Календарь
/ /

Алексей Квасов

член союза архитекторов России и градостроительного совета Барнаула

«Складывается впечатление, что в Барнауле идут боевые действия»

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите:

Система Orphus



Бронтой бедюров о культурной, религиозной и геополитической самоидентификации алтайцев: эксклюзивное интервью нашего корреспондента.

БРОНТОЙ БЕДЮРОВ: МОЙ АЛТАЙ - ЭТО ВСЯ РОССИЯ

Предлагаем вниманию читателей интервью с известным писателем и общественным деятелем Бронтоем Янговичем Бедюровым. Мы намеренно отказались от комментариев этого материала, приглашая читателей высказаться на тему поднятых в нем вопросов.



- Бронтой Янгович, в этом году состоятся игры Эл Ойын. Иногда это событие преподносится так, что игры эти будут приурочены к столетию бурханизма. Почему же возникновение бурханизма тесно увязывается с событиями в долине Теренг? Как эти два события между собой связаны?

- Думаю, что Эл Ойын и возникновение обновленческого религиозно-духовного движения бурханизм на Алтае на заре XX века никоим образом не могут быть связаны друг с другом. Не следует игры к чему-то приурочивать. Эл Ойын - это общереспубликанский праздник, и нельзя лишать районы республики возможности провести его на своей территории. Эл Ойын должен пройти по всем районам, и только после этого должно определиться место его постоянной дислокации.

Что касается столетия бурханизма, то это событие совсем другого ряда. Возникновение бурханизма в мировом контексте - это первая в мире мирная духовная революция XX века. Тогда это событие прогремело на весь мир, и будущий Махатма Ганди, еще будучи юристом в Южной Африке, приветствовал возникновение этого религиозно-духовного движения, основанного на духе ненасилия и добрососедства. За сто лет было дано очень много разных оценок бурханизма, но сейчас пришло время окончательно и правильно расставить акценты в этом вопросе, точки над i.

- Вы намерены это сделать?

- Я этим занимаюсь. Но, к сожалению, сейчас к этому процессу подключились темные силы, которые инспирируются извне, пытаясь помешать духовному становлению алтайского народа и через это - сплочению и консолидации всего нашего горноалтайского сообщества. Республика, которая не осознает своих духовных основ, не может ни взлететь, ни двигаться вперед. Мы знаем из мировой истории, что любой народ начинается с духовной самоидентификации. Вот так и Русь ведь началась с крещения. До этого были разные славянские племена, аморфные, не осознававшие себя единым целым. Только после крещения возникли единый рынок, единое экономическое пространство и единый язык. Сначала народ должен дать ответ на вопрос "кто я, кто мы?". Арабы как мусульмане появились только после бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. До этого это тоже были разрозненные языческие племена, населявшие Аравийский полуостров. И таких примеров множество.

Все русские исследователи отмечают, что к началу XX века здесь, на Алтае, произошло стечение разных факторов. И большое влияние на те события оказал, прежде всего, земельный вопрос. Как и сейчас, кстати, возник земельный вопрос. Кочевники, которых тогда называли алтайскими калмыками, оказались стесненными с началом процессов землеустройства. Места для них стало меньше, благосостояние сильно упало, наступала нищета. Это первое. Вторая причина носила тоже экономический характер. Что есть шаманская практика? Если человек заболел, надо звать шамана. Шаман камлает, якобы лечит, изгоняет духов. Но делает это не за просто так, нужно совершить жертвоприношение. А жертвоприношение - это целая лошадь. Если раньше кочевники могли себе это позволить, то к началу ХХ века это стало крайне сложно. В личных хозяйствах осталось-то по одной-две лошади, и не мог же человек, имея немалую семью, отдать на заклание последнего коня. Оставаясь пешим, он переставал быть человеком, хозяином, нищал и угасал. Кочевник без коня в то время, что сейчас американец без машины. Таким образом, шаманизм стал непосильным бременем для народа.

Третье. Деятельность Алтайской православной миссии, безусловно, сыграла свою стимулирующую роль и способствовала ускорению религиозной реформации у алтайцев. Они видели, что требуется совершенствование своего мировоззрения и необходимость его поднятия на более высокую ступень монотеистического сознания, в смысле единобожия. Понятно, в то время произойти это должно было в близких для алтайцев культурных и национальных формах. Основатели этого движения пытались объяснить миссионерам: да, мы тоже хотим молиться одному Богу, но это должно иметь собственные, национальные формы. Однако миссионеры не могли воспринять подобные постулаты, они были намерены проводить христианизацию, резали по живому сознание и быт кочевниковязычников.

И очень серьезное влияние на прошедшую реформацию оказало длительное, к тому времени около двухсот лет, сожительство алтайцев со староверами-кержаками. Этот благотворный процесс духовного влияния русских старообрядцев и алтайских калмыков друг на друга на сегодняшний день практически никем не изучен. Я ставлю эту задачу впервые, в последние годы много размышляю над этим. Это очень интересная тема, она актуальна и важна не только для алтайцев, но и для значительной части местных русских, как коренных жителей республики. Ведь их Россия - это Алтай, как для меня Алтай отныне - вся Россия.

Что же касается непосредственной причины, которая, подобно последней капле, переполнила старую чашу, то это была, как ни странно, большая мировая политика, противоборство двух главных великих держав того времени - Великобритании и России - за преобладание в Центральной Азии. Китай тогда был слаб и в расчет не брался, Россия не желала и не могла допустить продвижения Великобритании из Индии на север в Тибет, в русский Туркестан, в Афганистан и Персию. Великобритания же опасалась сильного влияния России в этом регионе, боясь не без оснований, что русские могут перейти Гиндукуш и Гималаи, и занять жемчужину британской короны - Индию. Первыми хрупкий баланс нарушили британцы, когда они в 1904 году вторглись в Тибет.

Это сейчас мы смотрим по телевизору на Далай-ламу и видим в нем живого человека, а сто лет назад весь буддийский мир воспринимал его живым Бурханом, и он не должен был вообще оттуда, из Тибета выходить, нисходить в бренный мир, оставаясь всегда на "крыше мира".

В 1904 году он, духовный и светский глава Тибета, чтобы не попасть в руки англичан, вынужден был покинуть свою столицу - Лхасу. Для буддийского мира это было большим потрясением, событием из ряда вон выходящим. Ночью, переодевшись, Далай-лама XIII в сопровождении своей свиты скрытно отбыл по направлению к Монголии. Через несколько дней, как бы они не пытались это скрыть, весть об этом облетела весь потрясенный буддийский мир. А тем временем он прибыл в Ургу (сегодняшний Улан-Батор). Как нам известно, в то время между Россией и Северной Монголией, находившейся еще в составе Маньчжурского Китая, установились активные торговые отношения по Чуйскому тракту. Естественно, шел обмен товарами, деньгами, идеями. И вот весть о том, что живой Бурхан движется из Китая на север в Россию, достигла и этих мест, правда в фантастическом отражении. Здесь нужно понимать, почему так произошло. Нужно помнить и не упускать из виду, что алтайские калмыки как потомки ойротов сохраняли генетическую память о принадлежности своих предков к этой религии - буддизму. Естественно, они были потрясены такой вестью, стали собираться на моленья в ожидании чуда. Правда, они не совсем понимали, что речь идет о проезде реального лица - владыки Тибета, через Алтай в Россию, воспринимая Далай-ламу как Бурхана, что и соответствует догматам этой религии.

Император Николай II отправлял в Тибет очень представительные экспедиции. Например, в это время в Тибете находился полковник Петр Кузьмич Козлов для установления прямых контактов между российским престолом и Далай-ламой именно в контексте российско-британских отношений. Но Козлов и беглецы из Лхасы разминулись. Как только Козлов пересек границу России, он был, против обычного, немедленно вызван из Иркутска в Петербург для доклада самому государю-императору. После этого полковник был спешно направлен вновь в Монголию для встречи с буддийским лидером с поручением лично от Николая II.

Тибетское правительство тогда, естественно, предпочитало Россию и было заинтересовано в установлении определенных отношений. У царского правительства были серьезные намерения определить на некоторое время Далай-ламу на местожительство в России с тем, чтобы укрыть его страну от посягательств англичан. Предполагалась его поездка через всю страну в Петербург, что было бы прямым вызовом Великобритании. Для того, чтобы его принять, в столице стали спешно сооружать резиденцию в виде тибетского монастыря, который и по сей день действует в Петербурге, являясь самым северным в Европе буддийским храмом.

Предполагалось, что Далай-лама будет проезжать по пути Алтай - вотчину древних ойротов, а не обычным путем через Забайкалье. Возможно, такой маршрут был связан с тем, что Россия имела интерес в том, чтобы приезд тибетского иерарха до поры до времени был незаметен. К тому же предполагалось поселить Далай-ламу именно на Алтае, в горной стране, которая чем-то сродни Тибету. Я полагаю и не без оснований, что российское правительство продумывало как один из вариантов размещение Далай-ламы именно на территории нашего Алтая, исходя как из природно-климатических условий, но и, прежде всего, из стратегических соображений. Чуть что можно было сказать: а его нет здесь, в России, он в Монголии, вед Алтай вот он - рядом с границей.

Пока шли все эти интриги, по дипломатическим каналам конфликт был улажен и русское правительство одержало победу, добившись вывода английского отряда из Тибета. А со своей стороны Россия обязалась не принимать у себя тибетского иерарха. Для британцев это было важно - ведь что это такое - руководитель буддистов всего мира под эгидой русского царя живет в России? Это значит, что весь буддийский мир попадает под влияние Российской Империи. Россия очень деликатно согласилась с этим условием Великобритании. Последующее соглашение между двумя державами, заключенное в 1907 году, только подтверждает данный факт.

- Бронтой Янгович, вы говорите, что алтайцы просто собирались на мирные моления. Так откуда же столь противоречивые оценки событий в долине Теренг, откуда сведения, что там основались сепаратисты, желавшие во время русскояпонской войны победы Японии?

- Существуют разные измерения общественной жизни: есть большая политика, есть поменьше, а есть и совсем маленькая. Нужно понимать, что, когда министр иностранных дел России Игорь Иванов летит в Пекин на заседание Шанхайской шестерки, а по пути списываются долги Монголии - это из области большой политики. Он же потом не докладывает местным властям, например, губернатору Томской области, Алтайского края обо всех деталях переговоров. Тем более, такие деликатные вещи, о которых я сейчас рассказывал, не могли становиться предметом дискуссии и не предавались широкой огласке. О них вряд ли знали местные уездные власти, а тем более усть-канский священник.

Российско-тибетские переговоры совпали по времени с русско-японской войной. В Сибири была гнетущая обстановка, а так как у страха глаза велики, везде видели происки японцев. Я, еще будучи аспирантом Института востоковедения, 25 лет назад исследовал эту тему, прочитал все миссионерские Отчеты до и после этих событий. Нужно понимать, что царь к тому времени даровал манифест о свободе вероисповедания. До этого Русская православная церковь была первой и единственной церковью на всем пространстве огромной империи. Выход царского манифеста поколебал позиции православной церкви и особенно дела и методы местных миссионеров. Возможности влиять на инородцев, используя старые методы, у миссионеров сократились. К 1904 году, следует помнить, православная церковь на Алтае без конкуренции монопольно действовала уже 75 лет и, естественно, накопила огромный опыт работы с местным населением. По образцу Алтайской миссии создавались другие миссии на Камчатке, Дальнем Востоке, даже в Корее и Японии.

Тогда в Усть-Кане священником был Лука Кумандин, алтаец по национальности. Песнопения-гимны собравшихся в долине Теренг бурханистов-буддистов о своей земле исхода - Бурул-Тохой стали притчей во языцех. Кумандин переставил буквы в слове <Тохой>, всего две буковки в конце слова. Ведь любой казах, дербет, уренхон, а не только алтаец знает, что это географическая точка на южном Алтае, нынешнем Синьцзяне. Прочтите у Радлова, Потанина о Бурул-Тохойском округе - все русские географы прекрасно знали этот край, ныне это Алтайский округ размерами чуть больше нашей республики. Некогда это и была историческая родина алтайского народа. Предки алтайцев в результате уничтожения Джунгарии, спасаясь от маньчжурских мечей, хлынули на север за пределы русской границы и были вынуждены оставить свою родину. Естественно, в сознании этих людей оставалось воспоминание об этом месте, о своем прежнем Отечестве. Собравшиеся в долине Теренг пели о том, что настало время возрождения и возвращения на родину. Возвращения, а не исхода куда-то на чужбину, в мифический Токио, о котором они и знать не знали, ведать не ведали. Уж так они, верующие, воспринимали текущие события, а не иначе.

И вот некомпетентные люди посчитали, что Тохой - это Токио! Отсюда и началась эта ниточка якобы "японского следа", а на фоне русско-японской войны с последующим поражением это было воспринято соответствующим образом. Хотя алтайцы еще и в 30-х годах XX века плохо представляли себе географию и о каком "Токио" они могли петь в начале века?! А вот британский тонкий след был, его-то и не заметили. Теперь что касается пресловутого "Япон-царя". Это тоже созвучие. Сознательно или из-за недостатка лингвистических познаний перепутали разные понятия. Владыка Шамбалы - это Будда Грядущего, а мы живем в эпоху Будды Сакьямуни, которого мы привыкли видеть на всех изображениях. Сейчас наступает эпоха Будды-Майтреи. И Майтрейя имеет по-тибетски-монгольски название Ригден Джапо-Хан. Джапо. По-монгольски Джапо переходит в Дзапо-Хан. А по-алтайски Дзапо становится Тьяпо-Хан. Япо-хан! Похоже, правда? Только одного звука нет. И вот из-за одного звука произошло столько домыслов! Спросите об этом не только буддистов, но и любого рериховца (или прочтите у самого Н.К.Рериха), и все станет яснее ясного.

Мы действительно живем на стыке эпох. Только что миновал Миллениум - смена века и тысячелетия. Наступает новое время. А у верующих алтайских калмыков того периода вот этот самый Белый Бурхан, Будда Грядущего, ассоциировался с Далай-ламой, который был совсем недалеко от этих мест.

- Эти события, насколько я понимаю, являются точкой отсчета существования бурханизма на Алтае. Но есть и другие религиозные искания среди алтайцев, и представители других, якобы традиционных верований утверждают, что события в долине Теренг были связаны именно с их религией, что там происходили моления именно их Богу.

- Какому, интересно? Когда Ак Янг, бурханизм, буддизм - это обозначение одного и того же учения на разном уровне познания. То, что сейчас некоторые якобы ищут и блуждают - это блуждания слепого в темноте. Эти люди совершенно не имеют права на эту дату, а тем более на присвоение этого события, коль не ведают, что оно лежит в русле буддийской традиции. Если кто-то не признает буддизм - его проблемы, а если их искания находятся вне русла традиционной буддийской практики, то это вовсе не поиски, а происки. Зачем искать и изобретать колесо в то время когда это изобретение является достоянием всего человечества? Зачем алтайцам искать еще что-то, когда мы изначально находимся на канонической территории двух церквей - христианской и буддийской, что по народному называют Ак Янг, но ведь нет такого научного термина ни в каком обиходе. Бурханизм как термин введен именно русскими учеными как обозначение местной модифицированной формы буддизма на Алтае.

Смешно-таки! Не признают невежды буддийскую традицию, но пытаются присвоить дату. Жуткая метаморфоза произошла с иными за последние годы. Нет, безусловно, это мутация, привнесенная извне. Своего рода спецзаказ.

- Но почему извне, откуда извне, Бронтой Янгович?

- Мы всегда должны думать о том, кому выгодно то или иное положение дел. Выгодно это таким внешним силам, которым не нужно духовное укрепление нашего народа, а языческая инертность и вялость. Отчего и проистекают все слабости республики. Почему не обеспечена за 15 лет консолидация всего нашего общества? Потому что коренное население, являясь стержневой частью этой конструкции под названием Республика Алтай, остается духовно индифферентным.

Это же невозможно, о каком сотрудничестве на религиозном уровне, о каком взаимопонимании с исламом, с православием, с иудаизмом - основными традиционными религиями в России мы можем говорить, если мы не понимаем, с какой духовной площадки мы к ним обращаемся, не знаем, откуда танцевать? С каких позиций и кому легитимно от нас вести разговор с этими мировыми религиями?

Как могут некие люди требовать покаяния у великой Русской православной церкви? Кто они такие? Кого они представляют и кем они, собственно говоря, уполномочены на такие заявления? Это духовно не окормленные лица, самозванцы. Как может, скажем, имам стоять рядом с человеком, не ведающим, какую религию он представляет? Вот ведь в чем беда, вот в какое незавидное положение эти люди ставят свой великий духом народ! А в результате республика не может никуда повернуться. Я в Москве и регионах работаю все эти годы со всеми представителями наших религий. Смотришь, нигде алтайцев нет. А почему? Потому что они не представляют, куда и с кем им нужно идти. Ведь сегодня в международных и межрегиональных отношениях очень важен религиозный фактор. Когда глава государства или руководитель правительства летит с международным визитом в регионы Азии, он берет с собой президента Бурятии и даже президента далекой европейской Калмыкии. Но никто пока не думает, что есть ведь и Республика Алтай, главу которой можно и нужно включать в правительственные делегации в Корею, Японию, Таиланд, Индию и другие буддийские страны. Если летят в мусульманский регион, мы тоже не попадаем, уже не говоря о христианских станах или Израиле. И так везде. А ведь нам и определяться нечего, давно уже, до нас народился новый алтайский народ с триединой сущностью. Только бы понять и ухватиться, ан нет!

- Иногда мне кажется, что алтайскому народу, для того чтобы сохранить и развить себя перед лицом больших перемен и угрозой ассимиляции, необходимо стремиться к симбиозу с одной из мировых культур, с одной из мировых религий. Сейчас далеко не все русскоязычные жители республики представляют себе духовную жизнь алтайского народ, основные течения, имеющие место быть. Просил бы вас их назвать, обозначить их позиции.

- Не понял, кого назвать и обозначить? Если вы о блужданиях сектантов от бурханизма, то это их убожество, а не наше. Это всего лишь "суета сует", как в Библии сказано. А вот вследствие нищеты духовной, в силу духовного вакуума и индифферентности коренного населения мы подвергаемся реальной опасности поглощения. Все почему-то думают, что у алтайцев нет Бога и нет религии. У каких алтайцев, надо спросить, какой их части? (На самом деле она у нас есть, была на протяжении многих веков. Я об этом неоднократно писал.)

Из-за таких вот блужданий на территории республики активно действуют различные западные секты, в то время РПЦ на своей канонической территории спит как медведь. Западные сектанты активно работают не только на Алтае. Если раньше, в советское время, они работали в основном с русским населением страны, то сейчас они перенесли свою деятельность на представителей других российских народов. С чего бы это, как вы думаете?

С другой стороны, есть наши сородичи, которые говорят: а почему это алтайцы-тюрки и они отстали от своих? Надо их осчастливить и дать им мусульманскую веру. Подобным образом везде действуют исламисты, в основном ваххабиты, на глазах у всех наших структур. В нашей республике люди, кажется, все еще живут приснопамятными временами, будто они находятся в глубоком чреве СССР, защищенные большой и жирной красной линией советских государственных границ. На самом деле мы сейчас напоминаем ягненка, дрожащего на ветру. Здесь граница четырех государств и четырех религий. Мы живем на крайне опасном и зыбком участке России. В России нет ни одного другого такого региона, где была бы такая сухопутная граница.

Дагестан на юге граничит с Азербайджаном и Грузией. Там тоже зыбкое положение. Опасность нарастает. Нужно успевать, уже наступил век глобализации. Но наши государственные и общественные структуры неадекватно воспринимают действительность. Из стабильного региона мы рискуем вмиг превратиться в хрупкий сосуд, который лопнет при первом же неаккуратном прикосновении.

- Каким образом можно себя обезопасить?

- Многие слышали о таком понятии, как духовная безопасность. Сегодня это, пожалуй, наиглавнейший аспект. Откуда, вы думаете, в мире терроризм? От духовной несовместимости.

Советская партийная машина этого не осознавала, потому что они были атеистами. Вот они все и погубили. Оказалось, что вся ракетно-ядерная мощь может стать ненужной. Все огромные архивы, которые копили наши спецслужбы, оказалось, не на тех и не на то накопили. Самых умных и неординарных людей, которые понимали несовершенство и слабости Системы, подобно здоровым клеткам, вопивших государственному организму о болезни, вместо того, чтобы прислушаться к ним, объявляли диссидентами, антисоветчиками. Не подготовили себя в духовном отношении. В результате это обернулось огромными историческими потерями. До сих пор то, что произошло в нашей стране с нами, полностью никем не осмыслено. С одной стороны: да, нужно было поднять Россию, потому что она была аморфным образованием в Советском Союзе. Она была как бы главной республикой среди равных, но безголовой. То есть у нее не было собственного руководства, только номинальное. Но ведь это же огромная территория, и она в результате не осознавала своих интересов. У нее отрезают мякоть с ляжки, а боли она не чувствует. Головы не было, вместо головы было союзное руководство. Поэтому руководитель Кайтанакского совхоза сидит, у него сосед скашивает покосы или лес рубит, а он не понимает, что это другая республика! Сегодня ты тем более должен понимать, что это не просто сосед, не только другая республика, это совершенно другое государство, а у любого государства свои интересы. А мы по инерции все недопонимаем. Так что Россию, конечно, нужно было укреплять, но не такой ценой. А то сегодня Российская Федерация - как калека с распоротым брюхом, с одной рукой и одной ногой. Нормально ли это? Конечно же, нет.

Русским людям, живущим у нас в республике, не нужно сомневаться в своих соседях - алтайцах. Это изначально прорусски настроенный народ со времен Джунгарии. И только клеветники или по злому навету могут обвинять его в сепаратизме. Один наш сосед договорился до того, что объявил: дескать, алтайцы только и мечтают, как воссоединиться с Китаем. Интересно, а чего же они тогда за 2,5 тысячи лет не ушли туда, а наоборот, только и делали, что отбивались от него? Любой алтаец прекрасно понимает, что он ни с кем другим, кроме как с русскими жить не в состоянии. Если русские уйдут, не дай Бог, нетрудно догадаться, как с нами поступят наши ближайшие соседи и сородичи. Именно от этих соседей исходит угроза ассимиляции и духовного, не только финансового порабощения, а вовсе не от русских. Если алтайцы сейчас немедленно не продекларируют свои духовные традиции, которые неразрывно связаны с двумя мировыми религиями, то может оказаться, что через некоторое время таких алтайцев вообще не станет, а на территории нашей будут проживать люди, которые будут молиться чужому Богу. От этого агрессивность и нетерпимость возрастет стократно. Оглянитесь вокруг себя, загляните за наши границы и что вы там увидите, а?

- Уже несколько лет дискутируется вопрос статуса республики, укрупнения субъектов федерации. Не могли бы Вы рассказать о Вашем видении этой проблемы?

- Дело в том, что руководство Алтайского края себя ведет себя по-партийному вальяжно. Как и в советские времена они чувствуют себя метрополией, на самом деле ею не являясь. Люди не в ладах с собственной историей, даже историей советского периода. Делают вид или попросту не знают, что Ойротия как автономная область была образована в 1922 году, на 15 лет раньше возникновения Алтайского края, и она вышла вовсе не из Алтайского края, а из Бийского уезда Томской губернии.

Я крайне заинтересован, чтобы мы экономически и политически были интегрированы с Бийском. В царские времена Бийск был не только нашей столицей со времен подданства Алтая России, но и вообще административным и политическим центром огромной территории - нынешнего Горного Алтая, плюс значительных территорий Рудного Алтая, Западного Алтая. А без Горного Алтая Бийск не представляет собой целостной экономической системы. Была совершена большая ошибка при определении границ, допущенная еще в начале 20-х годов. Тогда руководители Бийского совдепа проявили историческую недальновидность, лишив Бийск столичных функций, а Горный Алтай - экономической опоры.

Поэтому Бийск сегодня - это экономический гигант и административный карлик, а мы - большой политический головастик на хилых экономических ножках. Как все наши реки текут вниз, так и все наши финансы, не удерживаясь здесь, не циркулируя внутри республики, текут вместе с Бией и Катунью за ее пределы.

Почему я сейчас против укрупнения? А что это, собственно говоря, такое? Как можно соглашаться, когда укрупнение субъектов Федерации понимается как поглощение, растворение, ликвидация? Мы в этом случае как регион лишимся и без того призрачных преференций. Укрупнение, если и должно происходить, то в форме интеграции субъектов Федерации. Например, пять субъектов, скажем, образуют Западно-Сибирский край в составе Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Томской и Новосибирской областей с интегрированной экономикой, консолидированной финансовой системой.

Сейчас же лишаться этого великого завоевания, возможности напрямую общаться с федеральным Центром никак нельзя. Если у нас экономическое неблагополучие, социальная напряженность - так это мы себя должны винить. Ведь мы сами создаем себе проблемы - в такой маленькой республике такие огромные чиновничьи штаты с такими должностными окладами. Горно-Алтайск - это в прямом смысле большая деревня, где все на виду и на слуху. Как же это можно? Все это происходит от неумения выстроить эффективный государственный аппарат. Но сам статус республики, идея самостоятельности в решении местных вопросов здесь не при чем. Надобно помнить, что во времена, так сказать, треклятого царизма мы обладали именно федеральным статусом, чему завидовали и в конце концов его отняли у нас предтечи современных губернских воевод. Это был статус получше сегодняшней республики без штанов, почитай, у самого белого Царя-батюшки за пазухой. По современному это звучало бы как введение и содержание непосредственно Управлением делами Президента РФ.

Беседовал Дмитрий Кобзев

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Имя

Вы также можете авторизоваться для комментирования или использовать свой профиль «ВКонтакте» или Facebook.

Комментарий
Комментариев 0