Тем не менее, несмотря на несогласие с методами и отчасти с фактурой материала ПолитСибРу, приводим данный текст для ознакомления наших читателей.
"Сегодня и завтра Законодательное собрание республики Алтай - Эл Курултай - отмечает свое 13-летие. Согласно принятой в 1990 году Конституции республики, Алтай получил этот неотъемлимый признак суверенного субъекта федерации. В этой связи ПолитСибРу прогнозирует, что празднование затянется на несколько дней. Между тем приближается окончание двухнедельного срока исполнения постановления Правительства РФ (17 ноября - ред). По информации нашего сайта, для его выполнения пока не сделано ничего, что может иметь для руководства республики неприятные последствия. ПолитСибРу анализирует их. В Сибири широко обсуждается применение Кремлем жестких мер в отношении главы республики Алтай Михаила Лапшина. Кремль недоволен бездействием руководства республики по ликвидации последствий землетрясения, которое произошло еще 27 сентября. А вчера министр МЧС Сергей Шойгу на пресс-конференции в Новосибирске не исключил, что эту работу возьмет на себя специальная комиссия из его ведомства, а регион ожидает что-то вроде прямого президентского правления.
"Надо определиться, кем ты хочешь быть - главой республики или депутатом Госдумы от Аграрной партии. Я вот езжу по регионам, проехал весь Дальний Восток и Сибирь, встречаясь с однопартийцами и избирателями. И везде мне говорят, что за неделю до меня здесь проезжал Михаил Лапшин. То есть делами региона человек совершенно не занимается", - возмущался Сергей Шойгу перед новосибирскими журналистами. "Мне приходилось бывать на местах разных трагедий, многое довелось увидеть, но то, что я видел после толчков в Кош-Агачском районе республики не вызвало у меня сомнений в том, что восстановить нормальную жизнь можно быстро. Разрушения на Алтае не имеют таких масштабов, чтобы при наличии помощи от федерального центра они не были ликвидированы до сих пор". По данным главы МЧС, на Алтае разрушено 76 зданий саманного типа (это здания, при постройке которых не учитывалась сейсмологическая опасность), 1776 печных труб и печей, 3 школы и больницы. Из федерального бюджета уже перечислены средства на восстановление школ и больниц, однако эти средства до сих пор не освоены - хотя с момента землетрясение прошло уже полтора месяца. Первый транш в 50 миллионов рублей, который поступил в республику в первые дни трагедии, по распоряжению Лапшина был направлен в пострадавшие районы с формулировкой "только на восстановление социально-значимых объектов". В результате, в поселок Акташ пришло 3 миллионов рублей, хотя восстановление больницы обойдется, как минимум в 15 миллионов. И только через 10 дней, когда досадную формулировку устранили, глава администрации поселка распорядился направить деньги на восстановление печей. Но в течение этих десяти дней несколько сотен человек сидели без тепла, ютились вокруг буржуек, которые едва могли обогреть сараи и бани. Алтайские дети эти десять дней ночевали в автомобилях со включенными печками, рискуя задохнуться выхлопными газами.
С 22 октября Михаил Лапшин, участвующий в выборах в Госдуму по списку Аграрной партии, ушел в отпуск. Вместо себя он оставил "на хозяйстве" сразу две комиссии по ликвидации последствий землетрясения во главе с двумя своими первыми замами - Александром Кулагиным и Николаем Тайтаковым. Однако полномочия между этими комиссиями распределены нечетко, и никто толком не знает, за что он отвечает. Региональное МЧС тоже ничего поделать не может - две недели назад Сергей Шойгу уже отправил в отставку алтайского министра по чрезвычайным ситуациям Александра Афанасьева. И хотя вместо него уже назначен его первый заместитель Виталий Нехаенко, получается, что руководству МЧС тоже некогда этим заниматься - оно же тоже в предвыборном отпуске.
3 ноября председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение N 1586-р о мерах по ликвидации последствий. В нем правительству республики поручен целый список мер - например, совместно с МВД составить в двухнедельный срок список пострадавших. Эта, казалось бы, бюрократическая формальность, нужна, чтобы начать выдавать финансовую и материальную помощь населению. Федеральный бюджет собирается выделить пострадавшим регионам 750 млн. рублей, из которых 500 млн. досталось бы Горному Алтаю. Уже определено, что каждый из 12,5 тысяч (по оценке МЧС) пострадавших алтайцев получит единовременную помощь в 1000 рублей. Будет компенсирована и потеря жилья - каждая семья получит от 20 до 200 тысяч рублей, в зависимости от степени поврежденности дома. Однако "дефектные ведомости" с описанием ущерба до сих пор не составлена, а сами разрушения не оценены. Кроме того, для каждой пострадавшей семьи необходимо отрыть лицевые счета в Сбербанке, только вот отделений банка в разрушенных поселках нет. Счета придется открывать в районных центрах, и пока это не будет сделано, деньги из Москвы не пришлют. До сих пор ничего этого не сделано. Кремль и его представители в Сибири, похоже, созрели уже до крайних мер. На Совете Сибирского федерального округа 5 ноября, выслушав доклад первого заместителя руководителя республики Николая Тайтакова (сам Лапшин не приехал), Леонид Драчевский заявил: "Многие, баллотируясь на пост руководителя региона, представляют себе, что будут в этом кресле отдыхать. А выясняется, что надо работать, работать и еще раз работать. Если у кого-то представления не совпали с реальностью, стоит задуматься, достоин ли ты выбора людей, и освободить это место".
9 ноября Леонид Драчевский встретился с президентом Владимиром Путиным, где доложил о ситуации в регионе. Именно после этого глава государства высказался на пресс-конференции, что "иногда лучше сверху снять, чем ждать, когда снизу на вилы посадят".