18+

итоги года в республике алтай: мнение спикера эл-курултая.

26 декабря 2003 г. после довольно бурного обсуждения вопроса о судьбе статуса республики спикер Государственного Собрания - Эл Курултай Игорь Яимов провел пресс-конференцию. Предлагаем рассказ руководителя законодательного органа республики о проделанной за год работе, проблемах и перспективах развития Горного Алтая.

10 лет - возраст серьезный В 2003 году парламент республики праздновал свой десятилетний юбилей. Учитывая, что мы не так давно живем в новой России, 10 лет - серьезная дата. У нашего Госсобрания довольно бурная, насыщенная история. В этом году, как и во все предыдущие, Эл Курултай активно занимался законотворческой деятельностью. Жизнь не стоит на месте, а потому и законы должны идти в ногу со временем, быть актуальными. Меняется федеральное законодательство, появляются новые проблемы, и все это влечет за собой необходимость актуализировать правовое поле республики. В 2003 году мы провели девять сессий, приняли 327 правовых актов, из них 98 законов. Эти законы касались как организации государственной власти, т.е. деятельности Правительства, Государственного Собрания, так и развития местного самоуправления, экономики и социальной сферы. Как во все предыдущие годы, серьезное внимание депутатский корпус уделял вопросам принятия бюджета. В этом году мы трижды возвращались к бюджету текущего года, вносили к нему поправки. Также были рассмотрены законы, касающиеся социальной защиты, культуры, экологии, образования и агропромышленного комплекса.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДПРИИМЧИВОЙ

Мне бы хотелось выделить ряд законов, над которыми мы работали в этом году, и которые имеют серьезное значение для развития нашего региона. В первую очередь это закон о бюджете на 2003 год. Считается, что депутаты обычно занимаются расходной частью, это традиционный вид деятельности народного избранника. Но в бюджете уходящего года впервые была очень серьезно проанализирована доходная часть. В результате кропотливой работы над цифрами предложенные правительством показатели были увеличены на 60 млн. рублей. Причем эти цифры были не списаны с потолка, а основаны на детальных расчетах. Реальное исполнение бюджета этого года говорит о том, что, увеличив показатели доходов бюджета, мы оказались правы в своих расчетах. Во многом это заслуга депутатов из комитета по экономической политике и бюджету, заслуга Контрольно-счетной палаты. Приняты важнейшие законы в сфере земельных отношений, в частности, закон "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай". В этой связи нужно выделить еще и закон о государственной поддержке агропромышленного комплекса. В нем, конечно, заложена большая цифра - 7% от доходной части бюджета должно тратиться на поддержку агропромышленного сектора экономики. В целом я одобряю такой подход, но, думаю, семь процентов - это все-таки очень много. Может быть, стоило бы ограничиться пятью процентами. В целом же принятие данного закона, безусловно, позитивный шаг. У нас нет возможности выбирать - развивать сельское хозяйство или нет. В республике не существует этой дилеммы, она имеет только одно решение. Сельское хозяйство - приоритетная отрасль, поскольку на селе живет 2/3 населения республики, это образ жизни десятков тысяч наших земляков.

Меня и еще некоторых депутатов иногда пытаются представить в негативном свете, говорят: есть политики, которые радеют за аграрный сектор, а есть те, что выступают против аграрных инициатив правительства. Должен сказать, что я выступаю не против развития агропромышленного комплекса, а против того, когда государственная поддержка этой отрасли недостаточно эффективна. Мне кажется, что сложившиеся на сегодняшний день принципы финансирования АПК нужно пересмотреть. Я не считаю правильным, что мы каждый финансовый год вынуждены заканчивать с большой кредиторской задолженностью по дотациям. Это неправильно. Мы должны так рассчитывать объем финансовой поддержки, чтобы четко представлять ее параметры, а затем закладывать их в бюджете. А когда министерство сельского хозяйства не владеет ситуацией, рассчитывает одну цифру, а по итогам года начинается финансирование по факту - это трудно назвать исполнением закона о бюджете. Бюджет, законодательство таких методов не приемлет. Не менее важный закон, принятый депутатами в этом году, касается развития малого предпринимательства в Республике Алтай. Мы часто критикуем правительство за то, что не увеличиваются объемы собственных доходов в бюджете. Предполагается, что в следующем году собственные доходы составят 900 млн. рублей. Правда, если прекратит свое существование институт социальных инвесторов, то получится совсем небольшая сумма, которую я даже не буду озвучивать. Динамика показывает, что доля собственных доходов из года в год уменьшается. Дальнейшего снижения мы допустить просто не имеем права. И это очень принципиальный момент.

Но получилась парадоксальная ситуация. Один из вице-премьеров республиканского правительства, который неоднократно и гневно заявлял, что нужно срочно принимать меры по увеличению налогооблагаемой базы, наложил вето на принятый нами закон о поддержке малого предпринимательства. Мне совершенно непонятно, как же увеличивать налогооблагаемую базу, если не работать в этом направлении? Почти все хозяйствующие субъекты в республике подпадают под определение малого и среднего бизнеса. Именно они в виде налогов платят деньги в бюджет, то есть содержат и государственную власть, и социальную сферу. Нужно помочь им в развитии, чтобы их доходы возросли и, соответственно, увеличилась сумма налогов.

Принятая нами программа развития предпринимательства, между прочим, не предполагает, что деньги будут отданы и потом об этом будет забыто. Нет, это возвратные деньги, и они будут выдаваться для развития предприятий и увеличения производства. Это так называемые длинные деньги, долгосрочный кредит. Для бюджета это не безвозвратно потерянные деньги. Кстати, здесь имеется в виду в том числе и развитие сельского хозяйства, ведь агропромышленный комплекс - это вид предпринимательской деятельности.

В проекте бюджета на следующий год на эти цели закладывается 16 миллионов, но этих денег крайне мало. На развитие и поддержку малого предпринимательства нужно как минимум выделять сотню миллионов.

Мы много говорим о необходимости такой поддержки на всех уровнях власти: и на федеральном, и на региональном, и на местном, но реальных шагов пока еще очень мало. Сегодня немногие предприниматели могут похвастаться тем, что их каким-то образом действенно поддержало государство. Если мы не наладим эффективную работу в сфере малого бизнеса - и в туризме, и в сельском хозяйстве, и в сфере общественного питания, и в торговле, и в производстве, и в строительстве - о нормальном развитии республики говорить будет сложно.

ПРОТИВ СПАИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОЧИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Хотелось бы отметить еще два закона: о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай и закон "Об административных правонарушениях в Республике Алтай".

Несмотря на то, что у нас достаточно серьезно ограничены возможности законодательного регулирования в силу того, что есть федеральное законодательство, наши законы могут существенно влиять на ситуацию. Например, на закон об обороте спиртосодержащих жидкостей поступило несколько жалоб от людей, которые торгуют "Антиледом" и прочей гадостью такого рода. Принятый закон затронул их интересы, и даже какое-то архангельское предприятие, партнер наших продавцов, намеревается оспаривать принятый нами закон. Эти факты говорят о том, что наш закон серьезно был принят к исполнению и правоприменению.

На проект закона об административных правонарушениях поступило множество поправок со стороны муниципальных образований и других субъектов законодательной инициативы. Это свидетельствует о том, что закон необходим, он содействует наведению общественного порядка.

РАБОТА В РАЙОНАХ

Наряду с законотворческой работой Госсобрание активно реализовывало контрольные полномочия по соблюдению федеральных и республиканских законов. Поэтому мы рассматривали вопросы о работе администраций районов по соблюдению законов об образовании, о языках, о местном самоуправлении.

По вопросу о развитии теле- и радиовещания мы принимали специальное постановление. Это очень серьезный вопрос, так как только 40% населения республики смотрит передачи ГТРК "Горный Алтай", остальные такой возможности не имеют. Депутаты ставили этот вопрос перед правительством, и в этом году была принята программа развития телерадиовещания, рассчитанная на три года. Выполнение этой программы позволит решить проблему информированности граждан о жизни в республике. В прошедшем году получила развитие такая форма работы парламента, как выездные дни Госсобрания в районах республики. Мы провели дни Госсобрания в Чойском и Чемальском районах. Такие мероприятия нужны для того, чтобы встретиться с нашими избирателями. Хотя все депутаты избирались на определенных избирательных округах, они в первую очередь являются депутатами Республики Алтай. Поэтому каждый парламентарий должен представлять не только своих непосредственных избирателей, но и всех остальных жителей республики. Даниил Иванович Табаев всегда подчеркивает то обстоятельство, что вопросы парламентом должны рассматриваться через призму интересов всего населения нашей республики. Поэтому нужно иметь возможность посмотреть на жизнь в других районах и составить представление о проблемах разных муниципальных образований Республики Алтай. Нужно знать, как действуют наши законы, какие вопросы возникают у глав районов, глав сельсоветов и, конечно же и в первую очередь, у жителей республики.

Во время дней Госсобрания депутаты посещают все села района, проводят встречи с избирателями. Затем проходит пленарное заседание с участием руководителей правительства и района. На этом собрании обсуждается план мероприятий, позволяющий реализовать пожелания и замечания, которые высказывались в ходе встреч. На мой взгляд, многие вопросы мы решили в оперативном порядке, например, вопросы по дотациям, по задолженностям, по развитию энергетики. Повсеместно встречается и проблема питьевой воды.

Нужно отметить, что во всех районах проблемы достаточно сходные, но в каждом есть и своя специфика. Не везде интенсивно идет поиск собственных ресурсов. Если на республиканском уровне депутаты очень жестко ставят вопросы по уменьшению расходов на государственное управление (хотя до сих пор не удается остановить это ползучее увеличение), то в некоторых районах, которые глубоко дотационны, чиновников гораздо больше, чем положено. Госсобрание приняло закон о предельной численности муниципальных служащих, однако отдельные муниципальные образования проигнорировали требования этого закона. Понятно, что очень трудно сократить количество работников администрации со 120 до 60 человек. Но делать это нужно. Имея собственные доходы на уровне 10-15%, раздувать управленческий аппарат вовсе не обязательно. Правительство должно жестко потребовать от таких муниципалитетов выполнения принятого закона и не принимать к финансированию "лишние" должности. В качестве положительного примера работы над увеличением собственной доходной части можно привести наработки Чемальского района. Не могу не отметить и положительные тенденции, связанные с приходом Александра Борисова в Чойском районе.

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС В ГОРНОМ АЛТАЕ

В уходящем году Госсобрание провело парламентские слушания на тему "Жилищная политика в Республике Алтай". Получился очень живой, заинтересованный разговор, выступали депутаты, члены правительства, представители жилищного фонда. Мы выбрали эту тему потому, что более острой социальной проблемы, чем проблема жилья, у нас попросту не существует. Я хотел бы сделать следующее заявление. Крайне возмутительно, что власти Горно-Алтайска и Маймы не дают людям возможности получить земельные участки под строительство. А ведь речь идет как минимум о пяти тысячах семей! Ладно бы, если бы мы жили на острове, а то ведь Республика Алтай один из самых малонаселенных субъектов Российской Федерации. Но власти города, Майминского района и правительство республики никак не могут решить этот вопрос. Горно-Алтайск уже вырос из тех штанов, что на нем были при создании города. Сейчас практически заселен каждый лог - заканчивается последний дом, и начинаются сельхозугодья. Этот вопрос надо срочно решать.

То, что сдерживается жилищное строительство, сказывается негативно и на движении живых, реальных и ощутимых денег. Если человек подает заявление о выделении участка под строительство, то понятно, что у него есть средства на строительство. Конечно, многие при этом рассчитывают на помощь родных. Стройка - это всегда движение производства, движение денег.

Надо признать, что за два года работы новой власти мы не решили проблему жилищного строительства. Это, конечно же, скорее забота правительства, а не парламента, но и депутаты обязаны этим заниматься. Так же, как мы занимаемся вопросами качества поставляемого в республику угля. Кто-то подтрунивает над депутатами, выезжающими на котельные для взятия проб "черного золота". Но мы все равно будем заниматься этой проблемой, потому что видим, что по нашим неоднократным обращениям ничего не делается. Ведь о качестве угля говорится очень давно, и еще в начале 90-х годов шла речь о прямых поставках. Однако "ввоз" и ныне там, что совершенно неправильно.

НАШ ОБЩИЙ ДОМ - АЛТАЙ

Эл Курултай провел международный семинар-совещание "Наш общий дом - Алтай", в котором приняли участие делегации Алтайского края, Республики Алтай, Тувы, Ховдинского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии, Восточно-Казахстанской области. Законодатели Алтая обсуждали аспекты рационального использования этого уникального природного комплекса. Нужно развивать экономику, добиваться благосостояния жителей региона, но в это же время сохранить уникальную природу этого горного края. Семинарсовещание законодателей проводился для того, чтобы законодательство сопредельных территорий решало эти задачи в одном ключе. В принципе, все названные государства, что радует, понимают важность охраны природы, во всех этих странах очень высокий процент особо охраняемых территорий. Таким образом, общепризнанно, что Алтайский регион является природным комплексом, имеющим всемирное значение.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

Оглядываясь на прошедшие месяцы 2003 года, осмысливая произошедшее, нельзя сказать, что год был плохим. 2003 год был хорошим и для России, и для Республики Алтай. Даже несмотря на землетрясение, которое на прочность проверило всю нашу республику. Я высоко оцениваю поведение людей, то, как среагировали наши районы на эту беду. Реально доходы населения растут, жить становится лучше. В структуре приобретаемых товаров, по данным Госкомстата, сейчас до 40% составляет промышленная группа товаров. В тяжелые годы практически 100% тратилось на продукты. Растет товарооборот. Почти на 30% выросли вклады граждан в коммерческих банках. Это говорит о положительных изменениях.

ТРИ БУДУЩИХ ПРИОРИТЕТА

Я положительно оцениваю результаты выборов депутатов Государственной Думы. В тяжелый период истории государства всегда трудно найти объединяющую идею, объединяющую политическую силу. То, что россияне находились между трех огней - левые, правые, центристы - отдавая примерно равное предпочтение им всем, не позволяло в достаточно тревожный для страны момент экономического, политического кризиса строго следовать избранной стратегии. Этот путь метания между правыми и левыми ценностями, изменения стратегического курса в зависимости от того, кто на этот раз пришел в Государственную Думу, не позволяли стране динамично развиваться. На этот раз большинство россиян консолидировали свое мнение, в результате чего партия "Единая Россия", которая была откровенно поддержана президентом, получила большинство мандатов в Госдуме. Я считаю, что произошедшая консолидация является серьезным положительным моментом для развития государства.

При все при этом не думаю, что эта политическая организация должна подавить все остальные политические силы. Мне тоже жаль, что в российском парламенте не представлена правая идеология, прозападные силы. Они всегда отличались четкостью своих взглядов на развитие общества, и их "рецепты" иногда давали хороший результат. Ну что ж, в этот раз избиратель не поддержал правых, но в идеале они, конечно, должны быть представлены в Государственной Думе.

Я думаю, что на предстоящих президентских выборах будет поддержан действующий президент. После этого, скорее всего, наступят годы более энергичного изменения экономического и политического курса страны, направленного на то, чтобы решить стратегические задачи, которые определил президент. Это удвоение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью, реформирование вооруженных сил. Тем самым Россия будет позиционировать себя как великая держава. Достойный уровень жизни россиян, сильная экономика и основанные на сильной экономике сильные вооруженные силы - этими тремя приоритетами определено будущее нашей страны.

КТО КОМУ ДОЛЖЕН

Теперь о вопросе, который в течение этого года периодически и горячо обсуждался в республике, - об изменении статуса нашего субъекта федерации.

Президент Путин недавно заявил, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, не будет меняться. Власти будут работать над тем, чтобы реализовать ее положения, потому что далеко не все из них претворяются в жизнь. Особенно это касается прав человека - провозглашены до сих пор до конца не реализованные право на жилище, право на образование, здравоохранение и т.д. Те силы, о которых президент высказался очень нелицеприятно, делая громогласные заявления о "присоединении", пытаются пересмотреть положения Конституции. В российском законодательстве четко определен порядок образования новых субъектов федерации. Это очень долгая процедура, которая включает в себя создание инициативной группы по изучению мнения населения, обращение в правительство страны по даче заключения о целесообразности объединения. Правительство, если дает положительное заключение, обращается к президенту, который назначает голосование в соответствии с законодательством субъекта федерации. По нашему законодательству в голосовании должны принять участие не менее 70% избирателей, и изменение статуса должны поддержать 50% плюс один голос.

Не думаю, что соседний регион готов взять на себя ответственность, учитывая наше достаточно сложное хозяйство, по его улучшению. Боюсь, что в случае объединения мы будем жить даже хуже. От этого лучше не будет ни Алтайскому краю, ни нам. У них ведь далеко не все благополучно.

В свое время алтайский народ пришел в состав Российского государства добровольно, пришел со своими землями под покровительство великой страны. И, по большому счету, мы не должны бороться за сохранение статуса республики, государство нам должно гарантировать этот статус, поскольку эти вещи имеют важное геополитическое значение. Мы много говорим, что боролись и добились государственности. Но это только половина правды. Государство Российское все-таки давало нам самостоятельность. Сначала советская власть, затем Борис Николаевич Ельцин. Ведь можно было принять другое решение - не давать, и все. Тем не менее, государство поступало справедливо. Конечно, боролись люди: и Григорий Иванович Чорос-Гуркин, и Валерий Иванович Чаптынов. Но еще были люди, которые положительно решили этот вопрос. Повторяю: можно было, учитывая нашу малочисленность и экономическую слабость, не давать этот статус. Но вопрос был решен совершенно справедливо.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ СУЕТА

В газете "Постскриптум" недавно написали, что Яимов перебежчик и хамелеон. Это не совсем правильно, я в политической организации под названием "Единая Россия" состою достаточно давно, еще в "Единстве" состоял. Многие знают, что я предпринимал определенные усилия для того, чтобы в республике на последних выборах на первое место вышла все-таки "Единая Россия", а не какая-нибудь другая партия. Кое-что сделать удалось, но в целом работу местных отделений можно оценить неудовлетворительно. Когда я проехал по районам, то понял, что по отчетам у нас членов партии много, а на деле даже на встречу с руководством регионального отделения почти никто не приходит. Агитационную работу вытянули три федеральных канала, но никак не наши однопартийцы, никак не штаб.

Вообще-то, когда человек вступает в партию, - это не значит, что только он сам и должен проголосовать за нее на выборах. Не для этого идут в политическую партию. Сейчас человек, вступающий в политическую организацию, должен быть идейным и ответственным, инициативным. Я не совсем согласен с утверждением, что у "Единой России" нет никакой идеологии, кроме заявлений о том, что она вместе с президентом. Быть вместе с президентом - это тоже идеология. В тяжелый переломный период мы должны иметь четкий курс развития. Если мы по-прежнему будем как лебедь, рак и щука, если после каждых выборов мы будем менять приоритеты, то это заведет страну в тупик. Это, кстати, касается и Республики Алтай. Если мы каждый раз будем выбирать разные пути, то мы ничего не добьемся: один придет - туда качнет, второй - сюда: В итоге мы топчемся на месте.

Кстати, еще неизвестно, как нам полученный второй результат по "Единой России" аукнется. Об этом вроде как нельзя говорить, но реальность такова, что анализу в Кремле подвергается все, в том числе наше не совсем удачное голосование. Мы и в 2000 году поддержали не действующего президента, а лидера оппозиции. Поэтому о нас уже есть довольно странное мнение.

Но народ всегда прав, и это для политика любого уровня должно быть правилом. Результаты голосования говорят о том, что это мы где-то недоработали, а не то, что народ не разобрался и совершил ошибку. Ошибку совершили мы.

Не хотелось бы заканчивать на печальной ноте. Я уверен, что республику ожидает большое будущее. Для этого власти должны качественно и оперативно работать. Государственное Собрание в наступающем году, как и раньше, будет принимать нужные законы, депутаты будут советоваться с избирателями и действовать в их интересах. Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить жителей республики с Новым Годом, пожелать им всего самого лучшего - здоровья, надежды и счастья.

Подготовил Дмитрий Кобзев

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Регистрация / Вход

Комментариев 0
Календарь
/ /
21.10.2021