущим», но и фигурантом процессов 30-х годов: за все зло, когда-нибудь нужно ответить.

Сейчас безапелляционно в создании «троек» обвиняют Сталина. Но возникли они еще до его приезда в Сибирь: согласно январского постановления крайкома ВКП (б) «О мероприятиях по усилению хлебозаготовок» была образована краевая тройка с широкими полномочиями. Последняя срочно приняла решение «проработать конкретные мероприятия и дать указания местам по борьбе с держателями крупных запасов хлеба».

Итоги поездки — курс на коллективизацию

Сначала вновь обратимся к тогдашним материалам газеты «Красный Алтай»

24 января: Аншлаг — «Кулаки, придерживая хлеб, нарушают нормы обмена товарами между городом и деревней». Рядом — разъяснение краевого прокурора Сибири: «Кулаки придерживают хлеб в ущерб бедняку и середняку… добиваются повышения цен… Против таких имеется статья 107 УК РСФСР, утвержденная 22 ноября 1926 года ВЦИКом. За злостное повышение цен на товары путем скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок — лишение свободы на срок до 1 года с конфискацией всего или части имущества или без таковой. Те же действия, при установлении наличия сговора, торговцев — лишение свободы на срок до 3 лет с конфискацией всего имущества. Прокурор предупреждает — эти статьи будут н
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 96
avatar
ну и ну

23.01.2008 18:16

вы рассчитыавете на то, что эту простыню кто-то прочитает?
| 0 | 1
avatar
SkyDrinker

23.01.2008 18:34

Я уже писал здесь об этом

https://www.bankfax.ru/page.ph p?pg=44603
| 0 | 0
avatar
alex

23.01.2008 20:00

Вас бы, "любителей советской истории" отправить в те времена - в ГУЛАГ, на лесозаготовки. Вот бы ВЫ тогда запели, и наверно меньше восхищались деятельностью Сталина
| 0 | 2
avatar
Историк церкви

23.01.2008 20:10

Для кого этот "историк" старается? Хроника - вождь сунулся туда, сказал то - а анлиз где???
Сам коммуноид или просто хочет срубить у них очки?
| 0 | 1
avatar
Суматоха

23.01.2008 21:44

Если Вы хотите доказать актуальность поездки Сталина по Алтаю, то неплохо бы проанализировать современную жизнь крестьян, воспоминания старожилов указанных сел (Баталово, Шахи, Клепечиха). Если был низкий уровень с/х производства, сбор зерна, то зачем было ее экспортировать? В статье все смешалось. Причем тут Польша, Англия, Япония, Троцкий с друзьями и т.д. Тем более в текстах выступления Сталина на Алтае об этом не упоминается. Из статьи трудно понять кто такой кулак, зажиточный крестьянин, середняк, бедняк, спекулянт, чем отличается закупка от заготовки. Если мужик собственным трудом вырастил хлеб, то почему он должен был просто так кому-то отдавать. Каким способом устанавливали излишки хлеба? Неужели уже была внедрена "продуктовая корзина". Однако статья хороша, хоть конь Марат сильно "приглянулся" т. Сталину. Единственный кому не было претензии со стороны генсека. И на том спасибо.
| 0 | 1
avatar
Виктор

24.01.2008 07:00

Прочитал комментарии:очень мы не лбим анализировать исторические факты,положительные или отрицательные.Мы любим, когда нам четко скажут,что "такое хорошо и что такое плохо".А статья в познавательном плане интересная.А мы,если мнение человека е совпадает с нашим, сразу ату,его, ату.
| 1 | 0
avatar
Платунов - Историку церкви из города Москва

24.01.2008 09:32

Уважаемый, я в отличие от Вас не прячусь за псевдонимом и заметьте не ставлю кавычки в слове историк. Если Вам интересно, каков круг моих исторических тем, готов Вам выслать список своих публикаций (с Интернер-ссылками) за прошлый год. Например, можем пересечься с Вами по теме коллаборационизма духовного отца Патриарха Алексия, исповедника Власова - Киселева. В Пскове папа и сын Редигеры вполне могли встречаться с бывшим кадровиком нашего крайвоенкомата майором Грачевым, попавшим в плен и ставшим потом начальником разведотдела штаба РОА. Стоит Вам также поискать и любопытную фотографию папы Патриарха, благословляющего обстреливающих Ленинград немецких артиллеристов (см. без пробелов duel.ru/200307/?07_ 04_ 1)
| 1 | 0
avatar
Платунов - Суматохе

24.01.2008 09:50

Я не старался объять необъятное (тогда бы "ну и ну" упал со стула). Давайте дальше анализировать все вместе: «Первые итоги заготовительной кампании и дальнейшие задачи партии» - «Правда», 15 февраля 1928 г.; И.В. Сталин «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства» //Сталин И.В. Сочинения. Т.11. М.,1949. С.1-9; Л.П. Егорова «О хлебозаготовительной кампании 1927-1928 годов и борьбе с кулачеством в Западно-Сибирской деревне»// Вып. 3. (Труды Томского госуниверситета), Т., 1967 - с. 265-270; «Агитатор Алтая» № 18, сентябрь 1988 г.; «Зачем Сталин приезжал на Алтай?» - Григорий Безруков - «Алтайская правда», 8 декабря 1988 г.(у Григория Николаевича выходила также отдельная брошюра); «Неизвестный визит» - В. Демидов, А. Угроватов - журнал «Земля Сибирь», № 1, 1992 г.; И.П. Иконникова, А.П. Бугроватова «Сталинская репетиция наступления на крестьянство в Сибири и хлебозаготовки 1927-1928 гг.»// «Вопросы истории КПСС», № 1, 1991; Поездка И.В. Сталина в Сибирь. Документы и материалы// Выступление И.В. Сталина на совещании представителей партийных и советских организаций Барнаульского, Рубцовского округов по вопросам хлебозаготовок // «Известия ЦК КПСС», 1991, № 6; Сталин в Рубцовске //«Хлебороб Алтая», 28 декабря 1991 г.; «Разгром левой оппозиции в СССР. Письма ссыльных большевиков (1928)» - публикация Юрия Фельштинского - исторический альманах «Минувшее», № 7, М., 1992; В.В. Демидов. Политическая борьба в Сибири. 1922-1929. Новосибирск. 1994. С. 97-100;
| 1 | 0
avatar
Платунов - Суматохе2

24.01.2008 09:51

...«Землепользование на Алтае» - Ю. Дьяченко – «Энциклопедия Алтайского края», Барнаул, 1996, с. 145-146; В.В. Кузнецов «Земля рубцовская: события, факты, люди», Рубцовск, 1999, с. 12; «Двойной заговор. Сталин и Гитлер: несостоявшиеся путчи» - Елена Прудникова, Александр Колпакиди («Олма-пресс», М., 2000); В.С. Познанский «К истории поездки И.В. Сталина в Сибирь» //«Урал и Сибирь в сталинской политике», Новосибирск, Сибирский хронограф, 2002, Центр исследования северо-восточной Азии, Университет Тохоко (Япония), Институт истории СО РАН - с. 81-85; «С именем Сталина» - М. Кагикина - Краеведческие записки, выпуск 3, Рубцовск, 2002, с. 60-62; «Руина» - Лев Стрижкин - «Алтайская правда», 23 апреля 2004 г.; М.А. Попов «Рубцовск (1892-2000). Исторические очерки», Рубцовск, 2004, с. 107-108; «Как Сталин решил судьбы крестьян в Барнауле» - Максим Усов - «Свободный курс», 14 января 2005 г.;«Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий» - Елена Прудникова, Александр Колпакиди («Олма Медиа Групп», М., 2006); «Не по учебникам» - Ольга Молотовникова, Сергей Башлычев (фото) - «Алтайская правда», 14 февраля 2007 г.
| 1 | 0
avatar
ВладимирЪ

24.01.2008 09:53

честно, я тоже не стал полностью читать. нудно как то.
если это журнальная статья то нудно и длинно, если серьезное исследование то не то место.
роль сталина в истории определена, и нет большого смысла копаться в деталях.
не думаю что кто то изменит свой взгляд прочитав эту статью полностью.
| 0 | 1
avatar
Нынешних сталинистов жалко

24.01.2008 10:12

Их всех бы при Сталине расстреляли. В то время, в отличии от нынешнего, не каждый рядовой гражданини имел право произносить это имя, а за публичное лизание задницы какого либо начальника, просто ставили к стенке.
| 0 | 1
avatar
Антон из города "Новые люди" - ВладимирЪу

24.01.2008 10:13

Кто это уже "определил" роль Сталина в истории? Уж не Солженицын ли с Аксеновым, да с Рыбаковым и всей нынешней либерально-невежественной историко-литературно-СМИ-шной братией?Э... Торопиться не надо!

Думаю, всякое поколение имеет право самостоятельно определять роль разных исторических личностей и их деяний в истории. Что и делает каждое поколение с большей или меньшей точностью и порядочностью. Как советские историософы с М. и Э. под мышкой "пересмотрели" все века со своей точки, так и либеральная политтусовка пересмотрела и "определила" со своей кочки. А мы, новое поколение, почитаем еще, подумаем... И Сталина определим,и ВАС, уважаемые либеро, тоже "определим".
| 0 | 0
avatar
Платунов -Жалобщику сталинистов

24.01.2008 10:19

«Уважаемый тов. Сталин!
Простите за смелость, но я решила написать Вам письмо. I обращаюсь к Вам с просьбой, и только Вы, один Вы можете целать это, вернее, простить моего мужа. В 1929 году он в пьяном виде сорвал Ваш портрет со стены, за это его привлекли к ответственности сроком на три года. Ему еще осталось сидеть 1 год и 2 месяца, но он этого не вынесет, он болен, у него туберкулез. Специальность его — слесарь, из рабочей семьи, никогда ни в каких контрреволюционных организациях не состоял. Ему 27 лет, его сгубила молодость, глупость, необдуманность; в этом он уже раскаивается тысячу раз.
Я прошу Вас, сократите ему срок или же замените принудительными работами. Он и так жестоко наказан, раньше, до этого, он был два года слепым, теперь тюрьма.
Я прошу Вас, простите ему, хотя бы ради детей. Не оставьте их без отца, они Вам будут вечно благодарны, умоляю Вас, не оставьте эту просьбу безрезультатной.
| 1 | 0
avatar
Платунов - Жалобщику сталинистов2

24.01.2008 10:20

...Может, Вы найдете хоть пять минут свободного времени сообщить ему что-нибудь утешительное — это наша на Вас последняя надежда.
Фамилия его Плескевич Никита Дмитриевич, сидит в г. Омске, статья 58, вернее, в Омской тюрьме.
Не забудьте нас, товарищ Сталин.
Простите ему, или же замените принудительными работами.
10.XII-30 г.
Жена и дети Плескевич
Я могу Вам выслать копию приговора, только, пожалуйста, откликнитесь. Не забудьте».

Откликнулся. Не забыл. Прочел письмо обезумевшей от горя простой крестьянки, возмутился сумасбродством местных подхалимов и отдал соответствующее распоряжение, о чем свидетельство - этот документ:

Телеграмма
Новосибирск ППОГПУ Заковскому По приказанию тов. Ягода Плескевич Никиту Дмитриевича освободить тчк HP 13566 Буланов.
Секретарь коллегии ОГПУ Буланов
28 декабря 1930 года
ЦА ФСБ. Ф. 2. Oп. 9. Д. 11. Л. 76, 80.
| 1 | 0
avatar
Владимиръ

24.01.2008 10:20

АнтонУ из города "Новые люди"
вы Антон наверное с утра не с той ноги встали, здесь как раз про то и разговор,что не надо пересматривать историю., она состоялась, и каждый вправе делать только выводы для себя.
на основе тех или иных публикаций, а насчет кто кого поставит к стенке, если бы мое поколение было бы последователем сталинизма, вашего уже могло и не быть.
| 0 | 0
avatar
жалостливому - себя пожалей

24.01.2008 10:21

Так кто тут у нас сегодня "публично лижет начальников"? Сталинисты или вы? Так по ком винтовка-то плачет?
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ

24.01.2008 10:26

Комментарии нашего читателя: Платунов -Жалобщику сталинистов
«Уважаемый тов. Сталин!
волосы дыбом встают на голове, что такое было в нашей истории, в нашей великой и могучей стране, сначало дать три года ни за что, а потом решением секретаря , не по суду, освободить.

вот тебе и право,вот тебе и права человека.
| 0 | 0
avatar
сердитый

24.01.2008 10:28

В моей деревне в 1917 году проживало 1700 человек
В 1930 году репрессировали как кулаков 110 человек. Создали три колхоза .Особенно не повезло с названием колхозу им. Блюхера, после признания Блюхера врагом народа в 1938 году колхоз спешно переименовали в колхоз им.Берии
В 1953 году остался один колхоз Память Кирова.
В войну погибло 112 человек. Вот мне интересно ,при такой хорошей жизни при Сталине куда народ то делся ,если к 1954 году оталось менее 300 человек.
| 0 | 0
avatar
Антон -ВладимирЪу

24.01.2008 10:28

Подразумеваете, что мой папа мог быть спекулянтом, саботажником, агентом западных разведок или диверсантом? Если бы это было так, и ВАШЕ поколение отправило бы его куда подальше - ОНО было бы право. К счастью, мой отец порядочный человек и он ничем бы не рисковал, живи он при Сталине или при "сталинистах".
| 0 | 0
avatar
А мой знакомый сидит

24.01.2008 10:38

Владимир, а вы не находите, что в наше время нарушают "права" не меньше? Или вы газет не читаете? Вот парень моей подруги например, сидит за то, что защищал свою девчонку от пьяных ментов. Одному он сильно дал по печенкам (он бывший боксер) - и мент имел несчастье скончаться. Так вот сидит уже 2 года и еще ШЕСТЬ ЛЕТ ВПЕРЕДИ. А моя подруга уже устала ждать и на другого поглядывает. Сломали парню жизнь.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ-Антон у

24.01.2008 10:45

я подразумеваю, что при сталине число репресированных превысило 50 млн человек, в войну погибло 30 млн, если бы не репрессии сталинистов, нас сейчас было бы в 4 раза больше не 145 млн, а 580 мн человнек, за сто лет число жителей страны не увеличилось, у нас сейчас жителей как в 1913 году, и если бы не здравый смысл не возобладал у руководства страны после смерти вождя, мы бы сейчас реально могли не существовать как страна. а сейчас мы просто медленно выраждаемся, во многом благодаоя тем чудесам индустриализации, которые были взяты в основу развития эконмики при развитом социализме.

а Кто был ваш папа, совершенно не важно, расстреливали всех, и плохих, и хороших, и своих и чужих, хуже всех было честным и тем кто не мог молчать и гнуть голову.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- для читателя: А мой знакомый сидит

24.01.2008 10:46

я нисколько не оправдываю действующую власть, наоборот я глубоко осуждаю действующий строй.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- для читателя: А мой знакомый сидит

24.01.2008 10:50

хотя в том случае который вы описываете,наверное вашему парню повезло, за убийство мента при исполнении им служебных обязанностей, при явных отягчающих обстоятельствах (сопротивление при задержании) восемь лет это по божески. могли и пожизненно дать.
Он то отсидит, а человека не вернешь.
| 0 | 0
avatar
по ком винтовка-то плачет

24.01.2008 11:10

Дурак ты. Без крови и революций ни как жить не хочешь. Ты что, думаешь если всех подонков расстреляешь, то наступить счастье? Просто единоросы подонки будут заменены на коммунистов подонков, и не факт, что вторые будут лучше.
| 0 | 0
avatar
Платунов

24.01.2008 11:11

ВладимирЪ, наверное, в родной "РГ" у Радзиховского (22 июня 2007 г.) почерпнул эти несусветные цифры погибших в войне и репрессированных. Любой человек, верящий этим сказкам "демократов" и значительной части так называемых патриотов, может убедиться в их лживости, если попробует проследить движение населения в СССР по статистическим данным. Приведем несколько примеров. До войны в СССР проживало 194 млн. человек (декабрь), из которых около 100 млн. - женщины и остальные 94 млн. - мужчины. Из общего числа мужчин 32-35% составляли дети и юноши до 18-летнего возраста и 12-14% - пожилые, т.е. мужчины старше 60 лет, которые в силу своего возраста не воевали и их не сажали в тюрьмы и лагеря и тем более не расстреливали. Всего эти 2 группы составили 47%, или 44 млн. мужчин. Если из 94 млн. мужчин вычесть 44, то останется 50 миллионов. Теперь из этих 50 млн. мужчин надо вычесть 20 млн. "репрессированных" и 20 млн. мужчин, погибших во время Великой Отечественной войны (на фронте, на оккупированной территории и в тылу). Тогда получается, что после войны осталось всего 10 млн. мужчин, являвшихся единственными воспроизводителями населения. И эти 10 млн. мужчин "наплодили" в 1946 г. более 57 млн. человек (население СССР в этом году - 167 млн. человек), более 68 млн. человек - к 1950 г. (178 млн. - в стране), 100 млн. человек - к 1959 г. (в стране - 208,8 млн.) и так далее. Ведь население СССР очень быстро росло (1968 г. - 237 млн., 1974 - 251 млн., 1979 - 262 млн., 1984 - 274 млн., 1990 - 295 млн.). Так как 10 млн. мужчин нигде и никогда в истории не обеспечивали такой рост населения, то остается предположить, что И.В. Сталин "организовал" искусственное оплодотворение имеющихся женщин.

| 1 | 0
avatar
Платунов

24.01.2008 11:19

Я привел пример с портретом, наивно думая, что кто-нибудь обратит внимание и на даты под письмом и телеграммой. Все, кто сейчас имеют отношение к работе в органах власти знают как сейчас "ходят", сколько времени и с каким результатам письма, отправленные в Приемную Президента России. По поводу сегодняшнего "правового государства" как-то подзабыли компанию в защиту Щербинского. Можно привести и неданий пример - как во второй раз во всей мировой практике осудили дважды оправданных судом присяжых двух милиционеров - под нажимом бывших боевиков из правительства Чечни (25 декабря 2007 г.)
| 1 | 0
avatar
Россия потеряла 600 млн. человек

24.01.2008 11:20

Россия потеряла за время "Великих потрясений" порядка 600 млн. человек (убитых, замученных в лагерях НКВД, погибших от голода, истребленных фашистами, националистами, комсомольскими стройками, интернациональными войнами, холодной войной, перестройкой и демократией). Откуда такие цифры? Очень просто: население России на рубеже XX века составляло 140 млн. человек. В Китае тогда же было населения 300 млн. человек. Сейчас его население приближается к 1.5 млрд. а России (в рамках Российской империи) к 300 млн. Т.е. население Китая увеличилось в пять раз, в то время как Российской земли - всего вдвое. Не будь у нас таких "Великих потрясений" о которых говорил П.А.Столыпин наше население должно было бы расти с темпами китайского, т.е. составить сейчас 900 млн. человек. Вот мы и получили потерянные 600 млн. загубленных душ. Дмитрий Крайнов: evdokimov.info/index.php?go=Ne ws&in=view&id=491
| 0 | 0
avatar
Антон -ВладимирЪу

24.01.2008 11:23

Начнем с того, что не "при Сталине" погибло N миллионов русских, а при Гитлере - и от Гитлера, который вел против СССР войну на уничтожение, обрушивая на нас в том числе весь военный потенциал захваченных стран Европы... Чисто боевые потери (эти цифры не знает сейчас только ленивый или убежденный СМИ-шник)- менее 7 млн. человек, а 20 млн. - столько убили фашисты на нашей территории или в концлагерях...И совсем уже принято "забывать", что жесточайшую войну ПРИ СТАЛИНЕ мы все-таки выиграли. Вот видите, ВладимирЪ, как мы по-разному видим историю и определяем роль, например, Сталина: и книжки даже разные читаем.Ничего, придет НАШЕ время.
| 0 | 0
avatar
А мой знакомый сидит

24.01.2008 11:29

Владимиру: какое "сопротивление при задержании"? Они просто лезли, морды наглые, как самая настоящая шпана: "А ну дыхни", "Не дергайся, а то проводим вместе с фифой!" и т.п. Сами первые и оскорблять начали. У нас что за страна, если "задержание" может произойти без повода,с оскорблениями, хамством и последующим избиением (ведь они рассчитывали ЕГО избить, вдвоем-то)?!
| 0 | 0
avatar
по-ком-винтовке

24.01.2008 11:35

Нечего сказать, что переходишь на личности? Без крови и революций не бывает. Посмотри на наше время: не видишь крови? Да, не бомбят пока и дома почти не обрушиваются. А крови столько - что никаким сталинистам не снилось. Население в мирное время за 15 лет сократилось - на 10 млн.Рождаемость - знаете какая.А при проклятом Сталине, между прочим, люди плодились как кролики (даже в войну). От страху что ли? А сейчас от счаздья помирают...
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ-Антон у

24.01.2008 11:48

уважаемый антон, эта война и была жестокой в основном для нас, благодаря "мудрой политике" отца всех народов, погубившего все командование армии перед началом войны, он погубил людей прошедших подготовку в граданскую и имевших опыт побед.
Пришедшее новое пополнение в силу неопытности просто не могло вести квалифицированных боевых действий.
к Тому же первые дни войны были отмечены небывалым пленением первичного командного состава, в перый год попало в плен более 5 млн красноармейцев и командиров младшего ком. состава, т. е. тех военспецов, которые могли хоть как то вести тактические действия, пришедшие к ним на смену безусые 18-ти летние замполиты могли только с пистолетом поднимать людей в атаку, и рядами ложить их под танки.
грамотных специалистов у на с на начало войны не былро, за то была невиданная естокость к собсвенным солдатам которых расстреливали за любое непослушание или невыполнение приказа, уважительной причиной невыполнения априказа была только смерть, иначе расстрел, именно этим вызвано такое количество потерь.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- для читателя: А мой знакомый сидит

24.01.2008 11:51

уважаемый, ментов бить нельзя, и это закон, а закон уважать надо.
хоть сраные они, хоть ссаные, бить их и убивать нельзя.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- для читателя: Россия потеряла ...

24.01.2008 11:54

не знаю откуда увас такие цифры, но в одном я согласен, нас сейчас должно быть около 600 млн.
больше 90 млн мы потеряли живыми людьми, остальная цифра их нерожденные дети.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ на 11:11 24-January-2008

24.01.2008 11:57

да я много что читал, и цифры может не обоснованны буквально, но в целом подтвержаются многими косвенными доводами.
| 0 | 0
avatar
QQмля - Владимиру

24.01.2008 12:08

Назовите фамилию хотя-бы одного загубленного Сталиным "полководца", имеющего опыт побед.
| 0 | 0
avatar
Платунов

24.01.2008 12:12

Ну, конечно, Владимир не мог не вспомнить о военнопленных. Вспомню и я одного из них - своего деда Алексея Степановича Мурашкина. Это он мне когда-то еще пацану на фото первых советских маршалов во 2-м томе "Истории Второй мировой войны" показал, кого из них расстреляли. Благодаря "невинно пострадавшему" командующему Западным фронтом Павлову дед и другие бойцы его подраделения попали в плен: их никто не вывел как полагалось в летние лагеря, немцы как в тире накрыли их казармы артиллерией. В славные годы "оттепели", когда расстрелянного за разгильдяйство Павлова реабилитировали, деда периодически вызывали "куда надо", на предмет "вербовки в годы плена". Хотя при "бяке" Сталине - в 1945 году, когда его освободили из австрийского Кайзерштайнбруха, никаких претензий к нему не было - он еще два года служил там же в Австрии!
| 1 | 0
avatar
ВладимирЪ для QQмля

24.01.2008 12:14

Тухачевский например, блюхер, якир.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ

24.01.2008 12:18

да я как бы никого из деятеоей итого времени сильно и не оправдываю, все хороши.
я всегда отрицательно относился к героям гражданской войны.нет там победителей.
| 0 | 0
avatar
Заргар - Платунову

24.01.2008 12:18

Спасибо за статью. Кто способен думать самостоятельно, тот сделает свои выводы. И не обращайте внимания на комментаторов. Именно такие люди проводили "политику партии" на местах в то время. Недаром главной фразой Сталина было "Кадры решают всё". Она актуальна и в наше время. Путину тоже не на кого опереться. Приходится, как и Сталину, работать с тем, что есть - с "Единой Россией". И об этом он сказал народу открыто. А то, как "ЕР" выполняло наказы Путина на местах, все видели сами в декабре. И ещё посмотрят в марте.
| 1 | 0
avatar
QQмля - Владимиру

24.01.2008 12:27

Фамилии конечно известные, но! тухачевский - политрук, блюхер - чекист, якир - сволочь... И напоследок:
ПРИКАЗ
Полномочной Комиссии ВЦИК N 116 г. Тамбов 23 июня 1921 г.
Опыт первого боевого участка показывает большую пригодность для быстрого очищения от бандитизма известных районов по следующему способу чистки. Намечаются особенно бандитски настроенные волости, и туда выезжают представители уездной политической комиссии, особого отделения, отделения военного трибунала и командования вместе с частями, предназначенными для проведения чистки. По прибытии на место волость оцепляется, берутся 60-100 наиболее видных лиц в качестве заложников, и вводится осадное положение. Выезд и въезд в волость должны быть на время операции запрещены. После этого собирается полный волостной сход, на коем прочитываются приказы Полномочной Комиссии ВЦИК N 130 и 171 и написанный приговор для этой волости. Жителям дается 2 часа на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей, и население ставится в известность, что в случае отказа дать упомянутые сведения заложники будут расстреляны через 2 часа. Если население бандитов и оружия не указало по истечении двухчасового срока, сход собирается вторично и взятые заложники на глазах у населения расстреливаются, после чего берутся новые заложники и собравшимся на сход вторично предлагается выдать бандитов и оружие. Желающие исполнить это становятся отдельно, разбиваются на сотни, и каждая сотня пропускается для опроса через опросную комиссию (представителей Особого отдела и Военного трибунала). Каждый должен дать показания, не отговариваясь незнанием. В случае упорства проводятся новые расстрелы и т.д. По разработке материала, добытого из опросов, создаются экспедиционные отряды с обязательным участием в них лиц, давших сведения, и других местных жителей и отправляются на ловлю бандитов. По окончании чистки осадное положение снимается, водворяется ревком и насаждается милиция. Настоящее Полномочная Комиссия ВЦИК приказывает принять к неуклонному исполнению.

Председатель Полномочной Комиссии Антонов-Овсеенко

Командующий войсками Тухачевский

| 0 | 0
avatar
Платунов - Владимиру

24.01.2008 12:34

Дело Геббельса живет! Сообщения о невинности Тухачевского, Якира и т.д. впервые в нашей стране «звучали» из геббельсовских листовок, сбрасываемых на наши войска в 1941 г. Поэтому и ссылался Хрущев на XX съезде («С глубокой скорбью вспоминаем мы здесь многих видных деятелей Партии и правительства, которые лишились жизни, не будучи ни в чем виноватыми. Но и выдающиеся руководители армии, такие как Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Егоров, Эйдеман и другие, также пали жертвами репрессий")не на советские архивы, а на «иностранную прессу», в качестве которой, к примеру, можно привести и немецкую листовку «178 RAB»: «Знаете ли вы почему Красная Армия терпит поражение за поражением?.. А талантливое руководство РККА Сталин расстрелял в 1937-38 гг., когда вместе с Тухаческим, Корком, Егоровым, Орловым и другими в сталинских застенках было замучено больше 30000 человек среднего комсостава». И мы до сих пор, спустя почти 70 лет после тех событий, все пользуемся геббельсовской брехней, в то время архивы по делу о заговоре в РККА до сих пор засекречены несмотря на «оттепели» и «свободу»!
| 0 | 0
avatar
Анатолий

24.01.2008 12:37

Случай из моей жизни. На лавочке у подъезда любили собираться старики (1990-е годы) и мечтали: «Вот бы сейчас Сталина вернуть! Он бы порядок навел! А то разворовали всю страну..» Я работал рядом и слышал это ежедневно. И один раз решил над стариками подшутить. «Да- говорю – Сталин бы сюда! Страсть как хочется донос написать! Про тебя бы деда Петя я рассказал, как ты краску на фабрике тырил. Про тебя бы деда Гена, как ты водкой спекулировал. А про тебя бы, деда Вася, сообщил, как ты хвастался, что у тебя предки купцами были…» Старики икать начали! С тех пор про Сталина больше ничего не говорили!
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- ПлатуновУ (12:34 24-January-2008)

24.01.2008 12:45

а где это я сказал что они невинны уважаемый.
я к ним отношусь крайне отрцательно, но констатирую тот факт что сталин в 37-38 годах расстрелял все высшее командовантие красной армии тем самым практически обезглавив её.
пришедшие к ним на смену молодые военначальники имели несомненно меньший опыь в военделах.
никого я не обелял.
и я не говорил что они талантливы,
других то не было.
| 0 | 0
avatar
Антон - всем антисоветчикам

24.01.2008 12:48

В целом, ваша логика ясна. Такие как Анатолий считают, что пусть "тырят", спекулируют, травят, давят, врагам сдают. Лишь бы не было войны. Лишь бы никогоне садили и не наказывали. Я против. Виновные должны наказываться и за порядком в стране следить надо, даже ценой невинных жертв в результате неизбежных в любой судебной системе ошибок (невиновных садят и убивают во ВСЕХ странах всегда и ныне,особенно в США.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ- ПлатуновУ (12:34 24-January-2008)

24.01.2008 12:50

возможно и заговор был, сути дела это не меняет, для нас хотя бы, свергли бы сталина, стал бы тухачевский вождем всего народа, какая разница.тот же террор и геноцид своего народа.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ для Антон - всем антисоветчикам

24.01.2008 12:56

уважаемый антон, да кто же с вами спорит:
конечно "Виновные должны наказываться и за порядком в стране следить надо" , вопроос в том какэто делать, если вы считаете что готовы быть "невинной жертвой в результате неизбежных в любой судебной системе ошибок" и это поможет в исправлении ситуации в стране, то и флаг вам в руки, вперед на колыму.
а за других решать не надо.
я не готов быть невинной жертвой и нехоцу никуда ехать, только потому что секретарь комитета единой россии , партии завоевавшей власть, считает что надо саботажников отправить именно туда. как то не хочется образ жизни менять.
| 0 | 0
avatar
гость

24.01.2008 13:05

Уж извините за оффтоп. Тому, чей знакомый сидит: "они рассчитывали ЕГО избить"?! Рассчитывали?! То бишь, даже не успели?!! Знаешь что, переадресуй свой вопль детям убитого мента. Так и обратись к ним: мой знакомый сидит за то, что убил вашего папу, так как с моей и его (знакомого) точек зрения папа с сослуживцем хотели его избить. Глядишь, да и поверят детишки, а заодно с ними и жена с его родителями, что сам виноват этот мент. А вдруг и на самом деле мент "РАССЧИТЫВАЛ" избить знакомого? В расход мента! Нечего всякую ерунду замысливать! Там еще в начале про какую-то подругу что-то было... Или про поруганную честь ее... Да не важно. Рассчитывал избить -- в могилу!
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ для Антон - всем антисоветчикам

24.01.2008 13:07

позвольте поинтересоваться, а чем вам США не угодили?
вообще то наши союзники во второй мировой.
и их основам демократии нам ой как далеко.
| 0 | 0
avatar
Платунов - Владимиру

24.01.2008 13:15

По поводу "ЗО тысяч расстрелянных" не хочу перегружать - просто посмотрите, если хотите, статью "Давайте посчитаем" - здесь (без пробелов)-www.altkprf.ru/ gt/ 50.pdf
| 0 | 0
avatar
gid - гостю

24.01.2008 13:30

Э, таракан, ты чего к девочке привязался? Все передернул. То, что парня избил ментов, а не наоборот - чистая случайность, как видно из рассказа. А если бы они его изметелили, отбив печенки - получили бы как максимум выговор на работе. И ведь зачищики - ОНИ, служители порядка! Да за это точно на Колыму попали бы при Сталине и правильно. И нечего детишек всяких уродов жалеть. Сначала сам человеком стань, а потом рожай.Этот мент может и детишек метелил. кстати.
| 0 | 0
avatar
гость

24.01.2008 14:17

Это я то передернул?!! Смотрите внимательней, специально цитировал в кавычках. Никакой отсебятины при моделировании ситуации. Ежели лень скролить, не сочту за труд повторить. Итак, "У нас что за страна, если "задержание" может произойти без повода,с оскорблениями, хамством и последующим избиением (ведь они рассчитывали ЕГО избить, вдвоем-то)?!" И что значит "чистая случайность"? Это если бы у мента сердечко отказало во время драки -- тогда чистая случайность. А девочка та еще... "По печенкам (это, простите, где?) дал", а тот взял да и скончался. Даже еще круче! "Имел несчастье скончаться"! Это сколько же ненависти и желчи к погибшему. Ну а про детишек всяких уродов -- верх цинизма. Особенно, в сослагательном наклонении про избиение детей. Или Вам знаком этот человек? И, кстати, почему "таракан"? Если просто оскорбление, отвечать на этот вопрос не трудитесь.
| 0 | 0
avatar
Анатолий

24.01.2008 15:35

А вообще, ребята, весь этот спор бессмысленен. Больше сталиных в России не будет. Просто потому что еще одного такого душегубца страна не переживет.
| 0 | 0
avatar
!!!

24.01.2008 16:01

Складывается такое впечатление, что вы все имели доступ к архивам КГБ как минимум...с таким апломбом делаются тут заявления. А на счет статьи - фактов много, хорошо, но манера изложения материала...повторение одной и той же мысли практичеси теми же словами несколько раз... Вы извините, пожалуйста, но тексты хотя бы вычитывать надо, прежде чем на всеобщее обозрение выставлять. И еще, такое ощущение, что в ваших семьях не было репрессированных, а если и были, то, наверное, за дело. Не будем говорить за всю страну, вы в истории семьи покопайтесь, порасспрашивайте, если еще есть кого.
Ну и на счет сельского хозяйства:"...что делать с этим сельским хозяйством, не знал никто". Так и сейчас не знают...
| 0 | 0
avatar
gid

24.01.2008 16:13

А это даже забавно: на слово "Сталин" как на красную тряпку быченята всякие повылазили изо всех щелей.Ну ничего, собаки лают - караван идет...
| 0 | 0
avatar
Платунов

24.01.2008 17:01

Хорошо уже то, этот эпизод в истории Алтая ("новой" или "новейшей" это уж кому как нравиться) совсем не забыли. Много еще "белых пятен". В приведенных источниках вскользь упоминается и о попытках генсека добраться до Бийска. Несколько лет назад, еще были живы очевидцы встречи Сталина с руководителями бийского куста. Может быть удастся когда-нибудь до конца выяснить и эти подробности (или все просто останется легендой).
| 0 | 0
avatar
Суматоха-Платунову

24.01.2008 17:06

Такие важные даты надо увекочивать в монументах. Тем более имеется обширная литература (спасибо за список), последователи сталинизма. Сюжет для З.Церетели (он то знает психологию грузин).
"Т. Сталин сидит на коне Марат. В руках держит отобранный заштопанный мешок зерна у бедняка. Вокруг постамента огромное количество народа. Часть плачет, а другая апплодирует. Скульптуру соорудить у железнодорожного вокзала. В память уничтоженного трудового крестьянства Алтая предусмотреть вечный огонь".
| 0 | 0
avatar
Виктор

24.01.2008 19:18

Сталин-неоднозначная личность, он был великим и умным, но был человеком со всеми свойственными человеку ошибками.Почему Наполеони для нас велик, а Сталин, который по словам ЧЕРЧИЛЛЯ, ВЗЯЛ РОССИЮ С СОХОЙ, А ОСТАВИЛ С РАКЕТАМИ И АТОМНОЙ БОМБОЙ - НИЧТОЖЕСТВО?Может историю оставить для историков, а не писателей?А может истории,как науки, не существует?Иначе не родилась бы поговорка, что история России непредсказуема?Даывайте уважать нашу историю.Ведь даже совершенно дикий расстрел законного парламента Ельциным,есть наша история.Правда, за эту историю судить надо.
| 0 | 0
avatar
Виктор

24.01.2008 19:23

Кстати, если бы все было просто в нашей истории,не было бы столько комментариев.Видимо, нас всех очень трогает в том или ином направлении наша история, за которую и радостно, и тягостно, что порой чуть-ли не слезы наворачиваются.
| 0 | 0
avatar
Бурундук

24.01.2008 19:32

Ай, да славная получается дискуссия! Ловок историк Платунов со товарищи. Сталин, по Платунову, настаивая на взятии хлеба "любой ценой", конечно-же не предполагал, как на местах будут выполнять его директивы, так сказать, не мог предвидеть. Вот это гениальный стратег! И во всём виноваты, разумеется, власти на местах,все эти тройки, уполномоченные, местные активисты и т.д., допускавшие ошибки и перегибы. Тут и бывший партизанский командир сгодился. Вот интересно, а сам товарищ Платунов, получай он в 1928 году такие указания от вышестоящих органов, как бы действовал? Наверное, только уговорами и разговорами выколачивал из крестьян хлеб. Не сомневаюсь, что в этом случае ему быстро бы "открутили башку". Вот и старались тогдашние партийцы, издеваясь над крестьянами, выгребая порой хлеб под чистую. Только мы то знаем, чем это потом закончилось - коллективизацией, унесшей в могилу тысячи жертв. Платунов конечно же знает об этом. Только о жертвах с такими историками говорить бесполезно, даже простого сострадания к ним не дождетесь. У них просто нравственная атрофия неизвестного происхождения. Почему так? А вот эта тема поинтереснее будет.
| 0 | 0
avatar
Bratka

25.01.2008 03:17

Фуле там говорить! Материал сей, он, конечно сурьезный, обязательно перечитаю. Большой сильно. И манерой изложения напоминает сталинские статьи, когда он обращался, повторяя одно да потому, к дебильному народонаселению, которое у него в распоряжении оказалось. Ну, фуле его не фуярить за милую душу, раз уж так пришлось. Заодно и моего деда, майора НКВД, в злопамятном 1937 под расстрельную статью 58 подвели. С ежовскими перегибами. В 42 году дед в Охталаге погиб. Якобы от разрыва сердца. Чё за болезнь такая, мне до сих пор непонятно. Хотя я и бывший доктор, а чё-то мне невдомёк. А в 1964, надо же, реабилитировали его, деда-то. Это я к чему. К Джугашвили, как к человеку, я отношусь весьма мерзко. Но к его политике - ну, в общем, можно сказать нормально. Если всё обдумать и просуммировать. Хотя, еслиф не было б этого: "Агурчики, да памидорчики, Сталин Кирова убил на калидорчике", то вот личное мое мнение, что мало бы чего изменилось бы. Товарищ Киров со товарищами точно так же бы поднимали тяжелую промышленность, защищали бы первое государство рабочих и мать их крестьян от фашисских оккупантов, ну, там, и всё такое. Персонификация жертв была бы разная, это понятно.
| 0 | 0
avatar
Bratka

25.01.2008 03:19

Хотя, вот, подумал. Байда с развитием тяжелой промышленности и с модификацией сельского хозяйства была та же самая, такими же темпами на Балканах. При ихних всяких королях и царях. Без бляцкого ОГПУ, без гениальных генсеков. Как-то они сами там смогли. Видимо, это общемировая тенденция была, от конкретного вождя она ну никак не зависела. Я больше скажу, в далекой Стране Улыбок наблюдалась схожая картина с подъемом тяжёлой промышленности и оборонного комплекса. Хотя у них и считается с 1932, что у них наступил по сю пору период политической нестабильности... Мда... Ну, а с Жекой Платуновым я знаком с 1989 года. Он тогда еще анархистом был. И трудился корреспондетом BBC и Радио Свободы. Потом воевал в молдавском ОПОНе против мятежного Приднестровья. Прикольно, у меня был долгое время такой, так сказать, сотрудник, ну, водитель и телохранитель типа, воевал в бендерском ополчении тогда. Саня -Молдаван, ну, такой известный деятель в среде правоохранительных органов родного субъекта Федерации. Был даже бронзовым призером Европы по классической гребле в свое время, правда в юношах. Ещё тогда, при Союзе. На четверке распашной. Прикольно, еслиф бы они щас встретились покачать на предмет потреотизма с глазу на глаз, мано-о-мано, так сказать. Гребец супротив историка базарят за культ личности. Я бы на гребца поставил. Тока где его щас сыщешь? Типичный космонавт...
| 0 | 0
avatar
Bratka - Виктору

25.01.2008 03:25

А с чего Вы взяли, милейший, что эта фраза (про соху и атомную бонбу) на самом деле принадлежит Черчиллю? Это же распространенная цитата якобы цитаты. В общем, Уинстона щас хер спросишь, говорил ли он так на самом деле, или просто подумал, а за него додумали другие. Или даже не думал, а просто кто-то так подумал за Черчилля.
| 0 | 0
avatar
Анатолий

25.01.2008 09:27

Это также и про какой-нибудь пакистан сказать можно: президент Мушараф взял страну с сохой, а оставил с ядерными ракетами. Но суть-то от этого не меняется - дикая отсталая страна!
| 0 | 0
avatar
Анатолий

25.01.2008 09:31

Прочитал статью Е. Платунова подробнее. Вот показательная цитата: "Сначала вновь обратимся к тогдашним материалам газеты "Красный Алтай" 24 января: Аншлаг - "Кулаки, придерживая хлеб, нарушают нормы обмена товарами между городом и деревней". Вот так большевички и доигрались с хлебом. "Навели порядок". И получилось, что до революции Россия хлеб экспортировала, а при Советах впервые начала его импортировать. и я помню, какой хлеб был в магазинах: 2-3 сорта. непрезентабельные кирпичи. Привет Сталину!
| 0 | 0
avatar
gid - Анатолию

25.01.2008 10:47

Ну так бы сразу и сказали: "...все равно дикая и отсталая страна". Вы все просто ненавидите ЭТУ СТРАНУ в принципе, ребята. А Сталина и кого-либо из толковых деятелей - в частности. Толерантно и "с пониманием" относитесь только к разрушителям и ненавистникам ЭТОЙ страны. Только так можно объяснить нескончаемый поток ненависти к тому же Сталину.Вот, согласен, с Браткой: можно ЛИЧНО относиться как угодно к средствам и методам политиков, но выводы-то делают по результатам деятельности: войну выиграл, страну восстановил блистательно быстро - и после Гражданской войны (об этом еще кричали на Западе как о русском чуде) и после ВОВ.Население СССР росло. А эти обидки про "зажевало бы тебя этим колесом, вот тогда бы..." - это несерьезно и неумно. Ошибки бывают всегда и везде. А в целом репрессии "зажевали" того, кого надо.Врагов. Тех, кто ненавидел страну и вредил, шпионов всяких. Их и сейчас полно. Сталина только не поднимешь.
| 0 | 0
avatar
Кундуз

25.01.2008 11:07

Да, как время созвучно! И тогда виноват был во всем крестьянин и сегодня опять власть решать проблему низких цен на продовольствие за счет него. Жалко этих людишек,ишущих подорбный бред.
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ

25.01.2008 11:15

остается только сожалеть, что и в наши годы, когда открыты многие материалы, когда дана более полная картина нашей истории, находятся люди которые считают сталинв великим человеком и дальновидным человеком.
тиран которых свет не видел, ненавидящий людей, не понимающий основ развития экономики, не жалеющий никого ради собственной выгоды.

пройдн время не останется стариков-коммунистов, и тех кто шел в атаку "за сталина", может быть откроются новые материалы, но абсолютно ясно, что рукодитель любого ранга несоблюдающий любые элементарные права человека недостоин положительной оценки в памяти людской.
Германия после версальского пакта поднялась с колен, идя по капиталистическому пути развития и вышлп в лидеры экономики, мы же идя по пути социалистического развития умудрились сгубить чуть не пол страны.
| 0 | 0
avatar
gid- ВладимирЪу

25.01.2008 11:44

Остается сожалеть, что ВладимирЪ так и не понял (и не поймет), что все на свете руководители в тех или иных ситуациях " не соблюдают любые элементарные права человека" ради более серьезных ценностей (нелиберальных)и решений. И по его понятиям никто: ни Наполеон, ни Карл Великий, ни американская цивилизация, возникшая на костях индейцев, ни Тамерлан, ни Чингиз-хан... никто "не достоин положительной оценки в памяти людской".Немедленно выбросите учебники истории и по возможности - побольше произведений худ. литературы, ВладимирЪ!
| 0 | 0
avatar
Платунов - Влоадимиру

25.01.2008 11:46

Да открылись источники, только все продолжаем там искать подтверждение бреду времен "гласности". Что касается попыток пойти по славному капиталистическому пути Германии в те же 20-е годы, то вот Вам, Владимир, свидетельство из такого нового источника - ГАНО, Ф. 918, Оп. 1, Д. 185, Л. 9-100. Известный алтайский предприниматель М.М. Юдалевич арендовал в алтайской тайге шесть приисков, завез туда продовольствие, старательский инструмент и организовал работы. Дело пошло. Однако, Юдалевич решил, что сдавать золото Сибирскому Горному Управлению не выгодно и стал искать другие пути реализации драгоценного металла. Арендатор придумал довольно сложную комбинацию. Он взял в Сибторге кредит под заготовку пушнины в Горном Алтае. Спустя некоторое время Юдалевич заявил управляющему Сибторгом Ноделю, что заготовить достаточное количество пушнины не удалось и предложил вернуть ссуду золотом со своих приисков. Сделка состоялась. Не ограничившись сотрудничеством с Сибторгом, Юдалевич стал искать и другие полулегальные пути реализации золота в обход конторы Сибирского Горного Управления. Руководитель Бийской золотоконторы Козловский узнал о незаконной деятельности Юдалевича и решил расторгнуть арендный договор. Но предприниматель не собирался сдаваться. Он обратился с жалобой в ОГПУ на то, что Козловский срывает работу, необходимую государству. Представитель ОГПУ произвел обследование приисков и составил отчет, в котором представил Юдалевича в выгодном свете. Кроме того, рабочие золотопромышленного предприятия Юдалевича на собрании подписали письмо в защиту своего хозяина. С этими документами арендатор отправился в суд.
Несмотря на все старания Юдалевича, суд вынес решение не в его пользу. Нарушения закона при продаже золота были налицо, поэтому суд постановил решение Козловского утвердить и расторжение арендного договора считать правильным.
Вот так на практике «невинные овечки»-нэпманы сами подготовили причины, по которым, в конце концов, Советскому государству надоело валандаться с их гешефтами и эту лавочку с названием «Новая экономическая политика» прикрыли!
| 0 | 0
avatar
Анатолий - гиду

25.01.2008 11:57

Когда крыть нечем только и остается: "Вы все ненавидите эту страну! Вы не патриоты!" и так далее.
| 0 | 0
avatar
Bratka

25.01.2008 12:01

Понятно. О. Бендер переквалифицировался из афериста в управдома, а М. Юдалевич из золотодобытчика - в писателя!
| 0 | 0
avatar
gid - Анатолию

25.01.2008 12:02

А чем тебя крыть еще, чудак? Если тебе эти "простыни" не помогли, то ничего уже не поможет
| 0 | 0
avatar
Bratka - Е. Платунову

25.01.2008 12:04

Кстати, какие все фамилии знаковые в этой истории про концессии. Юдалевич, Нодель, да и Козловский как-то подозрительно звучит. Я всегда догадывался, что во всём виноваты евреи! Факты-то налицо!
| 0 | 0
avatar
Анатолий - гиду

25.01.2008 12:41

Да ты похоже из тех замшелых сталинистов, которые рады всю страну в могилу утянуть! так что с тобой разговаривать, андроид?
| 0 | 0
avatar
Платунов

25.01.2008 13:09

Давайте не будем оскорблять друг друга. Беда оппонентов в том, что слишком много мусора натащили за 20 лет на эпоху Сталина. Многие не в состоянии критически воспринять информацию (особенно, когда над ней поработали профессиональные пропагандисты-перебежчики). Тем то и отличается историк, что может сослаться на источник, а тем кто комментируют это не надо ("не читал", "зачем ищут"). Меня заинтересовало сталинское время при разборе биографий неизвестных Героев Советского Союза Великой Отечественной войны, связанных с Алтаем. Плюя на Сталина, мы тем самым плюем и на них (некоторые из Героев, кстати, из числа репрессированных, а некоторые "попали" и в число "30000 расстрелянных"). Постоянно растущие миллионы погибших в Великой Отечественной войны (которые дружно повесили на Сталина) сложились к 1965 г. простым плюсованием - в результате сложения данных фонда 58 ЦАМО (Центральный архив МО в Подольске), где собраны донесения о безвозвратныхх потерях. Есть среди них и мой попавший в плен дед (как пропавший без вести). Некоторых посчитали несколько раз. Некоторые выжили и умерли после войны (как считавшийся похороненным в Таллине Ретунских). Поэтому очень скоро эти спекуляции с растущими миллионами погибших закончатся. Расстрелянные в боевой обстановке по приговорам военных трибуналов в нашей Книге Памяти числятся, кстати, как пропавшие без вести.
Моя беда в том, что я пытаюсь действовать на грани истории и журналистики, получая оплеухи сразу с двух сторон. Кстати, за партизана Данилова уже получил.
| 0 | 0
avatar
Праведник

25.01.2008 14:03

А по мне так, вопрос "хорош Сталин или плох для нашего народа?" решается просто. Берём любую другую страну совершившее экономическое и военное чудо, допустим Третий Рейх. И смотрим... Оказывается при Гитлере и крестьяне хорошо жили и все остальные общественно-значимые социальные группы населения не бедствовали, а даже процветали (сравните фото мирной жизни в Германии 30-40-х годов и мирной жизни в Советах, поразительный контраст). А.Гитлер поднял страну с колен за 15 лет, без гулагов и прочего, а потом схлестнулся со всем остальным миром практически в одиночку и ведь почти победил... А что у нас? А у нас одни социальные группы паразитировали за счёт других. Все были, равны, но некоторые были равнее других, т.к. управляли первыми. До коммунистов национальное благосостояния было сосредоточено в руках народа, при коммунизме всё отобрали в пользу государства, а с развалом СССР всё национальное благосостояние упало в руки 5% избранных. Вот так произошёл плавный передел собственности, и теперь мы имеем то, что имеем.
| 0 | 0
avatar
Иванов

25.01.2008 14:12

Евгений, спасибо за статью. Интересно. Действительно, одна из важнейших командировок Сталина (это отмечают многие исследователи).Можно сказать, поворотный пункт к сложнейшей реформе сельского хозяйства -коллективизации. Мое мнение, что в тех условиях это было чуть ли не единственное верное решение проблемы.Другое дело, претворение реформы в жизнь. Ответственность за "перегибы на местах" лежит конечно на Иосифе Виссарионовиче. Но не надо забывать, в конце 20-х-начале 30-х годов Сталин не обладал диктаторской властью, решения принимались коллегиально.Были противники коллективизации,были недоброжелатели Сталина(троцкисты,например),д что-там недоброжелатели-явные враги. Партия большевиков в тот период содрогалась от внутренних конфликтов интересов, мнений и идеологий.Клубок противоречий.В таких условиях проводить любые преобразования архисложно. Отсюда и жертвы. Странно, что при критике большевиков и Сталина это не учитывается. Мнения высказываются в духе Солженицина, Сахарова, Боннэр, Геббельса, Хрущёва и прочих "правдолюбцев".
| 0 | 0
avatar
Платунов - Братке

25.01.2008 14:30

По поводу "знаковых фамилий" в истории с концессией претензии к С.В. Шейхетову - это приключение опубликовано им в исследовании "Нэпманы Сибири". Гончаров, разумеется, больше знает и таких историй, и таких фамилий (и "знаковых", и нет). Я историей торгашей не занимаюсь и вряд ли займусь. А то они обижаются (как Ракшин), даже когда их так называют.
| 0 | 0
avatar
Праведник

25.01.2008 14:36

Господин Иванов. Правильнее оценивать систему в целом, а не кто-там был хорошим или плохим. Сталин приходил к власти вместе с Лениным и Троцким, они были партнёрами по идее и делу. Что они там не поделили? Просто одни хотели миговой революции, а Сталин был более прагматичен и смотрел на веши реалистичнее. Мне безразличны отдельные личности и дрязги между командами, важно то, что они все были объеденены единой идеологией, которая очень негативно сказалась на развитии нашего народа, плоды чего мы до сих пор пожинаем. Только война заставила большевиков повернуться лицом к народу, и то не лицом, а лишь одним глазом. До этого, русский народ был дровами в топке мировой революции, после, с ним стали считаться, т.к. он получил опыт войны и мог легко справиться с теми кто равнее равных. Сталин это осознал во время войны, но ещё до войны он отошёл от идеи мировой революции и решил строить коммунизм в локальных масштабах.
| 0 | 0
avatar
Bratka - Е. Платунову

25.01.2008 14:37

А. Ф. Ракшин - не торгаш. Он - лыжист!
| 0 | 0
avatar
мурой страдаете

25.01.2008 16:11

че вы с ними спорите,на фига? Это ж сидят журналюги бужуйской прессы и свои сплющенные денежными мешками мозги транслируют в эфир банфакса.И вы их хотите в чем-то убедить?!
| 0 | 0
avatar
красноармеец

25.01.2008 16:16

И то верно, заладили сказку про белого бычка. То да потому. История расставит всех по местам: красные - в одну шеренгу, белые в другую, голубые - куда хотите, к белым, наверно. И вперед,с песнями!
| 0 | 0
avatar
ВладимирЪ

25.01.2008 17:10

сколько людей столько мнений. это и хорошо. вопрос в другом что стоит за этим мнением.поговорили- разбежались, респект.
затаился и злобу копишь -плохой человек,
побежал донос писать вообще жопа.
Если ты уважаешь другого человека, на том основании что он человек, то тебе честь и хвала, ексли ты считаешть что его надо репрессировать, потому что он саботажник, спекулянт, чуждый классово элемент, не понимает основ коммунизма и ты готов это делать, то пожалуйста, начни с себя, прямо сейчас головой ап стину.
вся проблема в основах позиций, уважаеш ты мнение другого человека или не уважжаешь.
| 0 | 0
avatar
Bratka - ВладимируЪ

25.01.2008 17:15

Не, главное, это штоп всякие другие окружающие твое мнение уважали.
| 0 | 0
avatar
Иванов

25.01.2008 17:43

Господину Праведнику. Я не давал оценку в духе "хороший-плохой"-это некорректно по отношению к историческим личностям масштаба Сталина, Троцкого, Бухарина и пр. Некорректно и необъективно. Это уровень "борцов с культом личности".На мой взгляд, России очень повезло, что во внутрипартийной борьбе 20-х-30-х гг. победил очень умеренный Сталин и его сторонники ("прагматики и реалисты"), а не Троцкий и "коминтерновцы". Русский народ и другие народы СССР ,видимо, не хотели быть дровами для мирового пожара, потому и оказали поддержку сталинской линии в партии. Не хотелось коммунизма по Троцкому.
Вас, господин Праведник, не интересуют "...дрязги между командами..."и совершенно напрасно. Разногласия в ВКПб показывают, что большевики не были едины и на учение Маркса смотрели различно(к примеру дебаты между сторонниками Мировой революции и сторонниками построения социализма в отдельно взятой стране). Сталин и Троцкий были союзниками недолго, слишком различны были их взгляды. Нельзя сказать, что они служили одному делу.
А вот с Третьим Рейхом вы меня удивили, как это "...без гулагов и прочего...", а Дахау, а Закзенхаузен, Майданек,Бухенвальд, Освенцим...Первые концлагеря Гитлер построил для коммунистов и социал-демократов, немцев по крови, не для инородцев. Хотя бы Ширера перечитайте.
| 0 | 0
avatar
Иванов

25.01.2008 17:57

ВладимирЪ,а что если уважаешь человека на том основании, что он человек, а на самом деле он и человек и саботажник и спекулянт и диверсант? Как быть?
| 0 | 0
avatar
Бурундук

25.01.2008 19:20

Господину Иванову. Что значит "не хотелось коммунизма по Троцкому"? Да рядовые коммунисты тогда вообще слабо разбирались в партийных разногласиях. Не говорю уже о беспартийных. Вокруг Троцкого группировалась преимущественно старая партийная гвардия, ещё помнившая времена ленинской внутрипартийной "демократии". А сталинской линии оказали поддержку потому, что это было привычно и знакомо с гражданской. Вот тебе револьвер в руки, а вот враг (кулак, спекулянт, нэпман и т.д.), а дальше, в принципе, всё понятно и результат можно получить очень быстро.
| 0 | 0
avatar
Напильник

25.01.2008 23:56

Нормальная статья. Братке: Что ты бодаешься насчет Сталина? Тебе это надо? Прочитал "Сумерки". Разочаровался.
| 0 | 0
avatar
Bratka - Напильнику

26.01.2008 13:15

Да особо-то не бодался. Так, свои три слова вставил. А насчет Глуховского - было такое предчувствие, было ;-))
| 0 | 0
avatar
Суматоха

26.01.2008 19:39

Дискуссия приобрела характер "Гусь свинье не товарищ". Рассуждения могут приобрести новую окраску, если сопоставить поездку П.А. Столыпина на Алтай (1910) и т. Сталина (1928). Для истории разница во времени не велика. Цель поездки Столыпина - увидеть, услышать, найти недостатки собственной аграрной политики на местах - т.е.оценить реальную повседневную жизнь переселенцев. Эта поездка особенно не "пиарилась" ни в столичной, ни в сибирской прессе. У него врагов было гораздо больше, чем у Сталина на всех уровнях. Одних покушений пережел дюжину, кроме последней (1912). Проехав по деревням Кулундинской зоны, остался доволен.Строились школы, храмы, больницы, дороги, созданы условия для кредитов, приобретения техники и т.д. Вернемся к Сталину. Идеология государственного "рэкета", не более того. Собственно говоря, если судить по результатам, то был уничтожен тот слой зажиточного крестьянства, ставший на ноги благодаря эффективной политике П.А. Столыпина. Станет ли Сталин в будущем Великим? Шансов нет. Последний Великий - Екатерина II. Уже прошло больше 200 лет. Еще никто даже близко не приблизился по всем параметрам государственного правления к этой Великой женщине России. Без мнения России в период ее правления ни одна пушка в Европе не могла выстрелить. Все кто осмелилсь-получили по полной программе (Польша, Турция, завоевание Крыма).
| 0 | 0
avatar
А Путин разве не великий?

27.01.2008 12:06

Без мнения России сегодня ни одна страна в Европе не может выжить зимой. Все кто откроет рот - слетят с нефте-газовой иглы...
| 0 | 0
avatar
Брррр!

27.01.2008 12:40

Россия на газовой игле сидит с 70-х годов прошлого века. Эту "забаву" придумали "комуняки". На что-то надо было кормить народ. По 40-60 милионов тонн зерна закупали ежегодно. Это после "триумфальной" запашки целины. Да здравствует коммунизм! Ура!
| 0 | 0
avatar
Иванов-Бурундуку

27.01.2008 21:45

Глубокоуважаемый господин Бурундук, извиняюсь за поздний ответ, «коммунизм по Троцкому»- это милитаризация всего общества, это заградительные отряды («…солдата надо ставить перед возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади…» - не Троцкий ли сказал?), это децимации (расстрел каждого десятого) в военной части (например, расправа над Петроградским полком), отступившей с поля боя, это теория «перманентной революции» - в топку которой надо было бросить русский народ и другие народы СССР, это неслыханное самомнение самого Льва Давидовича («…или рядом с Лениным – …или вместо него…»). Перечисление можно продолжать долго, можно сказать просто (если интересуетесь) – «еврокоммунизм», со всем пренебрежением к эндемическим условиям.
А теперь к вопросу о «старой партийной гвардии». Здорово вы, господин Бурундук, разделили большевиков на ангелов и бесов. С Троцким ангелы-демократы, с Кобой лютые бесы-боевики. Дмитрий Шмидт (красный командир, известный сторонник Троцкого) махал перед лицом Сталина шашкой и обещал «отрезать уши» - без сомнения Шмидт- ангел кротости и представитель «старой партийной гвардии». Не «старая-ли партийная гвардия», без сомнения помнившая ленинскую внутрипартийную демократию, кроваво подавляла Кронштадтский мятеж и Тамбовское восстание (подавлял выдвиженец Троцкого - Тухачевский), разрушала церкви и монастыри, рвалась «…через труп белой Польши…» в Европу насаждать коммунизм. Не в период ли преобладания «старой партийной гвардии» Россия пережила чудовищную демографическую катастрофу по масштабам несравнимо большую, чем «сталинские репрессии». Напомню, Сталин в этот период (20-е – нач. 30 гг.) далеко не единоличный диктатор.
| 0 | 0
avatar
Праведник

27.01.2008 21:51

Господин Иванов.
Вы уже всё в кучу свалили и Бухенвальд и Освенцим и Дахау и социал-демократов и коммунистов. :) Это не корректно. Сравните 39 год в Германии и в Советах, экономику, социальную сферу и прочее. Кто чего добился, какими средствами и жертвами.
| 0 | 0
avatar
ЦГБ

19.11.2008 12:05

Замечание по поводу упоминания о визите Сталина в Рубцовск в энциклопедии "Рубцовск" - об этом написано в статье "Визиты" на стр. 52
| 0 | 0
avatar
Г-жа Nora

06.12.2015 14:53

Вам нужен срочный кредит? Вы в долгу? Вы нуждаются в срочной кредита для финансирования вашего бизнеса ?, вы были лишены в Вашем банке, беспокоиться не больше, наши услуги быстро, легко & Безопасность кредиты в настоящее время в любых обстоятельствах. Занять до $ 2,000 - $ 1,000.000 сегодня! Свяжитесь с нами информацией кредитного портфеля на эту электронную почту: noramildred.loan@hotmail.com

Примечание: Вы ожидаете предварительный ответ и финансирование в течение 24 часов

С уважением.
Г-жа Nora
| 0 | 0
08.12.2025
05.12.2025