Первые попытки разработки новых месторождений были предприняты вскоре после этого, еще в статусе государственного проекта. Специалисты тогда оценивали готовность рудничного комплекса в 75%, однако после приватизации большая часть сооружений к середине 90-х частично пришла в негодность, частично была демонтирована руководством приватизированного АО - из них добывали стройматериалы. В начале 90-х интерес к месторождению проявляли ряд иностранных фирм, однако переговоры не двинулись дальше начальной стадии.
Более предметный интерес к алтайским недрам проявила группа Project Finance and Development Group (Profidev Ltd.),. Хотя название группы неоднократно всплывало в прессе, известно о ней крайне мало. Местом регистрации группы является Ирландия (по-видимому, одна из тамошних оффшорных зон). Основная деятельность ведется на Кипре (в связи с чем Profidev долгое время называли кипрской компанией). Информация о собственниках компании не оглашалась. Предполагаемые планы освоения месторождения свидетельствовали о том, что группа является не столько источником инвестиций, сколько своего рода посредником, привлекающим реальных инвесторов из финансово-промышленного сектора.
Меморандумом, подписанным 10.10.97 г. между администрацией Алтайского края, Алтайским краевым Законодательным Собранием и компанией Profidev Ltd. было образовано открытое акционерное общество "Сибирь-полиметаллы", которое было зарегистрировано в СЭЗ "Алтай" (Немецкий национальный район) Алтайским отделением регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ 3 августа 1998 года. Учредителями ОАО "Сибирь- полиметаллы" выступили Алтайский край в лице Фонда имущества Алтайского края и иностранная компания Profidev Ltd. Уставный капитал общества составил 20 тыс. американских долларов, распределенный пополам между двумя учредителями. В соответствии с условиями конкурса на освоение и эксплуатацию Зареченского, Корбалихинского и Рубцовского месторождений, объявленного 3 ноября 1998 года Комитетом по природным ресурсам по Алтайскому краю, ОАО "Сибирь-полиметаллы" получило эксклюзивное право на разработку этих месторождений.
С этого момента начинается путаница с тем, в какую сумму оцениваются инвестиции в проект горнодобычи. Конечно, определенная разница в оценках еще не реализованного проекта неизбежна, но разбег прогнозных инвестиций уж очень велик - от 48 млн долларов, обсуждавшихся президентом Profidev Рамзи Парезом на месте строительства будущего рудника, до 800 млн долларов в ряде международных источников. Впрочем, не исключено, что речь шла фактически о двух проектах - реальном ГОК с объемом инвестиций в 40-50 млн долларов и модной в 90-е схеме международной финансовой спекулятивной части проекта, призванной поглотить львиную долю инвестиций. Наиболее распространенная цифра вложений в конце 90-х, однако, определялась Profidev в пределах 450 млн долларов. Предполагалось, что ее дадут следующие международные инвесторы:
1. Инвестиционный Фонд Феникс. Profidev Ltd. получили от Инвестиционного Фонда Феникс гарантию финансовой поддержки проекта на сумму 5 млн долларов. В дополнение к этому Фонд был готов внести дополнительно сумму до 25 миллионов долларов, используя средства акционеров и международных финансовых рынков.
2. Lowen. Ondaaqe. McCatchen Ltd. (ЛОМ). Profidev Ltd. получили гарантию намерения финансовой поддержки от ЛОМ, Канадского Инвестиционного Банка, одного из ведущих мировых банков в области горнорудного дела, имевшего подтвержденную репутацию в способности наращивать капитал проектов, при этом о сумме гарантии не сообщалось.
3. Федеральный Банк Ближнего Востока (ФББВ). ФББВ выпустил гарантию финансовой поддержки для проекта горной добычи на сумму 25 млн долларов.
4. ЕБРР и МФК. ЕБРР выставил гарантию финансовой поддержки проекта по освоению Корбалихинского месторождения и высказал готовность обеспечить 30% от общих проектных расходов, что достигнет порядка 38 миллионов долларов. МФК также была готова рассмотреть вопрос выделения подобной суммы.
5. Инвестиционная Банковская Корпорация. Корпорация прогарантировала финансирование проекта в сумме 85-100 млн. долларов.
Также велись поиски "стратегического партнера" среди горнорудных корпораций, ОАО "Сибирь-полиметаллы" вело переговоры с рядом ведущих международных горнодобывающих компаний для выбора наиболее подходящей, чтобы стать главным акционером проекта. Среди таких компаний - Oxiana, Minorko, Mark Rich Investment Ltd., Cominco и Noranda. Эти горнодобывающие компании выражали активную заинтересованность в принятии участия в проекте, формировании капитала и применении своего опыта в эксплуатации проекта. Неофициально заявлялось, что наиболее вероятным будущим партнером в разработке месторождения станет известная горнодобывающая компания Cominco, работающая в России уже более трех лет и накопившая достаточный опыт в области реализации подобных проектов. Как ожидалось, "стратегический партнер" должен был получить не менее 51% акционерного капитала проекта, тем самым направляя не менее 21 миллионов долларов в его финансирование.
Однако, с самого начала проект преследовали неудачи - в ноябре 1998 г. проект временно "подвис" из-за попытки отмены Россией Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром (в рамках борьбы с отмыванием капитала). Затем он был заморожен до мая 1999 г. в связи с российским дефолтом. Вновь делегация инвесторов посетила Барнаул в марте 2000 г., сообщив о том, что ее очень волнует война в Чечне и первые выборы Путина (тогда срок возобновления проекта в Корбалихе был определен как первое полугодие 2002 г.).
С опозданием на 2 года проект все-таки возобновлен - однако его параметры, приведенные в новости журнала "Эксперт-Сибирь", серьезно отличны от заявленных ранее. Во-первых, неясно - что имеется в виду под упомянутой авторитетным журналом "компанией "Сибирьполиметаллы" - идет ли речь о фирме, зарегистрированной в 1998 г. в уже ликвидированном алтайском оффшоре, или о какой-то другой и по-прежнему ли ее равными совладельцами являются Profidev и региональная администрация. Неофициально в крайадминитсрации говорят, что речь идет о новом (полностью, либо частично) предприятии, поскольку люди из Profidev "уже большей часть сидят - у них или у нас". При этом крайадминистрация уже не является соучредителем проекта, хотя якобы участвует в нем в виде финансовых гарантий не необозначенную публично сумму.
Во-вторых, сумма инвестиций указана здесь гораздо скромнее - 100 млн долларов. С другой стороны, упомянутая "Экспертом" прибыль - 70 млн долларов в год - также вызывает вопросы (в старом ТЭО фигурировала цифра прибыли от эксплуатации месторождения в 10-15 млн долларов в год). С трудом верится и в то, что "на комбинате будут работать 3 тыс. человек", т.к. ранее его штат определялся в 275 человек (любопытно, что среднемесячная оплата горнякам рассчитывалась в 90-е из суммы примерно в 1000 долларов). Впрочем, может быть, новый проект превышает старый по объему промышленных объектов (хотя инвестиции в него, как мы видим, напротив, резко снижены)?
Тем не менее, сообщение о том, что на месторождении уже идет "закладка вентиляционного ствола шахты глубиной 1200 м", показывает, что крупнейший проект, пусть с неясными инвесторами и еще более неясными параметрами, уже начат. Стоит отметить в информации "Эксперта", транслирующей, по нашим данным, официальную позицию властей региона, следующую фразу: "Кстати, появление в скором времени нового горно-обогатительного комбината полностью согласуется с планами руководства края по удвоению валового внутреннего продукта в стране - задачи, поставленной Президентом РФ". Учитывая политический аспект проблемы, планы превращения Горной Колывани из региона с туристическим потенциалом в центр горнодобычи, заглохшей здесь со времен шахт, проложенных в 18 веке при Акинфии Демидове, по-видимому - вопрос решенный.