"В состав рабочей группы, призванной оперативно реагировать на нарушения законодательства о выборах, входят представители краевой прокуратуры, крайизбиркома, налоговой службы, краевого управления министерства юстиции, УФСБ и ГУВД Алтайского края. По заявлению прокурора Алтайского края, уже на стадии создания окружных и территориальных избирательных комиссий, а также на стадии выдвижения и регистрации кандидатов прокуратурой были отмечены нарушения действующего законодательства. По данным на 10 октября 2003 года выдвинуто 48 кандидатов в депутаты, из них зарегистрированы двое: Лев Александрович Коршунов по Бийскому избирательному округу и Владимир Александрович Рыжков по Барнаульскому избирательному округу.
В прокуратуру края в указанный период поступило 6 обращений по поводу нарушения законодательства о выборах. Пять из них признаны обоснованными, по результатам рассмотрения приняты необходимые меры прокурорского реагирования для устранения выявленных нарушений закона.
В крае имеется 77 территориальных избирательных комиссий, функции которых в большинстве случаев возложены на муниципальные избирательные комиссии. В ходе проверки вопросов формирования комиссий прокурорами выявлены нарушения действующего законодательства. Например, Славгородским районным Советом депутатов принято постановление от 19.11.2002 N 96, которым полномочия территориальной избирательной комиссии возложены на Славгородскую районную муниципальную комиссию, тогда как в соответствии с законом подобное решение принимается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с представительным органом местного самоуправления.
Принятый с превышением предоставленных законом полномочий нормативный правовой акт органа местного самоуправления межрайонным прокурором опротестован.
Значительная часть нарушений связана с агитацией за кандидатов и политические партии, которая вопреки законодательству, началась задолго до их официальной регистрации, как участников предвыборного марафона. При проведении проверки были установлены нарушения требовании Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при размещении рекламы "Российской Партии жизни". В связи с этим в адрес распространителей рекламы прокурором Центрального района внесено представление.
Нарушение действующего законодательства, предусматривающего запрет на агитацию в средствах массовой информации ранее 30-дневного срока до проведения голосования было допущено дирекцией производственно-коммерческого объединения "Бизнес-Центр Сибири" при повторном показе 5 сентября 2003 года на канале АТН телевизионного фильма "Пребывание В.В.Жириновского на Алтае".
Аналогичное нарушение также допустили главный редактор газеты Павловского района "Новая жизнь", главный редактор газеты "Голос труда", АКОО "Алтайский клуб кинолюбителей", при опубликовании материалов агитационного характера.
Анализ практики предыдущих выборов в Государственную Думу ФС РФ (1999 год) и выборов в органы местного самоуправления (2002 год) свидетельствует о том, что законность должна быть обеспечена на всех стадиях избирательного процесса.
В 1999 г. выявлялись нарушения при принятии решений о регистрации окружными избирательными комиссиями в качестве кандидатов в депутаты ГД ФС РФ Райфикешта В.Ф., Богданова Ю.Д., Пяткова Е.В., принимались меры прокурорского реагирования для пресечения на территории края противоречившей закону деятельности избирательного объединения "Мир.Труд. Май".
Ярким примером недопустимости нарушений избирательного законодательства на стадии голосования является решение Верховного Суда РФ по делу о признании недействительными выборов главы администрации Волчихинского района. Выборы были признаны недействительными в связи с тем, что избирательными комиссиями было допущено голосование граждан друг за друга, передача избирательных бюллетеней с одного избирательного участка на другой без составления акта передачи, не была обеспечена тайна голосования, неправильно был произведен подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, кроме того, были допущены нарушения сроков проведения агитации - накануне голосования избирателям разносили листовки в поддержку победившего на выборах кандидата.
Нельзя не отметить, что выявленные нарушения подлежат устранению в кратчайшие сроки. Законом предусмотрен 5-дневный срок рассмотрения обращений о нарушении избирательных прав, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования - немедленно. Однако, допущенные нарушения могут быть устранены и спустя длительный срок. В случае с выборами в Волчихинском районе решение муниципальной избирательной комиссии об утверждении итогов голосования от 27.03.2000 было отменено определением Верховного Суда через два с половиной года - 20.08.2002.
Межведомственная рабочая группа будет собираться раз в месяц для подведения итогов работы и определения дальнейшей тактики действий по обеспечению законности при проведении выборов".