Top.Mail.Ru
18+

бывший командир бердского вертолетного полка полностью отрицает свою вину в гибели 11 человек в ходе катастрофы вертолета ми-8 в мае 2002 г. в алтайских горах.

На днях в военном суде Новосибирского гарнизона начался процесс по делу о катастрофе вертолета МИ-8 в мае 2002 года в Алтайских горах. Тогда в результате катастрофы погиб экипаж и находившиеся на борту любители-сноубордисты. На суде бывшему командиру 337-го Бердского вертолетного полка полковнику Александру Чибескову было предъявлено обвинение в должностных преступлениях и нарушении правил подготовки к полетам. Гособвинитель считает, что полковник послал в коммерческий рейс неподготовленный экипаж. Сам обвиняемый именует рейс тренировочным и заявлялет, что ничего не знал о спортсменах-экстремалах на борту. Ход процесса активно комментирует новосибирская пресса. Вот как, в частности, описывала его газета "Коммерсант-Западная Сибирь".

"Потерпевшие и их адвокаты стали собираться у здания Новосибирского гарнизонного суда задолго до назначенного времени. Обвиняемый Александр Чибесков старался не показываться им на глаза. Сторонился вертолетчик и журналистов, а в зал судебного заседания вошел со своим защитником, бывшим прокурором Сибирского военного округа Валерием Евтушенко только после фразы секретаря "Встать, суд идет". Телеоператорам председательствующий на процессе судья Андрей Слепухин разрешил провести только протокольную съемку, а затем удалил из помещения.

Судебное заседание началось с установления анкетных данных обвиняемого. Более двадцати лет назад Чибесков окончил Саратовское высшее военное авиационное училище, в 1990-м - с отличием Военновоздушную академию имени Гагарина, был награжден медалями "За безупречную службу" и орденом "За военные заслуги". Командиром 337-го Бердского вертолетного полка (в/ч 12212) Минобороны Чибесков стал в 1994 году. Под его началом служило немало летчиков, которые воевали в Афганистане, СьерраЛеоне, Таджикистане и Чечне. Да и сам господин Чибесков нередко садился за штурвал: например, в 2001 году командир налетал около 80 часов - довольно много по нынешним временам. Перечисление заслуг подсудимого сопровождалось плачем вдов и матерей погибших. Их адвокаты ходатайствовали об освобождении своих клиентов от дальнейшего участия в процессе. Допросят потерпевших только в качестве свидетелей на одном из последующих заседаний. Родственники погибших подтвердили свои материальные претензии к воинской части и Минобороны (каждый из них просит взыскать 1 млн руб.) и вслед за телеоператорами покинули зал.

Затем гособвинитель Игорь Юшкин огласил обвинительное заключение. Согласно материалам расследования, в апреле прошлого года к командиру полка Чибескову обратились новосибирские спортсмены-сноубордисты с просьбой доставить их на альпинистскую базу на склоне горы Актру Горного Алтая, откуда военный вертолет Ми-8 должен был поднимать сноубордистов на вершину. Никаких документов при этом не оформляли.

Руководителям армейской авиации СибВО полковник Чибесков объяснил эту "командировку" подготовкой личного состава к полетам в горной местности. Хотя в период майских праздников в регионе было рекомендовано воздержаться от вылетов, командир полка приказал диспетчеру направить заявку в зональный центр единой системы организации воздушного движения и управления армейской авиации СибВО на проведение полетов 6-7 мая и смог протолкнуть этот рейс. Он подобрал и экипаж - заместителя командира полка Александра Бухарова, командира эскадрильи Сергея Ивашенкова и бортового техника Вячеслава Юрьева. 6 мая полковник Чибесков дал личное распоряжение на запуск двигателей и взлет вертолета. По данным обвинительного заключения, приказ начальника армейской авиации СибВО вертолету вернуться на базовый аэродром господин Чибесков проигнорировал, а сам, заявив подчиненным, что якобы плохо себя чувствует, уехал в госпиталь.

6 мая и почти весь последующий день, как указано в документах, экипаж "обеспечивал развлечение" сноубордистов. Восемь спортсменов попросили вертолетчиков забросить их на склон Северо-Чуйского хребта. Приглянувшаяся спортсменам площадка находилась на высоте более 3,5 км на леднике Актру. При заходе на посадку вертолет задел лопастями несущего винта скальный выступ на краю площадки и сорвался в пропасть. Все одиннадцать человек, находившиеся на борту военного Ми-8, погибли. Военная прокуратура возбудила уголовное дело. Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, следователи предъявили командиру полка Александру Чибескову, а также начальнику авиации СибВО полковнику Анатолию Лукьяненко. В отношении последнего уголовное преследование было прекращено, а комполка Чибескова на время расследования отстранили от должности. По версии прокуроров, командир отдал своим подчиненным приказ выполнить довольно сложное полетное задание, к которому экипаж был не готов. По заключению экспертизы, экипаж "утратил навыки посадки вертолета на высокогорных площадках": "Вертолетчики подобрали для посадки предварительно не обследованную площадку, не определили направление и силу ветра, превысили максимально допустимую посадочную массу вертолета".

Кроме родственников членов погибшего экипажа и сноубордистов исковые требования к вертолетному полку предъявило командование 14-й армии ВВС и ПВО. По мнению истцов, действиями офицера Чибескова их соединению был нанесен ущерб более чем на 10 млн руб. Кроме уничтоженного воздушного судна стоимостью почти 6,5 млн руб. авиаторы включили в этот счет утрату топлива, машинного масла, спецжидкостей, а также расходы на поисково-спасательные мероприятия (были организованы две экспедиции по поиску "черных ящиков"). Всего по этому делу заявлено исков на 20 млн руб. В феврале материалы многотомного уголовного дела поступили на рассмотрение военного суда. Допрошенный в зале судебного заседания господин Чибесков не согласился с предъявленным ему обвинением. По словам полковника, "вся государственная машина была направлена против него": "Две трети личного состава полка постоянно участвует в контртеррористической операции в Чечне. Мои подчиненные проводили на Алтае учебно-тренировочный полет по плану горной подготовки. Как появились на борту Ми-8 гражданские лица, мне неизвестно".

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
19.04.2024