Молодые люди — об алтайских журналистах: очерк Артёма Гуднева
о Владимире Токмакове «Журналисты остаются главными проводниками
правды».
Журналист, достойный стать вашим примером для подражания, должен иметь гражданскую позицию, мировоззрение, сходные с вашими.
Для меня таковым является Владимир Николаевич Токмаков, писатель, поэт, обозреватель газеты «Алтайская правда», ведущий программы «Печатный формат» на телеканале «Катунь 24″. Через некоторое время общения с этим журналистом, я понял, что его жизненная позиция мне ближе остальных.
Молодые люди — об алтайских журналистах: очерк Артёма Гуднева
о Владимире Токмакове „Журналисты остаются главными проводниками
правды“.
Владимир Токмаков. Фото неизвестного года.
Владимир Токмаков — автор шести сборников стихов: „Аромат девушки за каменной стеной“ (1995), „Двойное дно“ (1997), „Гадание на веревке повешенного“ (1997), „Боязнь темноты“ (1999), „Без лишних слов“ (2003), „Вольный стрелок“ (2008) и двух книг прозы „Детдом для престарелых убийц“ (первое издание — Барнаул, 2001, затем роман переиздан в Санкт-Петербурге, в издательстве „Амфора“, серия „Поколение Y“, 2002), „Настоящее длится девять секунд“ (2005).
Токмаков, будучи писателем, искал профессию, которая одновременно и кормила его, и была близка к литературному творчеству, так как одним лишь творчеством невозможно заработать себе на хлеб. Решение стать журналистом пришло к Владимиру Николаевичу в начале горбачёвской перестройки. После 1985-го года журналисты стали главными героями начавшихся в стране перемен. Тогда была провозглашена гласность — газетчики стали печатать острые, злободневные материалы, вызывавшие споры и дискуссии в обществе. Тиражи газет взлетели до небес, на ТВ появилось много интересных авторских программ. Талантливых журналистов, не боявшихся бороться с бюрократией, ложью, цензурой, знала в лицо вся страна. На этой волне романтизации профессии и Токмаков захотел стать настоящим репортером.
Свою репортёрскую деятельность Токмаков начал во время прохождения срочной службы: „В 1986—1988 гг. я служил на о. Кунашир, отправил несколько заметок в редакцию газеты. Редакция предложила мне сотрудничество, а заодно я был зачислен в „заочную школу военкоров“. Военная цензура — жесткая вещь, но я писал не о военных тайнах, а о каждодневной армейской жизни: лучшие бойцы, внутренние конфликты, интервью с командирами, отчеты с комсомольских собраний, культурная жизнь части и пр. Материалы часто отмечались как лучшие по итогам месяца. А это — повышенный гонорар и слава, какая никакая.
Я за месяц получал гонорар, который был больше, чем получал старшина роты. Перед демобилизацией мне предложили остаться работать в этой газете — уже сверхсрочником, но надевать погоны мне не хотелось. Мне дали направление в университет, документ об окончании „заочной школы военкоров“, отличную характеристику. С ними я и поступил в АлтГУ на факультет филологии и журналистики (специальность „Журналистика“ тогда только-только открылась, мы были первым набором). С годами романтизма поубавилось, но я не жалею о выборе профессии: журналисты и сейчас, в наши сегодняшние непростые для свободы слова и печати времена, остаются главными проводниками правды, как она есть. Журналистские „корочки“ дают невероятную возможность к познанию мира: они открывают очень многие двери, дают возможность заглянуть за кулисы, увидеть, так сказать, изнанку мира, которая сокрыта для простых смертных. Это и возможность познакомиться со многими, уникальными, интереснейшими людьми, которые нас окружают — и рассказать миру об их оригинальности и уникальности“.
Во время учёбы в АлтГУ Владимир Николаевич сотрудничал с газетой „Молодёжь Алтая“, вел там литературные рубрики „Альтернатива“ и др. Несколько статей вызвали большой общественный резонанс. После окончания АлтГУ в 1994 году пришёл работать в газету „Вечерний Барнаул“, с которой также сотрудничал, пока учился в АлтГУ. Через пару лет „Молодёжка“ обанкротилась — эту газету убили экономические проблемы, инфляция и пр.
Вообще 1990-е годы принято ругать как время „экономического краха, развала страны, деградации общества“… Но в журналистике и в искусстве это было время экспериментов, поисков новых форм и беспредельной свободы. Кроме обычных материалов Токмаков вел в городской газете постоянные рубрики „В подвальчике у Токмакова“ и „Уездный город Токмаковск“. Это были сатирические рубрики, в которых критиковали местную власть, новых русских, продажных чиновников.
В 1998 году Владимир Николаевич перешел работать в „Алтайскую правду“.
— „Алтайская правда“, — рассказывает Владимир Николаевич, — тогда была, пожалуй, единственной в крае газетой с очень высокой профессиональной планкой (газету „Свободный курс“ тоже основали выходцы из „АП“). В „Алтайской правде“ я научился по-настоящему работать, получил хорошую газетную школу. Мы с моим коллегой Артемом Бочкаревым (он сейчас в Москве) придумали рубрику „Субботний репортаж“ — каждую субботу мы делали актуальный репортаж, рассказывали о какой-то серьезной проблеме: торговля палёнкой, проблема общепита, бродячие животные, сетевой маркетинг, „сумасшедшая помощь“ (психиатрическая медицина), „библиотека для слепых“, проблемы армейской службы, туризма и т.д. За репортаж о проблемах безбарьерной городской среды для инвалидов-колясочников „На три головы ниже“ нам присудили губернаторскую премию, затем региональную „Сибирь — территория надежд“, затем премию в Москве.
В ноябре прошлого года Владимира Николаевича приняли в Союз российских писателей — его, Михаила Гундарина и Фариду Габдраупову. Сейчас они создают на Алтае ячейку Союза российских писателей. После раскола Союза писателей СССР появились Союз писателей России, куда входят так называемые писатели — патриоты (в кавычках патриоты, по мнению Токмакова) и Союз российских писателей, который организовали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Андрей Битов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и другие. Они ушли в этот Союз.
— Во всех регионах страны давно уже появились отделения этих двух Союзов, и единственный регион, так парадоксально складывается, мы часто говорим, что по многим показателям Алтайский край последний, ну и в этом показателе мы, к сожалению, последние. Мы единственный регион, где не было отделения Союза российских писателей. Вот в ближайшее время мы его создадим, чтобы у людей, у писателей, у пишущей молодежи была альтернатива, выбор — в какой Союз ей вступать. Будем заниматься активной творческой деятельностью, устраивать вечера, фестивали, поэтические семинары и круглые столы по литературе, то есть то, чего у нас в регионе сейчас не хватает.
А закончить мне хотелось бы ответом Владимира на мой вопрос: „Каков, по вашему, образ идеального журналиста?“. Эти слова дали мне некоторые ориентиры на будущую жизнь:
— Идеальных журналистов не бывает. Свобода слова и печати сегодня — это иллюзия, потому что газеты принадлежат либо правительству (той или иной партии), либо частному лицу, и вынуждены выполнять тот или иной социальный заказ. На смену политической цензуре пришла экономическая, которая оказалась ещё жёстче. А в идеале — журналист должен оставаться честен до конца, отстаивать правду, своим пером защищать слабых от беззакония власть имущих. Журналистика дает человеку огромную власть печатным словом, и можно превратить это слово в оружие массового поражения, а можно в „спасательный круг“ для всех „униженных и оскорбленных“. Кто-то идет в журналистику просто чтобы зарабатывать деньги, а для кого-то важнее моральное удовлетворение — когда, благодаря твоей публикации, в мире стало меньше зла и больше добра. Чем больше будет в журналистике принципиальных журналистов, тем больше шансов, что мы будем жить в свободном, процветающем правовом государстве. Делайте выбор сами, чтобы этот выбор не сделали за вас!»
(Публикуется в сокращении по материалам конкурса журналистских работ о журналистах «Коллеги» ФЖ АлтГУ).
13.01.2012 16:04
13.01.2012 17:04
15.01.2012 17:49