Об этом сообщило в своей публикации агентство ПолитСибРу
(приводим ее текст).
Проблема городского пассажирского транспорта давно ждет своего
решения, но пока, увы, безрезультатно. Бездействие чиновников
наконец-то обратило на себя внимание и СМИ, — не замечать
творящееся безобразие на дорогах стало невозможно.
Наяву обеспокоенность общественности, рядовых граждан-пассажиров,
депутатов городского Совета крайне негативной ситуацией,
сложившейся на маршрутной сети Новосибирска в сфере организации и практического осуществления одного из самых важных видов услуг, —
внутригородских автомобильных пассажирских перевозок. Для
беспристрастной оценки положения совершим краткий экскурс в недалекое прошлое и вернемся в настоящее.
В 1998 году было принято положение «О конкурсе на право
выполнения пассажирских перевозок на маршрутной сети
Новосибирска», которое действует уже более четырех лет. За прошедший с момента принятия положения период процесс увеличения
числа частных перевозчиков принял интенсивный и необратимый
характер, повлек за собой изменения в инфраструктуре транспорта и перевозок. На что должна была последовать своевременная и адекватная реакция со стороны Департамента транспорта, главы
конкурсной комиссии и руководства мэрии. Чего, к сожалению, не произошло. Более того, у автоперевозчиков сложилось устойчивое
мнение, что возникший, далеко не спонтанно, беспорядок кем-то
умышленно поддерживается, и этого «кого-то» молва прочно
связывает с именем председателя ныне действующей конкурсной
комиссии П.П.Петера, действующего под прикрытием заместителя мэра
и главы департамента транспорта Г.Г. Кривушкина. Тем более, что
Павел Петер является начальником контрольно-распорядительного
отдела департамента транспорта,
Г.Кривушкин, в силу своих должностных обязанностей, обязан
контролировать деятельность конкурсной комиссии, так как раз
направляет и руководит всем транспортным вопросом в городе и несет персональную ответственность за состояние дел. Депутатам
городского Совета, взявшихся за разбирательство в кризисе
пассажирского транспорта, следует обратить внимание на то обстоятельство, что на самом деле конкурсной комиссии и,
соответственно, ее работы — нет. Потому что ее, с позволения
руководства мэрии, просто-напросто приватизировал господин Петер.
Технология этой «работы» проста: вначале необоснованно
переносится дата проведения конкурса, затем без всяких проработок
и оснований открываются новые маршруты (в том числе дублирующие
старые), на стадии проведения конкурса примерно в полтора раза
завышается потребное количество автотранспорта и затем это
завышение достигает трехкратной величины уже после проведения
«конкурса». Так как в действительности результаты «конкурса»
формируются (или фабрикуются) лично П.П.Петером, а потом задним
числом подписываются у лояльных членов комиссии, якобы
присутствующих на заседаниях комиссии. Например, избирательно
приглашаются на заседания конкурсной комиссии, если она все-таки
проходит, депутаты горсовета — члены комиссии. Например, депутату
Андрею Аникину, по его словам, не удается поучаствовать в работе
комиссии, потому что, якобы, чиновники, по их объяснениям, никак
не могут его найти, хотя у него всегда при себе сотовый телефон —
и проблем с поиском вроде бы как не должно быть.
Решения комиссии по победителям конкурса проходят келейно за закрытой дверью, обстоятельства и мотивации принятых решений не разглашаются и не обсуждаются. Этот трюк порождает два следствия.
Во-первых, он ставит в полную зависимость от «приватизатора» всех
коммерческих перевозчиков, независимо от их влияния и организованности. Например, на собрании перевозчиков Сибирского
автотранспортного союза (САС), прошедшем 22 февраля, выступавшими
были опровергнуты опубликованные в СМИ данные о взятках в пределах 15−30 тысяч рублей — за допуск на маршрут каждого
транспортного средства. На самом деле, говорят они, это
устаревшие цифры, сейчас взятки доходят до 50 тысяч. Перевозчики
возмущаются между собой (но не подают официальных жалоб из-за
своего полного бесправия и боязни напрочь лишиться места на рынке
перевозок) даже не тем, что с них берут мзду до 50 тысяч рублей
за единицу транспорта, но более всего тем, что за этим
беспардонно следует «кидалово»: на маршрутах, за которые была
дана мзда, помимо победителей конкурса появляется еще энное число
конкурентов, которые попадают туда отнюдь не за красивые глазки.
Вот выдержки из обращения 45 водителей с маршрута N 1204: «В ноябре 2002 года был проведен конкурс, где комиссией выставлялись
45 вакансий. После проведения конкурса условия не улучшились, а ухудшились: Сейчас на маршруте работают 77 единиц транспорта:
Куда смотрит департамент транспорта и чем он занимается? Сейчас
на нашем маршруте хозяйничает беспредел, неразбериха и подбирается криминал, который предлагает навести порядок: между
нами, перевозчиками, часто выясняются отношения физическими
методами, на глазах у изумленной пассажиров устраиваются кулачные
бои: стоим злые в очередях по два часа, жжем бензин и ругаемся от безысходности: капля терпения может переполнить чашу». Вследствие
перегруженности интервал движения сокращается, бывает, до 1−2
минут, автобусы разгружаются на остановках уже из второго-третьего рядов, создаются пробки на дорогах. По Красному
проспекту в часы пик просто невозможно проехать. Перегруженность
большинства магистралей, по словам начальника ОГИБДД Новосибирска
А.И.Колпакова, привела к резкому росту аварий. Во-вторых, такая
технология ставит в полную зависимость от «приватизатора"-Павла
Петера — также и всех муниципальных автоперевозчиков. Любой
перевозчик-«муниципал» не будет скрывать, как эта удавка
медленно, но беспощадно лишает его экономического потенциала и надежд на выживание, приводит к полному краху муниципального
автотранспортного хозяйства. В этом смысле конкурсные правила
действительно ставят в равные в своем бесправии условия всех
перевозчиков — и частных, и муниципальных. К тому же, потаенный
смысл трюкачества мэрских «приватизаторов» состоит в том, чтобы
стравить между собой конкурирующие организации перевозчиков и вовлечь их в изнуряющую и бесперспективную борьбу за «место под
солнцем». А затем, на фоне междоусобной драки перевозчиков,
эффективно и малой кровью осуществлять политику «разделяй и властвуй», выступая арбитром и извлекая из ситуации дивиденды в виде прогрессирующих в размере взяток.
Кто стоит за спиной всесильного чиновника-«приватизатора»,
безбоязненно творящего произвол? — Остается только гадать. Но интересно другое: куда смотрит мэр и почему закрывает глаза на все эти безобразия транспортной мафии и незаконное обогащение
ответственных чиновников, кто конкретно является паханом этой
мафии, а также кому из руководства мэрии и сколько прилипает к рукам от коррупционного потока «черного нала»? На эти вопросы
ждут ответа граждане-налогоплательщики, с изумлением наблюдающие
откровенное расхищение их налоговых отчислений
чиновниками-аферистами.