Решение о переносе села и начале строительства как минимум трехсот домов было принято правительством республики после сходов жителей Бельтира и Мухор-Тархаты еще в середине октября 2003 года.
Большинство жителей Бельтире боятся оставаться на прежнем месте, но их совершенно не устраивает предполагаемое новое место проживания. Многие жители села сетуют, что они привыкли жить в горах, а их хотят загнать в степь (можно сказать, что Новый Бельтир находится в центре Чуйской степи).
Безжизненные просторы Чуйской степи навевают уныние на алтайцев-переселенцев. Фото Дмитрия Кобзева.
К тому же их привычный уклад жизни во многом продиктован отдаленностью от цивилизации и закрытостью от внешнего мира с востока кольцом невысоких гор, а с остальных сторон ледниками 2-3 тысячной высоты. В случае переезда на новое место остается нерешенным и вопрос с угодьями для выпаса скота. К тому же, несмотря на громкую пропагандистскую кампанию, жители села до сих пор не получили точных ответов на вопросы о сроках сдачи социальных и жилых строений в новом селе, о стоимости жилья, о возможности переезда в другие населенные пункты.
Во время визита в Бельтир руководителя МЧС Сергея Шойгу в октябре 2003 года на сходе жителей села и российский министр, и глава республики Михаил Лапшин сказали сельчанам, что средства на восстановление жилья им будут перечислены на именные счета. Эти средства позволили бы бельтирцам самим заниматься строительством, либо переехать в другие села.
Некоторые жители горного села собирались переехать в Шебалинский и Онгудайский районы, кое-кто намеревается остаться в старом Бельтире, другие, в первую очередь молодежь, не прочь перебраться в Новый Бельтир, поближе к цивилизации. Однако уже к концу октября правительство стало заявлять, что деньги на лицевые счета перечисляться не будут, а кабинет министров выступит генеральным подрядчиком в строительстве нового села.
Как говорят сами жители и депутат Госсобрания республики, председатель комитета парламента по экономической политике и бюджету Владимир Сабин (село Бельтир является его родиной и входит в его избирательный округ), многим не нравится, что строительство происходит без их участия. Подавляющее большинство сельчан хотели бы быть активными участниками этого процесса, а не сторонними наблюдателями, которых потом загонят в построенные по чужому плану дома.
К тому же у сельчан вызывает большое сомнение, что построенный правительством республики дом будет стоить 431 тысячу, предусмотренную в постановлении российского правительства. Все это вызывает разговоры, что республиканское руководство намерено разжиться за спинами бельтирцев.
На прошлой неделе агентство "Регнум" обнародовало обращение более 200 жителей села к полномочному представителю президента по СФО Леониду Драчевскому. В данном документе говорится, что "жители села Бельтир возмущены действиями Правительства Республики Алтай во главе с Лапшиным М. И. и окружающих его руководителей республики и администрации Кош-Агачского района. Мы узнали, что в нашу республику поступили деньги из Правительства Российской Федерации для ликвидации последствия землетрясения.
Но за нашими спинами началась возня по их дележу. Чувствуем, что для нас опять же все выйдет боком. Тендер выиграли те, за которыми стоят покровители из вышестоящих органов власти, администраций... Мы до сих пор не знаем, какие дома будут строить для нас, ни проекта, ни плана постройки не видели. Думаем, что работа предстоит очень грандиозная, понимаем, что Правительство России делает все для нас, выделило деньги. Но все нужно делать по принципу доверия, дома нужно строить - добротные, красивые. Но нас уже предупредили, чтоб мы сильно на многое не рассчитывали.
Мы полагаем, что если Правительство Российской Федерации выделило деньги для переноса села, для постройки домов, пусть эти деньги перечисляют на личные счета жителей, чтобы каждая семья могла знать, на что потрачен каждый рубль. Мы против тех подставных фирм, которые собираются строить для нас дома".
Это обращение "Регнуму" прокомментировала пресс-секретарь правительства республики Галина Савина, которая сказала, что никто из руководителей республики не слышал от жителей села никаких недовольных слов. "Люди там очень терпеливые, выносливые, они стойко переносят все свалившиеся на них беды".
Как говорили вашему корреспонденту сами бельтирцы, они действительно считают себя терпеливым народом, привыкшим к трудностям - сама суровая природа к этому обязывает. Однако вся волокита, неопределенность, часто меняющиеся планы уже привели к тому, что два жителя села покончили жизнь самоубийством. Почти у всех повышенное артериальное давление, другие проблемы со здоровьем. Им надоело такое положение дел, и они действительно обращались к Драчевскому и президенту Путину. На месте строительства Нового Бельтира в настоящее время работает не более двадцати строителей, выкопано пять-шесть ям для фундамента, самыми построенными домами являются сооружения из залитого фундамента и брошенных на него бревен.
Это сооружение - максимум того, что удалось достигнуть на сегодняшний день в программе переселения пострадавших от землетрясения. Фото Дмитрия Кобзева.
Стройматериалов на площадке не видать. Исключение составляют "бревна от Сафина" - красивая оцилидрованая древесина, предназначенная для строительства домов, которые намерен в качестве безвозмездной помощи построить здесь сенатор от Госсобрания Ралиф Сафин.
"Евробревна" от мультимиллионера Ралифа Сафина дико смотрятся в чуйской грязи. Фото Дмитрия Кобзева.
Как сообщили строители, в эти дни в Новый Бельтир должна прибыть бригада строителей, которых нанял сенатор, и приступить к строительству домов. Складывается впечатление, что сенатор действительно выполнит свое обещание и к 1 сентября построит 50 домов. Отметим то обстоятельство, что данное обещание было дано чуть меньше месяца назад. В то же время правительство республики за пять месяцев не сделало практически ничего.
Как бы то ни было, в этой ситуации все равно получается, что никто не взглянул на проблему жителей Бельтира глазами самих жителей, к чему неустанно призывает депутат Сабин. На вопрос нашего корреспондента "Чего же вы хотите?", некоторые жители отвечали в таком духе: "Ничего, апатия какая-то полная. И здесь хочется остаться - но страшно, и туда уехать от опасности - так там степь и дома, построенные не по нашему плану. Не знаем..."