Top.Mail.Ru
18+

называя сектантов сектантами, будьте осторожнее, - советует профессор дворкин. они склонны требовать за это деньги по суду...

Вопрос о том, кого можно считать сектантами, не так прост, как кажется. Эта мысль неоднократно озвучивалась профессором Дворкиным в его выступлениях в Барнауле. Иногда применение названия "секта" приводит к судебным искам - один из них был подан в декабре 2002 г. против газеты "Комсомольская правда на Алтае" организацией "Христианская жизнь", названной в публикации тоталитарной сектой. Тогда газета лишь частично смогла доказать свою правоту - суд не удовлетворил материальные претензии "Христианской жизни" в размере 100 тыс. рублей, но потребовал опубликовать опровержение.

Итак, где лежат отличительные черты секты в понимании ведущего российского сектоведа (использованы материалы выступлений Дворкина в Новосибирске, собранные газетой "Вечерний Новосибирск").

Самый традиционный вопрос, который звучал во всех аудиториях, - что же все-таки считать сектой? Вопрос немаловажный, так как практически нигде четкого определения секты нет. А если такие определения все же приводятся, то при их внимательном рассмотрении под термин "секта" можно подвести любую конфессию, в том числе и православие. Среди расхожих характеристик признаков секты встречаются такие, как претензия на исключительность спасения и непререкаемый авторитет лидера. Но на монополию спасения претендуют практически все без исключения конфессии. Так, например, у отцов Церкви можно найти немало высказываний о невозможности спасения вне Православной церкви, а при любой попытке публично высказать критические замечания в адрес любимого всем приходом батюшки полное презрение и навешивание ярлыков гарантировано. Так что, исходя из таких определений, православие можно смело записывать в большую секту.

Александр Дворкин предупредил, что не стоит все, что нам не нравится, называть сектой. Может быть множество нелицеприятных маргинальных организаций, например, Ассоциация планирования семьи, пропагандирующая секспросвет, приводящий, в конечном счете, к разврату со всеми вытекающими отсюда последствиями, но это не секта. В то же время секта не всегда внешне выглядит религиозной организацией. Так, например, по запросу Министерства юстиции РФ авторитетные эксперты дали заключение, что "образовательная деятельность Т.Ф. Акбашева и созданных им структур основывается на мировоззрении оккультно-религиозного типа". Учение Т. Акбашева даже получило название "педагогической секты", а в Новосибирске методики, им разработанные, находят множество приверженцев в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В Индии православных мало, но это не секта.

На взгляд профессора Дворкина, наиболее полное определение секты звучит следующим образом: сравнительно небольшая, культурно закрытая организация, главный смысл существования которой - противостояние основной религиозно-культурной традиции страны. Например, всех христиан объединяет вера во Христа, но сектант, характеризуя свое направление в христианстве, скажет: православные верят в то-то и то-то, а мы в это не верим. Вот вам и признак секты - отрицание традиций, принятых преобладающей в стране религией. Секты также не образуют свою культуру. Поэтому лютеране в России, а православные в Индии, несмотря на малочисленность, не называются сектами, так как они являются культурообразующими конфессиями.

Секты классические и тоталитарные

По мнению Александра Леонидовича, следует все-таки ввести еще одну классификацию сект (и за это его сильно ругает псевдоправославная печать, которая всех неправославных записывает в страшные и ужасные секты): классические (баптисты, евангелисты, субботники, адвентисты, меннониты) и тоталитарные (сайентологи, кришнаиты, виссарионовцы, иеговисты, мормоны, неохаризматы и т.д.). И если с классическими сектами у православных, за редким исключением, проблем не возникает, то тоталитарные секты являются объектом пристального внимания, так как в таких организациях налицо прямое посягательство на свободную волю человека, а зачастую и полное его порабощение. Дворкин привел следующее определение тоталитарных сект: это особого рода авторитарные организации, главный смысл существования которых - власть и деньги их руководства. Для достижения этой цели секта прикрывается различными масками: религиозными, культурологическими, медицинскими, педагогическими, психологическими, коммерческими, политическими и т.п. Кроме того, таким организациям присущ ряд свойств, таких как обожествление лидера или организатора, нарушение прав членов секты, контролирование их сознанием, обман при вербовке. Причем тоталитарные секты (деструктивные культы) могут быть совершенно необязательно религиозными организациями: главное там не содержание самого учения, а методы, которыми организация пользуется.

Новосибирск - поставщик тоталитарных сект

Со слов профессора Александра Дворкина, родиной некоторых деструктивных культов, оказывается, является Новосибирск. И это не только педагогическая секта Талгата Акбашева, но и неоязыческая секта "анастасийщиков", основателем которой является известный многим новосибирцам Владимир Мэгре ("девичья" фамилия - Пузаков) - автор серии книг о лесной красавице Анастасии, которая, по словам профессора, "является воплощением сексуальных фантазий господина Мэгре". Тем, кто хочет понять главную мысль книг про Анастасию, Дворкин советует прочитать последние страницы, на которых размещена реклама лесных орехов, поделок и всякой всячины "от Анастасии".

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
29.03.2024