Как сообщалось, изготовление медали ордена "Утренняя звезда" - высшей государственной награды республики, правительство РА заказало Московскому монетному двору в конце 2003 года. Предполагается, что данной наградой будут награждаться "самые достойные люди республики", к числу которых, например, посмертно причислен известный алтайский художник и политик Григорий Чорос-Гуркин, глава первой алтайской государственности периода Гражданской войны. В качестве первых награжденных также должны будут выступить строители, хорошо зарекомендовавшие себя во время ликвидации последствий алтайских землетрясений 2003 г.
Вообще ситуация с мистическими культами в республики, несмотря на внешнее спокойствие, достаточно напряжена. Необходимо отметить, что традиционный шаманизм, культивирующий поклонение владыке нижнего мира Эрлику, в христианском создании не может восприниматься иначе как демонологический культ (как бы не протестовали против этого этнографы). В этой связи увлечениеи жителями больших сибирских городов алтайским шаманизмом зачастую имеет формы, близкие к сатанизму. Так, лишь несколько месяцев назад - 14 августа 2003 г. управление ФСБ по Республике Алтай "накрыло" массовый шабаш адептов темных культов в отдаленном горном урочище Чойского района.
В дежурную часть управления ФСБ поступил сигнал о массовом паломничестве неорганизованных туристов в горную тайгу. Обычно маршруты туристов не проходят по этим угрюмым и непроходимым местам. Однако в данном случае в окрестностях заброшенного села Караторбок (в переводе с алтайского языка - "Черный бычок") появилось сразу около 120 человек. Большинство приехало на иномарках, вместе с малолетними детьми. Как удалось выяснить оперативной группе, паломники из разных регионов России, приурочив свою поездку к полнолунию, совершали в глухой тайге массовые обряды у огромного костра, сопровождаемые ударами шаманского бубна и громкими криками (конфессиональная принадлежность паломников пока не ясна). Компетентным органам предстояло выяснить, с какой целью и кто организовал это паломничество в столь труднодоступные места Горного Алтая, сообщало правительство РА, не уточняя, впрочем, при этом характер совершенных паломниками правонарушений.
Нужно сказать, что ситуация мистических скандалов возникает в республике не впервые. Так, после принятия государственного герба РА в республиканской прессе прошел ряд сообщений о том, что изображенный на гербе грифон - символ смерти, поэтому республика, выбравшая в качестве символа смерть, обрекает себя на соответствующее будущее.
Местные эксперты с изрядной долей иронии отмечают, что в высшей награде республики следовало бы использовать сугубо позитивный образ кедровой шишки. В этом случае удалось бы избежать кривотолков и внести национальный колорит в дело награждения отличившихся.