Уют, "Спичка", инфоцыгане: как глава Барнаула обсудил с экспертами бренд города

По мнению экспертов, навязать бренд ни жителям, ни гостям невозможно, он должен формироваться "снизу". Однако варианты участники встречи все же назвали

Каким должен быть бренд Барнаула? Какой его образ, событие, здание может стать тем, что станет ассоциироваться с городом в сознании и его жителей, и гостей? Эту тему 15 марта глава Барнаула Вячеслав Франк обсуждал с экспертами – архитекторами, дизайнерами, художниками, предпринимателями. Итоги и этой дискуссии, и последующей работы могут стать основой будущего масштабного брендирования города к его 300-летию в 2030 году.

"Услышаны молитвы всех проектировщиков – и решение задачи мы начали обсуждать заранее, а не по принципу "вчера нужно было придумать, а сегодня сделать", – сказал Алексей Шелепов, графический дизайнер. Он и его коллеги заявили однозначно: сначала нужно определить, "где мы сейчас находимся и из чего надо исходить".

"То, что возникает в голове"

"Бренд – сложная материя. Это не просто логотип. Это то, что возникает в голове у людей, когда они слышат "Барнаул". Бренд – не только что-то конкретное, это попытка создать чувства у людей про город", – сказал Данил Снитко, руководитель агентства "Два слова".

Об этом же говорил и архитектор Александр Деринг, он также добавил, что сейчас у Барнаула нет разработок архитектурного или дизайн-кода города, "из которых мог бы родиться и логотип".

Александр Деринг
Александр Деринг
Фото: Виталий Барабаш

При этом, подчеркивали эксперты, бренд нельзя насадить сверху. "Можно искусственно изобретать все что угодно, но оно не приживется", – сказал мэр Барнаула. С ним согласились и участники встречи.

"Бренд должен формироваться снизу, стихийно, чтобы люди хотели использовать и поддерживать его, чтобы, как в Нью-Йорке в 1980-е, сами хотели носить футболки с I love NY", – отметил Снитко.

Руководитель школы рисования Татьяна Ширбидова добавила:

"Бренд невозможно придумать. Он формируется сам как что-то сильное, создавшееся само по себе. Если мы говорим, что у какой-то страны или города брендом является вино/сыр/архитектура, то он возник из-за высокого уровня качества. Просто сказать "давайте выберем здание, и все его должны полюбить, потому что мы заявили, что это бренд" невозможно. Это так не работает". Нужно выбирать, а что у нас в городе потенциально может стать самым сильным в России, ради чего сюда стоит ехать издалека.

По словам Деринга, бренд, с одной стороны, должен быть абсолютно понятен людям – и барнаульцам, и гостям. Но с другой, сам по себе он может вмещать много смыслов, кодов – цветовых, архитектурных, исторических и т. д. Чтобы понять, каких, нужно провести работу и вычленить главное. Первые наброски и мнения набросали участники встречи.

Комфортный город для "удаленщиков"

"Я занимаюсь онлайн-уроками. Мне нет разницы, в каком городе жить. И я выбрала Барнаул, хотя пробовала работать в Питере и Москве. Для удаленной работы Барнаул – очень комфортный город, – сказала Татьяна Ширбидова. – Я экономлю на времени перемещения, себестоимости проживания, производстве контента. В той же Москве я буду иметь примерно те же доходы, но при больших бытовых затратах. Я считаю, это возможная точка роста – превратить Барнаул в город, комфортный для проживания тех, кто работает удаленно, записывает курсы, тренинги – для инфоцыган".

Татьяна Ширбидова
Татьяна Ширбидова
Фото: Виталий Барабаш

По ее мнению, Барнаул – "это про уютность, камерность, домашнюю обстановку, где все знакомые и много отзывчивых людей".

"Я не инфоцыган, но соглашусь с коллегой. Я много где бываю по работе и нигде не хочу остаться жить", – поддержал Татьяну Иван Крюков, руководитель спортивной школы Yolochka.

С этим согласилась и Анастасия Петренко, художник и мастер стрит-арта, добавившая, что "Барнаул – это классный город и для создания семьи".

"Я разделяю мнение, что Барнаул должен позиционироваться как уютный. Это такая емкая часть, которая притягивает к себе много других задач и имеет синергетический эффект: комфорт привлекает молодежь, она привлекает интеллектуальные ресурсы, деньги, это способствует развитию разных форм бизнеса", – согласился с коллегами и архитектор Дмитрий Индюков.

Город для здоровой жизни

"Я вижу в этом огромную точку роста. Где еще через весь город идет лес? Это наше огромное преимущество. Вот есть Ханты-Мансийск, где посреди города гора стоит. Они из этой горы сделали бренд: построили горнолыжку, один из лучших в мире биатлонных центров – в обычном болотном месте. А у нас есть лес. Еще есть трасса здоровья, серьезными темпами развивается инфраструктура велодорожек. Барнаул – город здоровья. Людям понятна эта ценность – комфорта, здорового образа жизни", – сказал Иван Крюков.

Иван Крюков
Иван Крюков
Фото: Виталий Барабаш

В эту же концепцию вписывается уже сейчас активно обсуждаемая идея развития парков, а вместе с ней – и развития зеленых зон. По словам Деринга, уже сейчас в городе формируется "ожерелье из парков разной направленности": Центральный – исторический, Изумрудный – развлекательный, Юбилейный – спортивный.

Парковая культура может стать основной и для привлечения туристов, которые сейчас в Барнауле не задерживаются, считает Евгений Юрчук, совладелец кофейни "Йель":

"Что вызывает отклик у наших гостей? Нам все говорят: "У вас город такой зеленый, дышать можно". В Новосибирске гарь, никак справиться с ней не могут, грязь, песок. В Барнауле такого нет. А у молодежи интерес к здоровому образу жизни активно сейчас формируется. У нас развивается парк "Изумрудный" в этом направлении. Но его одного мало. Человек не будет три-четыре дня гулять по одному парку".

По его мнению, можно сделать ставку на организацию досуга, в том числе в парках. Но – с привлечением сопутствующего бизнеса, чтобы в парке были рестораны, брендовые магазины и т. д. Обязательно – подземная парковка, чтобы была возможность оставить машину.

Город с историей под ногами

"У горожан низкая осведомленность об их истории, а на самом деле это предмет гордости – быть потомком инженеров. А когда ты чувствуешь историю под ногами, то понимаешь, что тебе хочется себя ассоциировать с этим городом", – сказала Анна Поломошнова, предприниматель, автор брендов "Шишка" и "Алтай-традиция".

Анна Поломошнова
Анна Поломошнова
Фото: Виталий Барабаш

По ее мнению, одним из символов и брендов города может стать сереброплавильный завод, с которого и началась история Барнаула. С ней согласились архитекторы Александр Деринг и Иван Быков.

По словам последнего, "Спичку" (так еще называют сереброплавильный завод, в здании которого в советское время располагалась спичечная фабрика) можно сравнивать с ролью Кремля в других городах, где именно с таких крепостей начинал развиваться город. "А у нас с завода. Это может быть символ Барнаула", – сказал архитектор.

По мнению Алексея Шелепова, при формировании бренда одним из его оснований может стать инженерная история города.

"Она апеллирует и к образованию, и к технологиям. В этом контексте можно вспомнить не только сереброплавильный завод, но и Калашникова, и все эвакуированные во время войны заводы. Какая идея из этого может вырасти? Например, просто в качестве предложения, можно воссоздать паровую машину Ползунова в натуральную величину – классный, интересный арт-объект", – сказал дизайнер.

Эдуард Добровольский и Алексей Шелепов
Эдуард Добровольский и Алексей Шелепов
Фото: Виталий Барабаш

По его мнению, можно взять и другой исторический аспект, связанный с тем, что в Барнауле побывало немало известных людей, в том числе писателей.

"Сейчас читаю Паустовского, и, оказывается, во время войны он был здесь. У него была часть жизни, которую он сам называет "барнаульские месяцы". То есть мы можем говорить не только про Шукшина", – предложил он.

В практической плоскости это можно реализовать в расширении уже имеющихся фестивалей с их закреплением в Барнауле.

"Даже тот же Шукшинский может не уезжать только в Сростки, но приобретать яркие события в городе. На это и стрит-арт хорошо ложится", – сказал Шелепов.

Город стрит-арта

Как отдельная концепция или бренд идея стрит-арта не обсуждалась. Но как один из способов формирования смыслов и визуального их воплощения вызвала интерес.

"Через стрит-арт мы можем показать, что Барнаул – город для комфортной жизни, любви, создания семьи, занятий спортом и т. д. Можно объединить большое число смыслов через визуальные образы. И это может стать точкой привлечения туристов, визитной карточкой города. Условно нарисовали мы лису – и в народе пойдет "встретимся у лисы"", – объяснила Анастасия Петренко.

Анастасия Петренко
Анастасия Петренко
Фото: Виталий Барабаш

Над этим обещал подумать мэр Барнаула, который не исключил, что художникам стрит-арта – после проработки идей и смыслов – дадут раскрасить несколько зданий.

Город для туристов

Мысль о необходимости формирования бренда в том числе для привлечения туристов звучала многократно.

"В силу работы я вижу много туристов, которые приезжают к нам. Мы должны подумать о том, как бренд будет работать на Барнаул. Чтобы не мы его кормили, а он кормил нас. К нам ежедневно из шести-восьми городов прилетают в Барнаул люди. Кто из них остается в городе? Все садятся на автобус – и в Горный", – обозначил проблему Иван Крюков.

По словам руководителя компании NoDanger Николая Пашинина, Алтай становится все более привлекательным для туристов, и их число будет расти.

"Туристов надо разворачивать на Барнаул, хотя бы на пару дней. Туристы приезжают с ресурсами, а бренд, как мы уже говорили, должен себя окупать", – отметил он.

Николай Пашинин
Николай Пашинин
Фото: Виталий Барабаш

В числе прочего как один из вариантов "задержки" туристов он предложил формировать идею Барнаула как города для шопинга:

"Не зря построили столько торговых центров. Можно разработать определенные условия для тех, кто представляет в ТЦ свои товары и услуги. А туристы бы приезжали сюда чем-то закупаться".

При этом никто не отменяет и необходимость создания инфраструктуры. Сегодня в Барнауле не хватает ни отелей высокого уровня, ни идей досуга, о чем говорил Евгений Юрчук. А Татьяна Ширбидова отметила, что в городе, который можно было бы позиционировать как комфортное место жизни для "удаленщиков", не хватает, например, мест, где могли бы проводить мастер-классы, презентации и другие события приезжие гости, тренеры, производители и т. д.

В одиночку не "вытащить"

Вячеслав Франк на встрече в основном давал небольшие комментарии, ремарки, а порой провоцировал участников на споры. Но итог обсуждению подвел он. По словам главы Барнаула, в администрации рассмотрят возможность создания дирекции либо другой экспертной группы, которая сможет координировать эту работу.

"Такие вещи в одиночку никто не решит и не "вытащит", в том числе и финансово. Думаю, что и бюджет должен будет поучаствовать, и различный бизнес", – резюмировал он.

Незакрытые гештальты: Франк мечтает о новом планетарии и пешеходном Ленинском

Глава Барнаула также хотел бы, чтобы в городе появилась уютная набережная вдоль Барнаулки, современный пляж и развивался центр

Лента новостей