Предложение, озвученное представителями блока на заседании Клуба
экспертного сообщества Алтайского края, имеет целью «поставить
дополнительный заслон на использование грязных технологий, и при
этом разгрузить избиркомы, прокуратуру и суды общей юрисдикции от вала жалоб по незначительным поводам — «юридическим придиркам».
Неофициально представители политического сообщества обосновывают
интерес к проекту третейского суда также более широкой
возможностью заключения мировых соглашений для участников
предвыборного процесса.
Хотя пакет законов о третейских судах, являющихся своеобразным
органом общественной самодеятельности и одновременно частью
государственной судебной власти, принят уже несколько лет назад, в настоящее время в Алтайском крае действует только один третейский
суд, созданный при Алтайской торгово-промышленной палате и специализирующийся на общехозяйственных спорах.
Поясняя свое видение поля задач третейского суда по предвыборным
спорам, правый блок в заявлении для СМИ сообщает: «Такой
третейский суд станет своеобразным «буфером», который отсеет
«зерна от плевел», укажет политическим партиям и кандидатам на нарушения незначительного характера, которые необходимо исправить
в последующей агитационной деятельности. Более того, работа
подобного экспертного звена мотивирует политических участников к более конструктивному диалогу и разрешению претензий «на берегу».
Серьезные нарушения предвыборного законодательства, а также
спорные решения третейского суда, станут предметом
разбирательства уже в судах общей юрисдикции. Однако, по опыту
прошедшей кампании по выборам депутатов Государственной Думы
можно предположить, что важные юридические последствия имеют
только 1−2% от огромного объема жалоб, поступающих на СМИ, партии
и кандидатов по территориальным округам».
В организационном плане проект создания третейского суда
предполагает, по мнению инициаторов, следующую схему:
«Чтобы придать третейскому суду полную легитимность, он будет
создан при общественной организации, в которую войдут на добровольных началах политические партии, средства массовой
информации и кандидаты по одномандатным округам (физические
лица). Третейский суд в полном объеме полномочен рассматривать
споры между участниками политического поля, заключившими
третейское соглашение. Предполагается, что в состав третейского
суда войдут квалифицированные юристы, представители политических
партий, независимые эксперты».