18+

документальная публикация: аналитический доклад константина емешина по поводу новой программы алтайского «яблока».

КОНСТАНТИН ЕМЕШИН: «ИНИЦИАТИВУ „ЯБЛОКА“ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА МОЖНО ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВОВАТЬ»

СМИ Алтайского края сообщили о том, что региональное отделение Российской Демократической партии «Яблоко» в Алтайском крае издало программный документ «В интересах большинства», в котором федеральная партийная программа дополнена региональным компонентом. По просьбе агентства «Банкфакс» председатель правления «Школы реальной политики» Константин Емешин провел экспертизу документа и прокомментировал это событие: «Это событие может вызвать только удовлетворение в кругах политологов и рядовых избирателей. Все партии говорят о некоторых „Программах“, но на уровне федерации это, как правило, некоторые общие концептуальные положения, с которыми трудно не согласиться и которые не всегда понятны рядовому избирателю. На уровне регионов таких программ практически нет и никто даже не изволит их создавать. Год назад мы начали публично разрабатывать региональную программу „Алтай. Правый поворот“ и даже хотели провести через СМИ дискуссиию по этой программе, но оказалось, что партийные организации на уровне региона не готовы были к содержательной дискуссии — все готовы были произносить общие фразы, но аргументированного обсуждения не получилось. И вот наконец партия „Яблоко“, можно сказать „утерла нос“ другим партиям и представила на суд избирателей свой вариант развития края. Как и любая программа, она не лишена недостатков, но сам факт разработки регионального программного документа для политической партии можно только приветствовать. Более детальный анализ программы мы представили в материалах экспертизы.»

МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА РО РДП «ЯБЛОКО» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: «В ИНТЕРЕСАХ БОЛЬШИНСТВА»

ЕМЕШИН Константин Николаевич кандидат медицинских наук, доцент, Академик МАИ; председатель правления АКОО «Школа реальной политики»

Программный документ регионального отделения Российской демократической партии «Яблоко» в Алтайском крае (далее ДОКУМЕНТ) представляет из себя брошюру объемом 100 страниц (издан в Барнауле в 2003 году) и содержит 7 разделов:

1. Правовое государство, состоящее на службе у гражданского общества.

2. Построение гражданского общества.

3. Экономическое развитие.

4. Социальная политика.

5. Стратегия национальной обороны и безопасности.

6. Экологическая политика.

7. Самореализация и профессиональный рост молодежи.

I. Вводные методические замечания:

I.1. Основу и большую часть содержания ДОКУМЕНТА составляет программный документ разработанный рабочей группой федерального совета партии и относится к программным положениям партии в целом. Эти фрагменты не включены в состав экспертируемых материалов. Экспертизе подвергались лишь материалы касающиеся регионального компонента относящиеся к Алтайскому краю. По мнению эксперта в дальнейшем при работе над программой вполне обоснованно было бы выделение регионального компонента в отдельный программный документ, из которого избиратели Алтайского края смогли бы понять действия региональной организации именно в Алтайском крае. Причем, как и в любой программе, целесообразно выделение приоритетов.

I.2. Экспертизе подвергнута содержательная часть регионального компонента. В процессе экспертизы пропускались пункты, которые носят может быть и вполне актуальные положения, но имеют явно «лозунговый характер». Например, к такому «лозунговому» стилю можно отнести утверждения: страница 11 —? повысить эффективность работы МВД и ГУВД…? очистить милицию от коррупционеров… страница 49 —? Защитить сельхозпроизводителей от рэкета и коррумпированного чиновника. Федеральная и краевая власть должны жестко бороться с «дежурными» у ворот элеваторов… страница 58 — ? простое увеличение платного компонента, что предлагает Правительство, приведет лишь к деградации нации. Подобный стиль вполне обоснован для политических заявлений, но вряд ли несет содержательный аспект и поэтому остается вне поля зрения эксперта. Текст программы не лишен и традиционных для советского менталитета избытка ключевых слов, которые «ласкают ухо» протестного электората, но содержательно не определенны. Например, одним из часто употребляемых слов являются два слова: «КОНТРОЛЬ» и «ПОДДЕРЖКА». Причем, если суммировать употребление программного тезиса — «Поддержка», то окажется, что эта поддержка будет оказана всем. К подобному лозунговому стилю, вероятно, следует отнести и некоторые критические стрелы в адрес оппонентов на правом фланге. Так только улыбку может вызвать фраза: «Отцы реформ» утверждают, что их эксперименты не удались, потому что народ им попался не тот. Мол, Россия — темная, ленивая страна, мечтающая о сильной руке". Если быть последовательным, то первая программа реформ, которая была разработана в СССР это была программа «500 дней». Одним из авторов ее был Г.Явлинский. Но ни у Явлинского, ни у Гайдара, ни у Чубайса никогда не звучала фраза о «не том народе». Подобное мифотфорчество типично для коммунистов и вряд ли придает солидность партии «Яблоко».

II. Безусловным достоинством ДОКУМЕНТА является выбор стратегичекого направления деятельности партии на формирование Гражданского общества в России, приоритета прав человека и европейский путь развития России. Эти приоритеты являются аналогичными приоритетам других либеральных партий (СПС, «Либеральная Россия» и др.).

III. Достоинством программы является и широкий спектр конкретных действий партий в органах власти. Однако, этот перечень в основном касается действий на федеральном уровне. Хотелось бы пожелать авторам при дальнейшей работе над программой сформулировать аналогичную конкретику и для действий на уровне края.

IV. Не лишена программа и отдельных неточностей. Так не понятно, почему авторы программы ратуют за создание в крае судов присяжных. Вероятно, они не учли, что Алтайский край в числе ряда других территорий уже участвовал в эксперименте по внедрению суда присяжных. К досадной оплошности, вероятно, можно отнести и такой тезис программы: «Доля в консолидированном местном бюджете затрат на здравоохранение должна составлять не менее 20−22% и 17−18% в бюджете края.» Во-первых авторы текста вероятно допустили неточность в применении терминов «консолидированный местный бюджет» и «бюджет края». Во-вторых, специалистам известен феномен в странах с переходной экономикой, когда резко увеличивается доля финансирования тех или иных статей бюджета, но резко изменившаяся структура затрат отрасли сводит на нет это увеличение. В качестве примера самым показательным является здравоохранение: если в 80-х годах 7% расходов здравоохранения уходило на 3 статью (отопление, освещение, хозрасходы), то уже в середине 90-х годов доля этой статьи затрат составила 25−28%. Таким образом, увеличение финансирования здравоохранения явилось скрытой формой «перекачки» средств в топливно-энергетический комплекс и не более того. Вот почему подобные программные положения требуют уточнений.

V. Продолжая тему здравоохранения, хотелось бы обратить внимание и на некоторую противоречивость этого раздела общей концепции ДОКУМЕНТА. В целом ДОКУМЕНТ базируется на ценностях и приоритете прав гражданина — для «Здравоохранения» это должно быть защита прав пациентов, но анализ содержания текста этого раздела показывает, что он базируется на традиционном «советском» подходе — декларировать все бесплатно, но сохранить не оправдавший себя принцип бюджетного финансирования содержания больниц. Порочность подобного принципа финансирования стала ясна еще в начале 80-х годов, когда ряд регионов Кемеровская, Самарская и Ленинградские области начали реформы финансирования — перевели финансовые потоки не на содержание больниц, а на подушевое финансирование поликлиник с последующей оплатой медицинских услуг конкретному пациенту (движение денег «за пациентом»).

VI. Не лишен ДОКУМЕНТ и других досадных мелких неточностей, которые можно доработать в дальнейшем. Ряд положений необходимо сформулировать более четко, иначе они воспринимаются, как не достаточно обоснованными. Например, на странице 19 предлагается: ? «закрепление за местными бюджетами не менее 80% подоходного налога;? переход к уплате всех налогов по месту хозяйственной деятельности предприятий независимо от их юридического адреса.» О закреплении налогов по уровням бюджета возможно говорить только в системе всех налогов: рассмотрение изолированно только одного подоходного налога вряд ли можно оспаривать, поскольку при системном рассмотрении эта цифра может оказаться мала или наоборот велика. Вопрос о месте уплаты налогов не столь прост; уже сейчас филиалы предприятия вносят определенные налоги по месту хозяйственной деятельности. Попытки же все свести к месту ведения хозяйственной деятельности может привести к абсурду. Так например, согласно новому трудовому законодательству предприниматель, имеющий магазины и работников в различных районах города, вынужден трудовые договора с работниками согласовывать с пятью районными администрациями. Жизнь показала, что это серьезный удар по предпринимательству со стороны бюрократии. А если еще систему налогообложения свести к этому принципу, то заниматься предпринимательством станет некогда.

РЕЗЮМЕ: Можно только приветствовать попытку региональной организации политической партии «Яблоко» разработать партийную программу для Алтайского края. Публикация этой программы является мощным стимулом для широкого участия избирателей в обсуждении проблем края и толчком для развертывания аналогичной деятельности в других партиях. Тем самым, дан еще один импульс для развития содержательной политической жизни в крае.

Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Нет комментариев
19.12.2025