6 июня пресс-служба депутата Валерия Останина распростанила
документ, в котором излагаются планы недавно созданного
антикоррупционного движения «Чмстые руки». Приводим его полный
текст:
«В конце мая этого года группа депутатов Государственной Думы
(Валерий Останин и Юрий Щекочихин из фракции «ЯБЛОКО», Сергей
Левченко и Александр Куликов из фракции КПРФ, Борис Резник из депутатской группы «Регионы России», Олег Финько из фракции ЛДПР
и Александр Гуров из фракции «Единство») выступила с заявлением
о создании внепартийного общественного движения «Чистые руки».
Членами инициативной группы предложен ряд конкретных действий по борьбе с криминалом и коррупцией:
1. Создать институт независимых судов и прокуроров, наподобие
того, который действовал в Италии в ходе операции «Чистые руки».
2. Создать отдельную федеральную спецслужбу, независимую от МВД,
ФСБ и Генеральной прокуратуры, чьей функцией будет борьба с коррупцией в силовых ведомствах и государственных органах
(подобные спецслужбы успешно действуют в США и многих других
странах).
3. Создать федеральную программу защиты свидетелей и потерпевших.
4. Немедленно отстранить от должности руководителей
правоохранительных органов, губернаторов, мэров и госчиновников,
замешанных в коррупционных скандалах, в отношении которых имеются
достаточные данные о их причастности к коррупции и должностным
злоупотреблениям.
Зачем создано антикоррупционное движение, реально ли организовать общенациональную кампанию по борьбе с коррупцией и добиться ответственности высших должностных лиц: На эти и другие
вопросы отвечает один из организаторов движения «Чистые руки»,
депутат Государственной Думы от Алтайского края Валерий Останин:
— Как проходила кампания «Чистые руки» в Италии? К каким
результатам она привела? Можно ли перенести итальянский опыт на российскую почву?
— Италия издавна «славилась» мафиозными кланами. Но где-то к началу 80-х годов прошлого века произошло полное срастание
криминальных структур и государства — под полное влияние мафии
попали парламент, правительство, суды, правоохранительные органы.
Обстановка стала совершенно нетерпимой: десятки тысяч людей
исчезали бесследно, а убийства судей, депутатов, прокуроров,
выступавших против мафии, стали обыденным делом. Тогда и возникло
общенациональное движение борьбы с коррупцией, которое
организовали простые студенты, рабочие, служащие, другие честные
люди. Когда наверху ведущие политические партии осознали размах
антикоррупционного движения, возможные социальные последствия,
назревание в стране революционной ситуации, было принято решение
начать широкомасштабную борьбу с коррупцией.
Был создан институт независимых судей, прокуроров, карабинеров,
которые отбирались из числа тех, кто не запятнал себя
коррупционными связями, пользовался репутацией кристально
честного, принципиального, грамотного профессионала. Именно им поручили расследование и рассмотрение дел о коррупции среди
членов правительства, депутатов, других высших должностных лиц.
Причем, на первом этапе проведения операции «Чистые руки» те судьи и прокуроры, кто занимался «громкими» делами, потерпевшие
по ним и свидетели, проживали в военных казармах под охраной
карабинеров. Это исключило попытки давления, подкупа, физического
уничтожения этих людей.
Принятые меры принесли серьезный успех. К середине 80-х годов
коррупция в Италии была в целом подавлена. Доходило до того, что
главари мафиозных группировок добровольно сдавались в руки
правосудия, приходили с повинной, поскольку кара была для них
неизбежной. Государственный аппарат подвергся решительной чистке
от лиц, совершивших должностные преступления, замешанных в связях
с мафией.
Перенести итальянский опыт на нашу землю можно. Сегодняшняя
российская ситуация с коррупцией в системе госаппарата, в правоохранительных, судебных органах, очень близка к той, что в свое время сложилась в Италии. Чтобы победить коррупцию, в числе
прочих мер, мы должны взять на вооружение и итальянский опыт.
Иного пути у нас просто нет. Поэтому, мы с коллегами и стали
инициаторами создания инициативной группы движения «Чистые руки»,
предложили нашей власти конкретные шаги по борьбе с коррупцией.
— Считается, что действующие законы позволяют эффективно бороться
с коррупцией. Почему тогда до сих пор такой борьбы не ведется?
Как можно повлиять на исправление ситуации?
— Законы наши, действительно, позволяют власти эффективно вести
борьбу с коррупцией. Действующий уголовный кодекс предусматривает
высокие санкции за должностные преступления. Зато в правоприменительной практике не действует главный принцип
правосудия — неотвратимость наказания за совершенное
преступление. Почему не ведется борьба с коррупцией, хотя нужные
законы есть? Потому, что главные «правоохранители» не несут
никакой ответственности за состояние борьбы с преступностью.
Ежегодно проводятся совместные коллегии «силовых» ведомств, на которых присутствует Президент, звучат красивые, правильные слова
— усилить, укрепить, углубить: Но никто еще не учинил строгий
спрос, не сорвал ни с кого за бездействие генеральские погоны, не понизил в должности бездельников, не говоря уж об уголовной
ответственности за халатность.
Когда у нас в стране происходит очередное «громкое» убийство или
широкомасштабная афера, с экрана телевизора высокие лица начинают
успокаивать граждан: возбуждено уголовное дело, ведется
расследование, дело находится на контроле министра внутренних
дел, генерального прокурора, начальника ФСБ, лично президента:
Нужное, как говорится, подчеркнуть. У любого «громкого» дела
находятся высокопоставленные «контролеры». Прав мой коллега по фракции «Яблоко» и комитету по безопасности Государственной Думы,
Юрий Щекохичин, который суть наших бед вывел одной фразой: «у нас
нет контролеров над контролерами». Таким главным «контролером»
должно быть общество, народ, люди, которые и должны спрашивать у наших главных «силовиков», непосредственно у Президента: что
сделано для расследования этих дел, когда найдут и накажут
виновных. И спрашивать не от случая к случаю, а регулярно. А
«силовики», правительство, президент должны отчитываться перед
народом и докладывать — кто виновник преступлений, какое они
понесли наказание или когда окажутся на скамье подсудимых.
— В России немало федеральных спецслужб, в чьи задачи входит
борьба с коррупцией. В чем смысл образования новой? Как добиться
того, чтобы новая федеральная спецслужба боролась с коррупцией не на бумаге, а на деле?
— Федеральных служб, призванных бороться с коррупцией, у нас
немало. Беда в том, что эти спецслужбы также поражены коррупцией,
и в большей степени решают меркантильные задачи — от «крышевания»
до прямого участия в совершении преступлений. Буквально на днях
будет заседать комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией, где должен быть поставлен вопрос об освобождении от должности двух заместителей Генерального прокурора, замешанных в коррупционных скандалах. До сих пор не пойман и не посажен в тюрьму заместитель бывшего министра внутренних дел Александр
Орлов, объявленный в международный розыск за взятки и другие
должностные преступления (хотя, как говорят, он ни от кого не скрывается). И таких случаев — множество.
Управления по борьбе с организованной преступностью руководством
МВД и начальниками управлений внутренних дел разрушены под флагом
борьбы с «крышеванием». Сегодня УБОПовцы ловят скотокрадов и проституток, вместо того, чтобы выполнять те задачи, ради которых
в конце 80-х и создавали УБОП. На практике, к сожалению, сбылось
«пророчество» «вора в законе» Витьки Антибиотика из сериала
«Бандитский Петербург», сказавшего, что УБОП скоро разгонят,
поскольку решает неактуальные задачи — уличная преступность
растет.
Сегодня в России для эффективной борьбы с коррупцией нужна
специальная независимая федеральная служба. Руководить которой
должен профессионал высокого уровня, незапятнавший себя никакими
связями с криминальными элементами. В штат своей службы он также
должен набрать профессионалов, принципиальных и честных. Подобная
служба должна получить право проводить расследование и оперативнорозыскные мероприятия в отношении всех без исключения
представителей власти, правоохранительных органов, спецслужб.
Подчиняться руководитель антикоррупционного ведомства должен
напрямую Президенту РФ и только ему быть подотчетен.
— Заинтересованы ли Президент и Правительство в немедленном
отстранении от должности коррумпированных губернаторов и министров? Возможно, им удобней иметь дело с теми, на кого есть
серьезный компромат, и от того они особенно послушны? Что может
повлиять на политическую волю Президента и Правительства?
— Вы сами ответили на свой вопрос. То, что Президент не заинтересован в проведении эффективной борьбы с коррупцией, ясно
хотя бы потому, что эта тема никак не озвучена в его ежегодном
послании Федеральному собранию. Я уж не говорю о Правительстве, в составе которого этих самых коррупционеров «пруд пруди».
Достаточно вспомнить недавний скандал в комитете по рыболовству —
Наздратенко и его замы незаконно выдают «самим себе» квоты на лов
рыбы, способствуют разграблению биоресурсов в России, а, когда
про это заговорили средства массовой информации, то эти чиновники
в лучшем случае отделались легким испугом.
К сожалению, система нашей государственной власти глубоко
порочна. Порочность заключается в том, что высшие чиновники
подбираются не по критерию профессионализма, а по принципу личной
преданности — так называемые «свои»: из одного города, из одного
ведомства, да просто родственники и старые приятели. При
назначении очередного чиновника на должность во главе стоят не интересы государства, а стремление развивать семейный бизнес с использованием должностного положения. Круговая порука — второй
порочный признак нынешней власти. В ней кроется
незаинтересованность в выявлении фактов воровства и взяточничества. Если чиновник узнает что-то неблаговидное о действиях своего начальника или подчиненного, то сохранит это в тайне, чтобы использовать полученные сведения как инструмент
шантажа и влияния для решения личных задач. Повязаны все: если
Сидоров скажет об Иванове и Петрове, то Петров и Иванов скажут
много интересного про Сидорова. У каждого сыновья и жены в бизнесе: у крупных чиновников — в крупном бизнесе, у средних
чиновников — в среднем:
На политическую волю Президента и Правительства может повлиять
только народ, и мы создаем общенациональное движение против
коррупции именно для того, чтобы свое слово сказали граждане
нашей страны.
— Насколько популярна «в народе» тема борьбы с коррупцией?
Осознают ли люди связь между бедственным положением страны и воровством чиновников? Сможет ли инициировать общественное
движение такую антикоррупционную кампанию, которая действительно
станет общенациональной?
— Коррупция в системе государственного аппарата отражается на каждом из нас. Возьмем, к примеру повышение тарифов на электроэнергию или проезд в городском транспорте. В первом случае
за счет рядовых граждан решают свои проблемы Чубайс и компания,
во втором — владельцы частных автобусов. А принимаются решения о повышении тарифов коррумпированными чиновниками, имеющими свой
интерес.
Повышаются тарифы на коммунальные услуги — значит, «коммунальные»
деньги украли, списав на благоустройство и ремонт дорог. Когда
число работников ЖЭУ увеличивается до размеров министерства —
значит, увеличивается число родственников начальника и его
друзей, которым надо кормиться за счет простых граждан,
налогоплательщиков. Связь между бедственным положением страны и воровством чиновников люди, безусловно, видят и понимают. Беда в том, что многие наши сограждане относятся к коррупции как к само
собой разумеющемуся явлению, неизбежности. Воровство и взятки
стали настолько обыденным делом, что не вызывают серьезного
гражданского возмущения. За взятки сейчас продается все:
обвинительные и оправдательные приговоры, должности,
государственные и муниципальные заказы. И многие думают, что эту
систему изменить невозможно. Это ошибочное мнение. Одна из главных задач нашего движения — разъяснить людям, что только
объединившись можно победить эту гидру.
Я думаю, мы сможем инициировать общенациональную
антикоррупционную кампанию, иначе бы за этого дело и не взялись.
Надеюсь, нас поддержат не только рядовые граждане, но и большинство политических партий (для которых борьба с коррупцией
не лозунг, а серьезная задача), общественных движений,
организаций ветеранов правоохранительных органов. Мы планируем
провести по городам и весям нашей страны сбор подписей под
заявлением главе нашего государства о необходимости принятия
решительных мер по борьбе с коррупцией. Полагаю, что под таким
заявлением подпишется большинство наших сограждан, все честные
люди, ведь дальше так жить невозможно. Планируем открыть телефоны
доверия и общественные приемные, куда можно будет обратиться по факту коррупции. После сбора подписей в регионах, мы, инициаторы
создания движения, планируем добиться встречи с Президентом,
представить ему подписи граждан, убедить его принять неотложные
антикоррупционные меры, указанные в нашем заявлении. Я считаю,
что такие действия будут иметь серьезное практическое значение.
Поверьте, за свой многолетний опыт работы в милиции я повидал
немало мерзких, отвратительных преступлений, но нет ничего
омерзительнее, чем обкрадывать свой народ, свою страну.