18+

после возвращения в горный алтай михаила лапшина процесс принятия республиканского бюджета может затянуться.

11 декабря в Горно-Алтайске состоится сессия Госсобрания — Эл Курултай Республики Алтай, на которой в первом чтении будет рассмотрен проект бюджета РА. 10 декабря глава республики Михаил Лапшин проводил совещание с членами республиканского правительства и председателями комитетов парламента, на которой обсуждался бюджетный вопрос. Если во время предвыборной кампании (несколько недель глава отсутствовал в республике, поскольку занимался агитацией за возглавляемую им АПР) депутатам удалось убедить членов правительства отказаться от ряда проектов, то сейчас вернувшийся из предвыборного отпуска Михаил Лапшин практически отверг все договоренности своих министров с местными парламентариями. В первую очередь глава не согласен с прекращением строительства бассейна в Горно-Алтайске, сокращением финансирования сельского хозяйства и расходов на госуправление. В то же время эти предварительные решения были продиктованы тем, что бюджет 2004 года намного «слабее» предыдущих бюджетов. Депутаты были недовольны и увеличением расходов на содержание госаппарата, которое предусматривалось в размере 160 млн рублей (в этом году — 120 млн). По мнению ряда парламентариев, в связи с несогласием Лапшина с ранее достигнутыми договоренностями, процесс согласования затянется, и окончательно бюджет будет принят лишь в январе следующего года.

О том, как обсуждался бюджет республики, какие компромиссы были при этом достигнуты и какие программы в него войдут в 2004 г. - материал нашего корреспондента.



5 декабря состоялось заседание комитета Госсобрания — Эл Курултай по экономической политике и бюджету. Основным вопросом повестки дня был проект закона РА «О республиканском бюджете на 2004 год». Законопроект предполагается принять в первом чтении на очередной сессии Госсобрания, которая состоится 11 декабря. Парламентарии решили, что закон можно принять лишь при условии учета правительством поправок, предложенных комитетом.

Проект закона о бюджете был проработан на заседаниях комитетов Госсобрания. Над ним поработала контрольно-счетная палата и рабочая группа с участием депутатов, членов правительства, руководителей республиканских и федеральных структур. В результате были предложены поправки к закону и выработан проект постановления, рекомендуемый к принятию на сессии.

О результатах работы доложил председатель комитета по экономической политике и бюджету Владимир Сабин.

Владимир Кучукович отметил, что, по мнению депутатов, «учитывая увеличение затрат, начиная от заработной платы и заканчивая ценами на тепло-, энергоносители, бюджет этого года выглядит значительно хуже бюджета этого года» и «запланированных денег не хватает на самое-самое». Рост собственных доходов предусмотрен всего лишь на 9%, а это «не перекрывает даже инфляцию». Поэтому депутаты предусмотрели ряд мер, направленных на то, чтобы проект бюджета выглядел несколько лучше. Во-первых, предложено увеличить доходную часть до уровня 3904355 тысяч рублей, в основном за счет увеличения плана налога на доходы на прибыль и от предпринимательской деятельности. Во-вторых, бюджет предложено принять с дефицитом в сумме 98500 тысяч рублей, или 10 % от собственных доходов.

«Для чего нужен дефицит? — задался вопросом Владимир Сабин. — В проекте, представленном правительством, не предусмотрено затрат на ликвидацию последствий землетрясения. В то же время в распоряжении Касьянова речь идет о софинансировании этих работ. Само собой, никто такой бюджет не может принять. Мы, может быть, каким-то образом облегчаем работу правительства, и думаем, что эту часть нужно написать на ликвидацию последствий землетрясения».

Рабочая группа отметила, что проектом бюджета предусмотрено совершенно недостаточное финансирование муниципалитетов, роль которых в следующем году должна существенно поменяться, поскольку им «передаются полномочия по функционированию всей социальной сферы». В результате совместной с правительством работы принято предварительное решение об увеличении трансфертов районам на 128 миллионов рублей. Однако этого «мало, надо еще поработать». Отмечено «неоправданное увеличение расходов на госуправление» и предложено оставить расходы на уровне 2003 года.

Предложено сократить финансирование на республиканские целевые программы примерно наполовину, с «260 миллионов рублей, предусмотренных в бюджете, до 120−130 миллионов».

Предложено «радикально пересмотреть структуру правительства с учетом фактической функциональной загруженности министерств и комитетов вплоть до сокращения их количества».

Ко второму чтению депутаты планируют также пересмотреть ряд расходов, планируемых на сельское хозяйство и капитальное строительство — «надо ладом нам ко второму чтению посмотреть». «Я думаю, что отдельные вещи надо сокращать», — сообщил депутатам председатель бюджетного комитета. Владимир Кучукович привел один пример: «На плавательный бассейн, куда мы в этом году вложили 15 миллионов, записывается 30 миллионов. В то же время в самый пострадавший Кош-Агачский район по капитальному строительству заложено всего 7 миллионов. Я думаю, эти вопросы не требуют комментариев, мы должны садиться вместе с правительством, и какие-то объекты вовсе исключать, нового строительства не начинать, рассмотреть вопросы по степени значимости и направить туда, где необходимо».

Позицию правительства озвучил Николай Тайтаков. Отметив, что правительство во многом согласно с парламентариями, он попросил «все-таки не трогать доходную часть, оставить в той цифре, которая предложена». «Наши налоговые доходы на 70% формируются из налогов социальных инвесторов, — отметил Николай Михайлович. — К сожалению, в последние два года эта часть налогов убывает со скоростью звука, и мы даже бюджет 2003 года по доходной части по этой причине не выполним. В бюджете этого года частных инвестиций в объекты социального, культурного строительства заложено 45 миллионов, но будет хорошо, если получим 20. Считаю, что эта статья и в следующем году будет убывать. Поэтому, на наш взгляд, цифру в 3,819 миллиардов доходной части надо оставить».

«У нас есть проблемы по землетрясению, у нас есть проблемы по капитальному строительству, — продолжил Николай Михайлович. — Пришло время, когда нужно смотреть ситуацию по каждому объекту. Вот проблематичный для всех вопрос драмтеатра. Он стоит так: достраивать нам его или не достраивать? В правительстве мы считаем, что его надо достраивать, коль в него вложены огромные средства. Чтобы его достроить, нужно минимум 120 миллионов рублей. В проекте бюджета на 2004 год записано 50 миллионов, и 11,5 миллионов записано на этот объект федерального софинансирования. Половина из этих 50 уже освоена в этом году. По существу, мы этот объект заморозим, и он попадет в список долгостроев».

Очень серьезным оказался вопрос об оказании дополнительной помощи муниципальным образованиям, поскольку у тех накопились задолженности по методлитературе, по коммунальным услугам, по медицинскому страхованию. Минфин и Минэкономики предложили направить в районы дополнительно 128 миллионов, «хотя и этого далеко недостаточно». Николай Тайтаков сообщил, за счет чего это предлагается сделать. «Первое — мы почти полностью убираем дотации на сельхозпродукцию в сумме 87 миллионов». Во-вторых, предложено изъять 41 миллион из расходов на капитальное строительство. «Вопрос серьезный, потому что, убирая статью о дотациях, мы входим в противоречие с республиканским законом о поддержке АПК. Поэтому всем нам надо определиться, что для нас является приоритетным, принимать твердое политическое решение и от чего-то отказываться». Видимо, в отсутствие главного агрария правительство храбро решило, что приоритетной является «кредиторская задолженность, копившаяся с 98-го года, мы ее должны погасить».

Возникшая дискуссия в основном касалась двух вопросов: необходимости увеличения собственных доходов и бедственного положения муниципалитетов.

Председатель контрольно-счетной палаты Госсобрания Евгений Танзыков доказывал, что предложения депутатов по увеличению доходной базы обоснованны. Александр Алчубаев отметил, что закладывать цифры в бюджете необходимо «исходя из правовой базы, существующей на сегодня. Если институт социальных инвесторов будет отменен, мы потеряем не десятки, а сотни миллионов. В этой ситуации нужно будет обращаться в федеральный центр и добиваться компенсации выпадающих доходов. А заранее занижать доходную базу мы не имеем права».

И члены правительства, и депутаты, и главы районов — все говорили, как о решенном деле, о том, что дотаций на продукцию сельского хозяйства в следующем году не будет. «Этого не будет, я в это не верю, — не выдержала Людмила Яковлева. — Это просто хитрость правительства. Мы все равно потом в течение года будем откуда-то деньги на эти дотации снимать, выкраивать. Михаил Иванович приедет 8-го и все заговорят по-другому».

С солидным заявлением на больную тему выступил глава агропромышленной фракции Николай Соколов:

«Мы на протяжении двух лет, выступая не только на сессиях, но и в средствах массовой информации, говорим о нашей последовательности, о нашем взаимопонимании с органами исполнительной власти. Поэтому я считаю, что нам вместе с органами исполнительной власти нужно сделать политическое заявление, что мы в создавшемся положении приостанавливаем на следующий год действие ряда законов, которые мы сами приняли в течение 2002−2003 годов, в том числе о выделении 7% на поддержку АПК. По вопросу о приостановлении действия этих законов нужно провести поименное голосование, чтобы наши избиратели знали, в каком направлении мы двигаемся, чтобы потом мы могли приезжать и объяснять у себя в округах, почему это случилось. Мы должны совершенно здесь открытыми быть перед нашими избирателями. Надо еще и подчеркнуть, что мы плохо сработали в 2003 году по увеличению налогооблагаемой базы и получению дополнительных доходов. Я считаю, что это надо сделать, мы у себя на фракции будем об этом говорить и выступим на сессии».

Ну и, конечно, не обошлось без рассуждений о раздутом чиновничьем аппарате. Кстати, правительство на свои расходы в 2004 году в проекте бюджета предусмотрело сумму в 170 миллионов. Однако, судя по всему, депутаты с этой суммой никогда не согласятся. «Мы что, опять продолжаем стройки и ремонты?», — возмутилась, например, Людмила Яковлева. Более того, опять зашла речь о сокращении аппарата. «Все-таки нам надо зажмуриться и пройти по раздутому чиновничьему аппарату», — предложил Николай Соколов. «Когда-то этот холодный душ должен опуститься на наши головы. Нужно принять принципиальное решение и если не на половину, не на треть, то хотя бы на четверть сократить расходы на чиновничий аппарат, как в правительстве, так и в Госсобрании», — поддержал коллег Юрий Табакаев.

С заключительным словом выступил спикер Игорь Яимов: «Конечно, если так случится, что правовая база, которая у нас обеспечивает институт социальных инвесторов, будет разрушена, к чему прилагают усилия определенные федеральные структуры, то, естественно, речь о выполнении доходной части идти не может. Но при существующей базе депутатами сделан совершенно четкий анализ. Все предлагаемые цифры подтверждены расчетами. Я призываю правительство рассмотреть эти вопросы и внести изменения и дополнения в проект закона: 10%- процентный дефицит, увеличение доходной части и, соответственно, расходной части. Эти принципиальные позиции позволят и правительству решить многие острые проблемы.

В этом вопросе есть еще и серьезная политическая составляющая. Благодаря последним событиям республика находится под очень серьезным вниманием Сибирского федерального округа, администрации президента, правительства РФ. И это сбрасывать со счетов никак нельзя. Если мы будем закладывать в основном законе республики регрессные явления, то чисто политически мы очень серьезно проиграем, и крыть нам абсолютно будет нечем. Я бы попросил подумать, говоря о том, что принятие бюджета — это политический вопрос, иметь в виду и это обстоятельство!»

«У нас два варианта, — сказал в заключение Владимир Сабин. — Или правительство принимает бюджет в первом чтении с нашими условиями и работает вместе с нами. Или мы отправляем его на доработку, потому что в таком виде, в каком он есть, без увеличения доходной части, мы его принять просто не можем».

Елена Кобзева
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Нет комментариев
11.07.2025