18 сентября ОАО «Алтайвагон» запустило новое сталеплавильное
производство планируемым объемом 56 тыс. тонн в год на базе
восстановленных мощностей «Рубцовского завода запчастей». Запуск
завода, входящего в вагоностроительный холдинг — пожалуй, первый
на Алтае случай реанимации полностью уничтоженного в 90-е
предприятия тяжелой промышленности.
С апреля по 1 сентября на реконструкцию приобретенного
«Алтайвагоном» завода в Рубцовске было затрачено 214,7
млн рублей, до конца сентября планируется вложить еще 62 млн.
Сметная стоимость второй очереди завода, которую планируется
ввести в октябре-декабре — 184 млн рублей. После введения второй
очереди завод сможет производить 28 тыс тонн литья в год (полная
плановая мощность предприятия — 56 тыс. тонн в год). Сегодня на заводе действует производство малого литья, залиты формы среднего
литья, в 2004 г. будет запущено тяжелое литье. Любопытно, что по словам руководителей завода, разборка металлических «джунглей» в заводских развалинах в ходе реконструкции обеспечила потребность
завода в сырье для стального литья на 2 года вперед.
Предполагается, что с пуском второй очереди завод будет
производить продукцию на сумму более чем 600 млн рублей в год.
По словам гендиректора вагонного холдинга Сергея Хачатуряна, на каждый производимый на Алтае вагон необходимо 3,2 тонны стального
литья. Мощности Рубцовского завода покрывают потребности
алтайских вагоностроителей на 70% (в настоящее время «Алтайвагон»
выпускает порядка 160 вагонов в месяц при наличии
производственных мощностей на 670 вагонов). Тем не менее, пуск
нового завода — это крупный прорыв вперед, т.к. до сегодняшнего
дня «Алтайвагон» 90% литья покупал на Украине за валюту. «На рынке металл в избытке, нет проблем купить металл, есть проблема
— купить специализированное стальное литье. Если мы обеспечим это
производство здесь, таким образом мы обезопасим бизнес, без
сбоев. Мы работаем за предоплату и мы обязаны произвести этот
вагон, раз взяли деньги. А когда мы зависим от комплектующих с Украины, может случится любая ситуация," - отметил Хачатурян.
При мировой цене стального литья $850, «Алтайвагон» покупал его
по $1080 (без учета перевозки). По словам Хачатуряна, эта
ситуация сложилась вследствии монопольного положения украинского
литья на росисйском рынке. Себестоимость же продукции рубцовского
завода просчитывается на уровне $670 за тонну литья.
Приехавший на открытие завода губернатор Александр Cуриков
отметил: «Новые владельцы могут создавать не хуже, чем когда-то
это делало государство». Он сообщил, что краевые власти готовы
активно помогать холдингу в поглощении новых заводов в Рубцовске.
В качестве первого «на очереди» был упомянут Рубцовский
машиностроительный завод, призванный взять на себя функцию
механообработки вагонного литья. «Кадры смертны, а заводы вечны»,
— резюмировал губернатор.