На днях вышел в свет 2-ой номер литературного альманаха
«Ликбез». Как сообщалось, теперь он выходит в онлайновой форме на специально созданном сайте. И хотя читатели лишились возможности
подержать журнал в руках, зато теперь они могут почитать творения
алтайских и иных литераторов каждый месяц — по крайней мере, так
они обещали нам (и пока это обещание выполняют).
Итак, что же замечательного представила в февральском номере
компания «радикальных доцентов» (так их как-то обозвал рекламный
баннер, на пару суток заклеивший весь Рунет)?
«Гвоздем номера» номинирован отрывок из нового романа Владимира
Токмакова «Настоящее длится десять секунд». Да, пора бы уж Токмакову разразится чем-то новым, не все же кропать опусы для
«Алтайской правды», и размахивать на литературных вечерах своим
«Детдомом»… На сей раз его лирический герой, отрясая со своих
ног пыль родного Букаранска, в компании некой длинноногой
студенточки и книжного жучка Прашкевича (не Геннадия)
отправляется по миру в поисках таинственного артефакта. Ну что
тут скажешь? Есть, есть сильные страницы, да и отказ от немодных
ныне постмоджернистских штучек явно пошел Токмакову на пользу.
Но! НО! Сколько, блин, можно писать о том, о чем не имеешь ни малейшего представления?
Примером такой, идущей «от жизни» прозы стали итальянские путевые
очерки Евгения Платунова «По горам, по долам». Украшающий сейчас
кадровый состав российской армии Платунов — непростая, мягко
говоря, личность (чего стоит его карьера полицейского в Румынии!),
но в этих очерках платуновские способности проявились в полной
мере — браво, ваше благородие! Италия предстает в них как живая,
прямо вспоминаются итальянские путевые записки Бунина. Крепко
написано! Стоит обратить внимание Владимира Токмакова и гг.
писателей — рядом с вами обитает организм, являющийся кладом
житейских наблюдений и заметок, а вы жизненную фактуру из детективчиков черпаете.
Среди журнальной прозы, я полагаю, стоит отметить ряд крепких
вещей (ничего не скажу о поэзии — не понимаю и не принимаю я этого жанра). Вот, например, будни малахольных девиц — операторов
пейджинговой компании в рассказе «Машка» сетевой писательницы Виктории
Дегтяревой (в редакции о ней ничего неизвестно). Немного хаотично
и малоосмыслено, но чувствуется жизнь — девушка явно владеет
пером, и умеет выразить свои чувства. Вот еще научится сюжеты
половчее клепать — и будут очень даже ничего себе рассказы. Или
вот рассказ «московской эротической девушки» (как ее неофициально
рекомендуют в редакции «Ликбеза») Ольги Шевченко «Рекламные
люди». Нет, паралеллей с «Люди 10 часов утра», как мне сначала
показалось, здесь нет. Просто компания неудачников,
подрабатывающих рекламой, умирающий старик, вообще бессмыслица
кругом. Неплохо в целом, хотя можно было бы поострее ситуации
прописать, характеры поярче, немного все же сыровато получилось.
Но девушка она (г-жа Шевченко) хоть и эротическая, но явно с талантом, есть в рассказе интересные места, вполне крепко
прописанные. И вообще — мне бы как читателю было интереснее
прочитать ее опус не от лица мужчины, а от собственного. Ведь уж если уродил Господь женщиной, так этим надо пользоваться — на всю
катушку!
А вот многочисленная фантастика меня разочаровала. Вся. Кроме
рассказа сетевого автора Михаила Меро «Копирайтер». Ловко
написанная вещичка — вполне на уровне того стандарта, что сейчас
именуется «большой литературой». Идея может быть не слишком
оригинальна — московские пиарщики вводят в моду поедание
генетически выращенного человеческого мяса («Скушай кусочек
Путина!»), но автор явно незауряден во владении пером — я бы оценил его рассказ как лучшее литературное произведение номера.
Ну и конечно, «Ликбез» не был бы «Ликбезом», если бы не отдал дань
политическому радикализму. Вполне вменяемая статья нацбола и журналиста Евгения Берсенева (знающим его, этот эпитет не показался
бы странным) о поездке на суд к Лимонову. Грамотное интервью с легендарным Александром Прохановым. Все это придает журналу тот
самый колорит прибежища «радикальных доцентов», который является
фирменным стилем «Ликбеза». Вполне стильно также выглядит и мемуарная подборка о художнике Юрии Эсауленко — все более и более
вырисовывает она ту волну, что сейчас видится золотым веком
алтайской культуры ушедшего столетия — конец 80-х — начала 90-х,
ярким представителем которой был ушедший.
Ждем следующего номера.