Проблема городского пассажирского транспорта давно ждет своего решения, но пока, увы, безрезультатно. Бездействие чиновников наконец-то обратило на себя внимание и СМИ, - не замечать творящееся безобразие на дорогах стало невозможно.
Наяву обеспокоенность общественности, рядовых граждан-пассажиров, депутатов городского Совета крайне негативной ситуацией, сложившейся на маршрутной сети Новосибирска в сфере организации и практического осуществления одного из самых важных видов услуг, - внутригородских автомобильных пассажирских перевозок. Для беспристрастной оценки положения совершим краткий экскурс в недалекое прошлое и вернемся в настоящее.
В 1998 году было принято положение "О конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок на маршрутной сети Новосибирска", которое действует уже более четырех лет. За прошедший с момента принятия положения период процесс увеличения числа частных перевозчиков принял интенсивный и необратимый характер, повлек за собой изменения в инфраструктуре транспорта и перевозок. На что должна была последовать своевременная и адекватная реакция со стороны Департамента транспорта, главы конкурсной комиссии и руководства мэрии. Чего, к сожалению, не произошло. Более того, у автоперевозчиков сложилось устойчивое мнение, что возникший, далеко не спонтанно, беспорядок кем-то умышленно поддерживается, и этого "кого-то" молва прочно связывает с именем председателя ныне действующей конкурсной комиссии П.П.Петера, действующего под прикрытием заместителя мэра и главы департамента транспорта Г.Г. Кривушкина. Тем более, что Павел Петер является начальником контрольно-распорядительного отдела департамента транспорта, т.е. прямым подчиненным гна Кривушкина, полностью от него зависящим.
Г.Кривушкин, в силу своих должностных обязанностей, обязан контролировать деятельность конкурсной комиссии, так как раз направляет и руководит всем транспортным вопросом в городе и несет персональную ответственность за состояние дел. Депутатам городского Совета, взявшихся за разбирательство в кризисе пассажирского транспорта, следует обратить внимание на то обстоятельство, что на самом деле конкурсной комиссии и, соответственно, ее работы - нет. Потому что ее, с позволения руководства мэрии, просто-напросто приватизировал господин Петер.
Технология этой "работы" проста: вначале необоснованно переносится дата проведения конкурса, затем без всяких проработок и оснований открываются новые маршруты (в том числе дублирующие старые), на стадии проведения конкурса примерно в полтора раза завышается потребное количество автотранспорта и затем это завышение достигает трехкратной величины уже после проведения "конкурса". Так как в действительности результаты "конкурса" формируются (или фабрикуются) лично П.П.Петером, а потом задним числом подписываются у лояльных членов комиссии, якобы присутствующих на заседаниях комиссии. Например, избирательно приглашаются на заседания конкурсной комиссии, если она все-таки проходит, депутаты горсовета - члены комиссии. Например, депутату Андрею Аникину, по его словам, не удается поучаствовать в работе комиссии, потому что, якобы, чиновники, по их объяснениям, никак не могут его найти, хотя у него всегда при себе сотовый телефон - и проблем с поиском вроде бы как не должно быть.
Решения комиссии по победителям конкурса проходят келейно за закрытой дверью, обстоятельства и мотивации принятых решений не разглашаются и не обсуждаются. Этот трюк порождает два следствия. Во-первых, он ставит в полную зависимость от "приватизатора" всех коммерческих перевозчиков, независимо от их влияния и организованности. Например, на собрании перевозчиков Сибирского автотранспортного союза (САС), прошедшем 22 февраля, выступавшими были опровергнуты опубликованные в СМИ данные о взятках в пределах 15-30 тысяч рублей - за допуск на маршрут каждого транспортного средства. На самом деле, говорят они, это устаревшие цифры, сейчас взятки доходят до 50 тысяч. Перевозчики возмущаются между собой (но не подают официальных жалоб из-за своего полного бесправия и боязни напрочь лишиться места на рынке перевозок) даже не тем, что с них берут мзду до 50 тысяч рублей за единицу транспорта, но более всего тем, что за этим беспардонно следует "кидалово": на маршрутах, за которые была дана мзда, помимо победителей конкурса появляется еще энное число конкурентов, которые попадают туда отнюдь не за красивые глазки. Вот выдержки из обращения 45 водителей с маршрута N 1204: "В ноябре 2002 года был проведен конкурс, где комиссией выставлялись 45 вакансий. После проведения конкурса условия не улучшились, а ухудшились: Сейчас на маршруте работают 77 единиц транспорта: Куда смотрит департамент транспорта и чем он занимается? Сейчас на нашем маршруте хозяйничает беспредел, неразбериха и подбирается криминал, который предлагает навести порядок: между нами, перевозчиками, часто выясняются отношения физическими методами, на глазах у изумленной пассажиров устраиваются кулачные бои:стоим злые в очередях по два часа, жжем бензин и ругаемся от безысходности:капля терпения может переполнить чашу". Вследствие перегруженности интервал движения сокращается, бывает, до 1-2 минут, автобусы разгружаются на остановках уже из второго-третьего рядов, создаются пробки на дорогах. По Красному проспекту в часы пик просто невозможно проехать. Перегруженность большинства магистралей, по словам начальника ОГИБДД Новосибирска А.И.Колпакова, привела к резкому росту аварий. Во-вторых, такая технология ставит в полную зависимость от "приватизатора"-Павла Петера - также и всех муниципальных автоперевозчиков. Любой перевозчик-"муниципал" не будет скрывать, как эта удавка медленно, но беспощадно лишает его экономического потенциала и надежд на выживание, приводит к полному краху муниципального автотранспортного хозяйства. В этом смысле конкурсные правила действительно ставят в равные в своем бесправии условия всех перевозчиков - и частных, и муниципальных. К тому же, потаенный смысл трюкачества мэрских "приватизаторов" состоит в том, чтобы стравить между собой конкурирующие организации перевозчиков и вовлечь их в изнуряющую и бесперспективную борьбу за "место под солнцем". А затем, на фоне междоусобной драки перевозчиков, эффективно и малой кровью осуществлять политику "разделяй и властвуй", выступая арбитром и извлекая из ситуации дивиденды в виде прогрессирующих в размере взяток.
Кто стоит за спиной всесильного чиновника-"приватизатора", безбоязненно творящего произвол? - Остается только гадать. Но интересно другое: куда смотрит мэр и почему закрывает глаза на все эти безобразия транспортной мафии и незаконное обогащение ответственных чиновников, кто конкретно является паханом этой мафии, а также кому из руководства мэрии и сколько прилипает к рукам от коррупционного потока "черного нала"? На эти вопросы ждут ответа граждане-налогоплательщики, с изумлением наблюдающие откровенное расхищение их налоговых отчислений чиновниками-аферистами.