11 декабря в Горно-Алтайске состоится сессия Госсобрания — Эл Курултай Республики Алтай, на которой в первом чтении будет
рассмотрен проект бюджета РА. 10 декабря глава республики Михаил
Лапшин проводил совещание с членами республиканского
правительства и председателями комитетов парламента, на которой
обсуждался бюджетный вопрос. Если во время предвыборной
кампании (несколько недель глава отсутствовал в республике,
поскольку занимался агитацией за возглавляемую им АПР) депутатам
удалось убедить членов правительства отказаться от ряда проектов,
то сейчас вернувшийся из предвыборного отпуска Михаил Лапшин
практически отверг все договоренности своих министров с местными
парламентариями. В первую очередь глава не согласен с прекращением
строительства бассейна в Горно-Алтайске, сокращением
финансирования сельского хозяйства и расходов на госуправление. В то же время эти предварительные решения были продиктованы тем,
что бюджет 2004 года намного «слабее» предыдущих бюджетов.
Депутаты были недовольны и увеличением расходов на содержание
госаппарата, которое предусматривалось в размере 160 млн рублей
(в этом году — 120 млн). По мнению ряда парламентариев, в связи
с несогласием Лапшина с ранее достигнутыми
договоренностями, процесс согласования затянется, и окончательно
бюджет будет принят лишь в январе следующего года.
О том, как обсуждался бюджет республики, какие компромиссы были
при этом достигнуты и какие программы в него войдут в 2004 г. -
материал нашего корреспондента.
5 декабря состоялось заседание комитета Госсобрания — Эл Курултай
по экономической политике и бюджету. Основным вопросом повестки
дня был проект закона РА «О республиканском бюджете на 2004 год».
Законопроект предполагается принять в первом чтении на очередной
сессии Госсобрания, которая состоится 11 декабря. Парламентарии
решили, что закон можно принять лишь при условии учета
правительством поправок, предложенных комитетом.
Проект закона о бюджете был проработан на заседаниях комитетов
Госсобрания. Над ним поработала контрольно-счетная палата и рабочая группа с участием депутатов, членов правительства,
руководителей республиканских и федеральных структур. В результате были предложены поправки к закону и выработан проект
постановления, рекомендуемый к принятию на сессии.
О результатах работы доложил председатель комитета по экономической политике и бюджету Владимир Сабин.
Владимир Кучукович отметил, что, по мнению депутатов,
«учитывая увеличение затрат, начиная от заработной платы и заканчивая ценами на тепло-, энергоносители, бюджет этого года
выглядит значительно хуже бюджета этого года» и «запланированных
денег не хватает на самое-самое». Рост собственных доходов
предусмотрен всего лишь на 9%, а это «не перекрывает даже
инфляцию». Поэтому депутаты предусмотрели ряд мер, направленных
на то, чтобы проект бюджета выглядел несколько лучше. Во-первых,
предложено увеличить доходную часть до уровня 3904355 тысяч
рублей, в основном за счет увеличения плана налога на доходы на прибыль и от предпринимательской деятельности. Во-вторых, бюджет
предложено принять с дефицитом в сумме 98500 тысяч рублей, или 10
% от собственных доходов.
«Для чего нужен дефицит? — задался вопросом Владимир
Сабин. — В проекте, представленном правительством, не предусмотрено затрат на ликвидацию последствий землетрясения. В то же время в распоряжении Касьянова речь идет о софинансировании
этих работ. Само собой, никто такой бюджет не может принять. Мы,
может быть, каким-то образом облегчаем работу правительства, и думаем, что эту часть нужно написать на ликвидацию последствий
землетрясения».
Рабочая группа отметила, что проектом бюджета предусмотрено
совершенно недостаточное финансирование муниципалитетов, роль
которых в следующем году должна существенно поменяться, поскольку
им «передаются полномочия по функционированию всей социальной
сферы». В результате совместной с правительством работы принято
предварительное решение об увеличении трансфертов районам на 128
миллионов рублей. Однако этого «мало, надо еще поработать».
Отмечено «неоправданное увеличение расходов на госуправление» и предложено оставить расходы на уровне 2003 года.
Предложено сократить финансирование на республиканские целевые
программы примерно наполовину, с «260 миллионов рублей,
предусмотренных в бюджете, до 120−130 миллионов».
Предложено «радикально пересмотреть структуру правительства с учетом фактической функциональной загруженности министерств и комитетов вплоть до сокращения их количества».
Ко второму чтению депутаты планируют также пересмотреть
ряд расходов, планируемых на сельское хозяйство и капитальное
строительство — «надо ладом нам ко второму чтению посмотреть».
«Я думаю, что отдельные вещи надо сокращать», — сообщил депутатам
председатель бюджетного комитета. Владимир Кучукович привел один
пример: «На плавательный бассейн, куда мы в этом году вложили 15
миллионов, записывается 30 миллионов. В то же время в самый
пострадавший Кош-Агачский район по капитальному строительству
заложено всего 7 миллионов. Я думаю, эти вопросы не требуют
комментариев, мы должны садиться вместе с правительством, и какие-то объекты вовсе исключать, нового строительства не начинать, рассмотреть вопросы по степени значимости и направить
туда, где необходимо».
Позицию правительства озвучил Николай Тайтаков. Отметив,
что правительство во многом согласно с парламентариями, он попросил «все-таки не трогать доходную часть, оставить в той
цифре, которая предложена». «Наши налоговые доходы на 70%
формируются из налогов социальных инвесторов, — отметил Николай
Михайлович. — К сожалению, в последние два года эта часть налогов
убывает со скоростью звука, и мы даже бюджет 2003 года по доходной части по этой причине не выполним. В бюджете этого года
частных инвестиций в объекты социального, культурного
строительства заложено 45 миллионов, но будет хорошо, если
получим 20. Считаю, что эта статья и в следующем году будет
убывать. Поэтому, на наш взгляд, цифру в 3,819 миллиардов
доходной части надо оставить».
«У нас есть проблемы по землетрясению, у нас есть
проблемы по капитальному строительству, — продолжил Николай
Михайлович. — Пришло время, когда нужно смотреть ситуацию по каждому объекту. Вот проблематичный для всех вопрос драмтеатра.
Он стоит так: достраивать нам его или не достраивать? В правительстве мы считаем, что его надо достраивать, коль в него
вложены огромные средства. Чтобы его достроить, нужно минимум 120
миллионов рублей. В проекте бюджета на 2004 год записано 50
миллионов, и 11,5 миллионов записано на этот объект федерального
софинансирования. Половина из этих 50 уже освоена в этом году. По существу, мы этот объект заморозим, и он попадет в список
долгостроев».
Очень серьезным оказался вопрос об оказании дополнительной помощи
муниципальным образованиям, поскольку у тех накопились
задолженности по методлитературе, по коммунальным услугам, по медицинскому страхованию. Минфин и Минэкономики предложили
направить в районы дополнительно 128 миллионов, «хотя и этого
далеко недостаточно». Николай Тайтаков сообщил, за счет чего это
предлагается сделать. «Первое — мы почти полностью убираем
дотации на сельхозпродукцию в сумме 87 миллионов». Во-вторых,
предложено изъять 41 миллион из расходов на капитальное
строительство. «Вопрос серьезный, потому что, убирая статью о дотациях, мы входим в противоречие с республиканским законом о поддержке АПК. Поэтому всем нам надо определиться, что для нас
является приоритетным, принимать твердое политическое решение и от чего-то отказываться». Видимо, в отсутствие главного агрария
правительство храбро решило, что приоритетной является
«кредиторская задолженность, копившаяся с 98-го года, мы ее должны погасить».
Возникшая дискуссия в основном касалась двух вопросов:
необходимости увеличения собственных доходов и бедственного
положения муниципалитетов.
Председатель контрольно-счетной палаты Госсобрания
Евгений Танзыков доказывал, что предложения депутатов по увеличению доходной базы обоснованны. Александр Алчубаев отметил,
что закладывать цифры в бюджете необходимо «исходя из правовой
базы, существующей на сегодня. Если институт социальных
инвесторов будет отменен, мы потеряем не десятки, а сотни
миллионов. В этой ситуации нужно будет обращаться в федеральный
центр и добиваться компенсации выпадающих доходов. А заранее
занижать доходную базу мы не имеем права».
И члены правительства, и депутаты, и главы районов — все
говорили, как о решенном деле, о том, что дотаций на продукцию
сельского хозяйства в следующем году не будет. «Этого не будет, я в это не верю, — не выдержала Людмила Яковлева. — Это просто
хитрость правительства. Мы все равно потом в течение года будем
откуда-то деньги на эти дотации снимать, выкраивать. Михаил
Иванович приедет 8-го и все заговорят по-другому».
С солидным заявлением на больную тему выступил глава
агропромышленной фракции Николай Соколов:
«Мы на протяжении двух лет, выступая не только на сессиях, но и в средствах массовой информации, говорим о нашей
последовательности, о нашем взаимопонимании с органами
исполнительной власти. Поэтому я считаю, что нам вместе с органами исполнительной власти нужно сделать политическое
заявление, что мы в создавшемся положении приостанавливаем на следующий год действие ряда законов, которые мы сами приняли в течение 2002−2003 годов, в том числе о выделении 7% на поддержку
АПК. По вопросу о приостановлении действия этих законов нужно
провести поименное голосование, чтобы наши избиратели знали, в каком направлении мы двигаемся, чтобы потом мы могли приезжать и объяснять у себя в округах, почему это случилось. Мы должны
совершенно здесь открытыми быть перед нашими избирателями. Надо
еще и подчеркнуть, что мы плохо сработали в 2003 году по увеличению налогооблагаемой базы и получению дополнительных
доходов. Я считаю, что это надо сделать, мы у себя на фракции
будем об этом говорить и выступим на сессии».
Ну и, конечно, не обошлось без рассуждений о раздутом
чиновничьем аппарате. Кстати, правительство на свои расходы в 2004 году в проекте бюджета предусмотрело сумму в 170 миллионов. Однако, судя по всему, депутаты с этой суммой
никогда не согласятся. «Мы что, опять продолжаем стройки и ремонты?», — возмутилась, например, Людмила Яковлева. Более того,
опять зашла речь о сокращении аппарата. «Все-таки нам надо
зажмуриться и пройти по раздутому чиновничьему аппарату», —
предложил Николай Соколов. «Когда-то этот холодный душ должен
опуститься на наши головы. Нужно принять принципиальное решение и если не на половину, не на треть, то хотя бы на четверть
сократить расходы на чиновничий аппарат, как в правительстве, так
и в Госсобрании», — поддержал коллег Юрий Табакаев.
С заключительным словом выступил спикер Игорь Яимов:
«Конечно, если так случится, что правовая база, которая у нас обеспечивает институт социальных инвесторов, будет разрушена,
к чему прилагают усилия определенные федеральные структуры, то,
естественно, речь о выполнении доходной части идти не может. Но при существующей базе депутатами сделан совершенно четкий анализ.
Все предлагаемые цифры подтверждены расчетами. Я призываю
правительство рассмотреть эти вопросы и внести изменения и дополнения в проект закона: 10%- процентный дефицит, увеличение
доходной части и, соответственно, расходной части. Эти
принципиальные позиции позволят и правительству решить многие
острые проблемы.
В этом вопросе есть еще и серьезная политическая
составляющая. Благодаря последним событиям республика находится
под очень серьезным вниманием Сибирского федерального округа,
администрации президента, правительства РФ. И это сбрасывать со счетов никак нельзя. Если мы будем закладывать в основном законе
республики регрессные явления, то чисто политически мы очень
серьезно проиграем, и крыть нам абсолютно будет нечем. Я бы попросил подумать, говоря о том, что принятие бюджета — это
политический вопрос, иметь в виду и это обстоятельство!»
«У нас два варианта, — сказал в заключение Владимир
Сабин. — Или правительство принимает бюджет в первом чтении с нашими условиями и работает вместе с нами. Или мы отправляем его
на доработку, потому что в таком виде, в каком он есть, без
увеличения доходной части, мы его принять просто не можем».
Елена Кобзева