18+

2-ой номер «ликбеза»: панегирик лишним людям и немного радикально

На днях вышел в свет 2-ой номер литературного альманаха «Ликбез». Как сообщалось, теперь он выходит в онлайновой форме на специально созданном сайте. И хотя читатели лишились возможности подержать журнал в руках, зато теперь они могут почитать творения алтайских и иных литераторов каждый месяц — по крайней мере, так они обещали нам (и пока это обещание выполняют).

Итак, что же замечательного представила в февральском номере компания «радикальных доцентов» (так их как-то обозвал рекламный баннер, на пару суток заклеивший весь Рунет)?

«Гвоздем номера» номинирован отрывок из нового романа Владимира Токмакова «Настоящее длится десять секунд». Да, пора бы уж Токмакову разразится чем-то новым, не все же кропать опусы для «Алтайской правды», и размахивать на литературных вечерах своим «Детдомом»… На сей раз его лирический герой, отрясая со своих ног пыль родного Букаранска, в компании некой длинноногой студенточки и книжного жучка Прашкевича (не Геннадия) отправляется по миру в поисках таинственного артефакта. Ну что тут скажешь? Есть, есть сильные страницы, да и отказ от немодных ныне постмоджернистских штучек явно пошел Токмакову на пользу. Но! НО! Сколько, блин, можно писать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления? Т. е. имеешь представление только по прочитанным книгам? Вот ведь тянет ликбезовцев писать о быте бандитов, примочках американских миллионерах, и вкусах международных аферистов… Картонно это получается, увы… Самая ароматная и живая сцена в отрывке — совращения героем девушки на остановке, ей веришь — наверное, потому, что самому Токмакову уж явно не раз пришлось пережить подобные диалоги. Но пока еще роман можно развернуть к реальной жизни — хочется надеяться, что Токмаков больше будет опираться на свои жизненные переживания и опыт друзей, чем на книжные коллизии.

Примером такой, идущей «от жизни» прозы стали итальянские путевые очерки Евгения Платунова «По горам, по долам». Украшающий сейчас кадровый состав российской армии Платунов — непростая, мягко говоря, личность (чего стоит его карьера полицейского в Румынии!), но в этих очерках платуновские способности проявились в полной мере — браво, ваше благородие! Италия предстает в них как живая, прямо вспоминаются итальянские путевые записки Бунина. Крепко написано! Стоит обратить внимание Владимира Токмакова и гг. писателей — рядом с вами обитает организм, являющийся кладом житейских наблюдений и заметок, а вы жизненную фактуру из детективчиков черпаете.

Среди журнальной прозы, я полагаю, стоит отметить ряд крепких вещей (ничего не скажу о поэзии — не понимаю и не принимаю я этого жанра). Вот, например, будни малахольных девиц — операторов пейджинговой компании в рассказе «Машка» сетевой писательницы Виктории Дегтяревой (в редакции о ней ничего неизвестно). Немного хаотично и малоосмыслено, но чувствуется жизнь — девушка явно владеет пером, и умеет выразить свои чувства. Вот еще научится сюжеты половчее клепать — и будут очень даже ничего себе рассказы. Или вот рассказ «московской эротической девушки» (как ее неофициально рекомендуют в редакции «Ликбеза») Ольги Шевченко «Рекламные люди». Нет, паралеллей с «Люди 10 часов утра», как мне сначала показалось, здесь нет. Просто компания неудачников, подрабатывающих рекламой, умирающий старик, вообще бессмыслица кругом. Неплохо в целом, хотя можно было бы поострее ситуации прописать, характеры поярче, немного все же сыровато получилось. Но девушка она (г-жа Шевченко) хоть и эротическая, но явно с талантом, есть в рассказе интересные места, вполне крепко прописанные. И вообще — мне бы как читателю было интереснее прочитать ее опус не от лица мужчины, а от собственного. Ведь уж если уродил Господь женщиной, так этим надо пользоваться — на всю катушку!

А вот многочисленная фантастика меня разочаровала. Вся. Кроме рассказа сетевого автора Михаила Меро «Копирайтер». Ловко написанная вещичка — вполне на уровне того стандарта, что сейчас именуется «большой литературой». Идея может быть не слишком оригинальна — московские пиарщики вводят в моду поедание генетически выращенного человеческого мяса («Скушай кусочек Путина!»), но автор явно незауряден во владении пером — я бы оценил его рассказ как лучшее литературное произведение номера.

Ну и конечно, «Ликбез» не был бы «Ликбезом», если бы не отдал дань политическому радикализму. Вполне вменяемая статья нацбола и журналиста Евгения Берсенева (знающим его, этот эпитет не показался бы странным) о поездке на суд к Лимонову. Грамотное интервью с легендарным Александром Прохановым. Все это придает журналу тот самый колорит прибежища «радикальных доцентов», который является фирменным стилем «Ликбеза». Вполне стильно также выглядит и мемуарная подборка о художнике Юрии Эсауленко — все более и более вырисовывает она ту волну, что сейчас видится золотым веком алтайской культуры ушедшего столетия — конец 80-х — начала 90-х, ярким представителем которой был ушедший.

Ждем следующего номера.

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Нет комментариев
19.12.2025