На апрельской сессии Алтайского краевого Заксобрания депутаты
обсудили сложившийся в регионе «бензиновый кризис».
От краевых властей по этому вопросу выступил председатель
комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству, единоросс Василий Куц. Спикер регионального
парламента Иван Лоор обосновал выбор его кандидатуры тем, что
«промышленный» вице-губернатор Виталий Ряполов находился в Москве, а глава краевого управления по промышленности и энергетике Виктор Мещеряков — в отпуске.
Свое выступление депутат Куц посвятил рассказу о совещании,
которое состоялось у губернатора Алтайского края Александра
Карлина 27 апреля с представителями Минэнерго, «Роснефти» и
«Газпромнефти», которые специально прилетели чартерным рейсом из Москвы в Барнаул. От АКЗС в совещании участвовали депутаты Юрий
Матвейко («СР») и Василий Куц («ЕР»).
«На сегодняшний день на всех АЗС края сняты все ограничения: по количеству бензина и заправке по картам. В ближайшую неделю в край только от „Газпромнефти“ поступит 6 тысяч тонн бензина,
большая часть пойдет на оптовые продажи независимым трейдерам. 27 апреля состоялось совещание по разрешению этого вопроса у губернатора края, с участием представителей „Роснефти“ и
„Газпромнефти“, министерства энергетики, а накануне прошло
совещание в Минэнерго, где принимал участие вице-губернатор.
„Роснефть“ выделяет сверхрезерва 3,5 тысячи тонн нефтепродуктов,
5 тысяч тонн уже отправлено, дополнительно поставлена задача
направить еще 5 тысяч тонн c Ачинского НПЗ.
27 апреля после всех переговоров от губернатора была направлена телеграмма „Роснефти“ об отгрузке
нефтепродуктов в необходимых количествах независимым трейдерам»,
— заявил г-н Куц.
Что касается оценки произошедшего, то, как
отметил депутат Куц, над этим сейчас работают ФАС, прокуратура, и скоро станет известно, по вине каких лиц сложилась эта ситуация
на рынке Алтайского края.
По данным председателя комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству,
пока цены на бензин «остаются на том уровне, который был до начала кризиса».
Депутат АКЗС, председатель «Алтайского
топливного союза», председатель совета директоров компании
«Октан» Юрий Матвейко считает, что «ситуация не такая радужная»,
как ее пытается представить единоросс Василий Куц, но «сдвиг,
безусловно, есть». «Еще 14 марта мы написали обращение в ФАС РФ,
копии направили президенту и председателю правительства. 5 апреля
я был вызван в ФАС России, где докладывал о ситуации в регионе
замруководителя ФАС РФ Анатолию Голомолзину. Очень грустно, что
никто из вице-губернаторов, курирующих ТЭК, не озаботился этой
проблемой. Поставки бензина в регион начали сокращаться, а с 1 апреля нефтяные компании полностью прекратили отгрузки топлива
независимым операторам, с каждым днем ситуация ухудшалась», —
представил свое видение развитий событий председатель «Алтайского
топливного союза».
«На совещании у губернатора я говорил, что
нефтяные компании продают продукт сами себе, тем самым усугубляя
кризис на рынке нефтепродуктов. На что представитель „Роснефти“,
в присутствии прокуратуры, антимонопольной службы и налоговой
инспекции ответил „продавали и будем продавать“. Мне дико
смотреть, как нефтяные компании нагло смеются над независимыми
трейдерами», — подчеркнул Юрий Матвейко.
Оппозиционный политик
также припомнил единороссу Василию Куцу его
обвинения в том, что дефицит нефтепродуктов в регионе
спровоцировали фирмы-посредники, в том числе контролируемые
оппозиционерами.
«Сильный» комментарий! Очень грустно, что он прозвучал из уст председателя комитета АКЗС по экономической
политике, промышленности и предпринимательству. Мы сейчас думаем
над подачей иска в суд. Печально, что политик такого уровня не понимает, где политика, а где экономика", — подчеркнул
председатель совета директоров компании «Октан».
«От управления
по энергетике мы услышали такой комментарий, что предприниматели
такие дураки, и не знают, что есть биржа, где можно все купить, —
продолжал возмущаться Матвейко. — Мы участвуем в биржевых торгах,
но нет возможности что-либо купить. За прошлую неделю предложение
по нефтепродуктам на биржах составляло 420 тысяч тонн, спрос — 2
млн. 615 тысяч тонн, то есть спрос превышает предложение более
чем в 6 раз!» По его словам, на биржевых торгах Аи-92 продается
по цене 32−34 тысяч рублей за тонну, дизтопливо — 24−26 тысяч
рублей за тонну, а Аи-80 доходит до 27 тысяч рублей за тонну. При
такой ситуации, уверен Матвейко, роста цен на бензин избежать не удастся.
Свои «три копейки» в ситуацию внес и депутат АКЗС,
гендиректор сети АЗС «Ника», единоросс Геннадий Скулкин. По его
данным, в Бийске осталось запасов топлива максимум на три дня.
Названных Василием Куцом объемов — 3,5 и 5 тысяч тонн — хватит
Алтайскому краю «на неделю, даже чуть меньше». Он считает для
того, чтобы немного «разомкнуть» ситуацию, нужно получить
единовременно не меньше 15−20 тысяч тонн, и обеспечить
регулярность поставок в край.
«Что касается цен, то мы — независимые трейдеры — их подняли, -говорит г-н Скулкин. —
Сейчас в Бийске цена бензина
92-го — 27−28 рублей за литр, на моих заправках в том числе. Я могу объяснить, где я могу сейчас взять бензин: за наличные
деньги без документов на базе „Роснефти“ по 23 рубля за литр, при
этом они продают его на своих заправках по 21 рублю. И я не знаю,
что мне лучше в такой ситуации сделать, закрыть заправку или
продолжать по 28 рублей торговать».
Выступления частных операторов прервал депутат-единоросс,
директор ООО «Птицефабрика „Енисейская“ Виталий Савилов, заявив,
что у частных операторов АЗС „не все чисто“.
В ответ председатель „Алтайского топливного союза“ Юрий Матвейко
вновь подчеркнул, что „бензиновый кризис“ спровоцировали нефтяные
компании, увеличившие поставки топлива на экспорт, так как „там
они больше зарабатывают на 30−40%, чем внутренним рынке“. Кроме
того, они полностью прекратили отпускать топливо частным
операторам с 1 апреля, чем вызвали в крае дефицит нефтепродуктов.
„На днях дали информацию, что запасов бензина хватит на 17
дней. Тем не менее, в субботу я проехал от Рубцовска до Барнаула
— ни одна заправка не работала. Все эти данные, документально
подтвержденные, я передал руководителю ФАС России Игорю
Артемьеву. Я сказал нефтяным компаниям: если у вас топлива на 17 дней, продайте нам, чтобы мы как-то разрулили ситуацию. Ни одного литра бензина ни „Роснефть“, ни „Газпромнефть“ нам так и не дали. 28 апреля будет еще одно совещание, они должны будут
назвать объемы, сроки и цены, по которым начнут отгружать
топливо частным операторам“, — рассказал депутат-
справедливоросс.
После этого слово взял председатель комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству, единоросс Василий Куц.
„У нас в крае 850 АЗС, из них только 120 принадлежат „Роснефти“
и „Газпромнефти“. Из этих данных понятно, что монополия у нас
принадлежит независимым трейдерам, — сделал достаточно
странные выводы председатель „экономического“ комитета
АКЗС.- Эти цифры на рынке еще четыре года назад заставляли бы трейдеров подумать о перспективах кризиса и заморозить цены,
тогда уже надо было предполагать проблемы у тех, кто не является
представителями нефтеперерабатывающих предприятияй“.
Видимо, затаив обиду на Юрия Матвейко за его резкие
высказывания, Василий Куц решил вновь съязвить в адрес
депутата-справедливоросса: „Алтайский топливный союз“ должен
работать не только на бумаге, и среагировать не тогда, когда
бензиновый кризис уже кипит вовсю, а раньше. Но заявления
поступили от независимых трейдеров только в 20-х числах апреля.
Поэтому здесь нельзя отрицать, что топливный союз молчал, не заявлялся, и при этом еще хочет остаться правым».
Тут из зала стали поступать предложения прекратить дискуссию.
Однако точку в ней пожелал поставить спикер краевого парламента
Иван Лоор:
«Это проблемой Александр Карлин начал заниматься еще полторы
недели назад, и правительственные телеграммы министру
энергетики и руководителю «Роснефти» были направлены еще 19 апреля. А прежде чем что-то отправить, губернатор тщательно
проверяет документы. Обеспокоенность вызывает то, что, по данным
ГУСХ края, у аграриев в настоящее время в наличии имеется 50
тысяч тонн дизтоплива, или 63% от требуемого количества. Хочу
сказать, что этот ажиотаж о возможном срыве начала посевных работ
был несколько поднакручен.
Проблема есть, от нее не уйти, но хорошо, что гендиректора ОАО
«НК «Роснефть-Алтайнефтерподукт» Александра Кристалинского
удалось вовремя ухватить за руку и удалось сохранить наши
нефтебазы, которые разом позволяют принять 80 тысяч тонн.
Конечно, после прилета высокопоставленных чиновников в течение
одного дня эти тысячи тонн не поступят, но то, что они отгружены, я заявляю со всей ответственностью.
И еще одна проблема решилась — это проблема 80-го бензина. В Алтайском крае имеется около 40 тысяч единиц сельхозтехники,
которые на нем работют. Я этот вопрос планировал поставить перед
Виктором Зубковым во время его визита на Алтай, но он разрешился. На совещании чиновник самого высокого ранга заверил
губернатора, что 6,5 тысяч тонн 80-го бензина в край отгружено.
Губернатор лично контролирует эту проблему, вопросы ставит в жесткой форме. Вопрос этот будет решен положительно, по-другому
быть не может», — оптимистично заявил Иван Лоор.
В завершение дискуссии спикер предложил «тему не закрывать», и поручил Василию Куцу «вместе с комитетом активно работать над
решением вопроса в составе рабочей группы совместно с краевым
управлением по промышленности и энергетике».
29.04.2011 11:57
Как-то за власть стыдно становится все чаще и чаще.
29.04.2011 12:01
29.04.2011 12:05
29.04.2011 12:18
С уважением А И Егер
30.04.2011 11:11