Top.Mail.Ru
18+

Владимир рыжков рассуждает в "известиях" о судьбах россии и провалах путина.

ВЛАДИМИР РЫЖКОВ: "УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ КРЕМЛЯ И ЛИЧНО ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО ЕЩЕ НЕ УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА".

Нет оснований сомневаться в том, что главной задачей Владимира Путина, как он сам это понимает, является масштабная модернизация России, превращение ее в страну с конкурентоспособными экономикой, государственным аппаратом, армией, обществом в целом. Решению этих задач был посвящен первый срок президентства В. Путина. Мало сомнений, что 14 марта состоится переизбрание действующего главы государства на второй срок и он получит возможность еще в течение четырех лет добиваться достижения поставленных перед собой целей. При этом первые четыре года его президентства поставили ряд фундаментальных вопросов, требующих ответа во время второго президентского срока. Вот они:

- Владимир Путин провозгласил задачу борьбы с бедностью (до трети населения страны по-прежнему живет ниже черты бедности). Но за минувшие четыре года при общем росте доходов разрыв между богатыми и бедными не сократился, а вырос. Численность "среднего класса" остается незначительной и почти не растет. Пока что избранная модель развития продолжает приближать Россию (с точки зрения структуры доходов населения) скорее к Латинской Америке и Африке, чем к Европе.

Сражение с "олигархами" (а точнее, со сверхмонополизированной структурой экономики России) свелось к борьбе с налоговой оптимизацией и более чем сомнительным акциям псевдоправового устрашения бизнессообщества (например, делу "ЮКОСа"). При этом никаких реальных шагов по демонополизации экономики, поощрению конкуренции сделано не было. Доля, занимаемая в экономике страны десятью главными ИБГ (интегрированными бизнес-группами), не сокращается, а растет. Не случайно Россия заняла второе место в Европе (и третье в мире) по числу долларовых миллиардеров. Но сколько у нас при этом десятков миллионов бедных и даже нищих?

Общеизвестно также, что экономика страны остается в значительной степени экспортно-сырьевой, и минувшие четыре года мало что здесь изменили. Более того, высокие цены на сырье на мировом рынке стали главным фактором экономического роста последних лет.

Все четыре года во власти продолжали и продолжают трудиться всем известные одиозные коррупционеры, в том числе очень высокопоставленные, успешно совмещающие свои должности с многомиллионными и даже миллиардными бизнесами. За четыре года, по данным фонда "Индем", коррупция в стране не только не сократилась, но, напротив, возросла. Россия остается в числе самых коррумпированных стран мира. Административная реформа за минувшие годы, несмотря на все разговоры о ней, так и не началась. Ни на чем не основан также миф о происшедшем якобы в минувшие годы "укреплении государства". Некоторое упорядочение страны после хаоса и резкое усиление власти Кремля и лично президента - это вовсе еще не укрепление государства. Сильное современное государство - это прежде всего сильные институты и верховенство права. В нынешней же России, напротив, произошла деградация основных институтов публичной власти. Вслед за прокуратурой послушным орудием правящей группы стали суды и Центризбирком, всякий раз демонстративно закрывающий глаза на вопиющие нарушения принципов честных выборов. СМИ разделились на свободные и влиятельные. Совпадения здесь теперь уже невозможны. Утратил политическое значение парламент. Еще меньшую роль, чем ранее, в определении государственной политики играют политические партии.

Происходит повсеместная "советизация" выборов - когда избирателю навязывают заранее сделанный начальством выбор. Чтобы "загнать" народ на избирательные участки, все чаще применяются старые советские методы (угрозы лишить работников премии, организованная ректоратами выдача студентам открепительных удостоверений, отказ больным без открепительных удостоверений в больничных койках и т.д.).

Остается упомянуть о продолжавшемся снижении средней продолжительности жизни в стране, падении общего уровня образования, качества медицинского обслуживания населения, замороженной армейской реформе.

Нарастающее социальное расслоение, все та же сырьевая ориентация экономики на фоне усиления в ней монопольного фактора, рост коррупции, деградация публичных институтов власти, ответственных за верховенство права и общественный контроль за администрацией, все большая "фасадность" демократических процедур - не слишком утешительные итоги деятельности президента-модернизатора и его команды. Лишь уверенный экономический рост и улучшение ряда других макроэкономических показателей позволяют пока затушевывать названные мною проблемы. Но именно они-то и являются главными - а вовсе не темпы экономического роста, так как они касаются качественных, а не количественных параметров развития страны.

Перечень неудач, по моему мнению, неслучаен. Он прямо связан с избранной В. Путиным моделью модернизации - авторитарной. В этой модели демократические институты власти, политический плюрализм и политическая конкуренция сознательно подавляются, а ставка делается на бюрократический аппарат, приказ, дисциплину, иерархию. И даже на страх и выборочные репрессии. Похоже, есть негласная установка на то, чтобы "сделать как в Китае", или "сделать как Назарбаев". Однако китайцы добиваются успеха везде - в закрытых (сам Китай), полузакрытых (Сингапур), но больше всего - в открытых политических системах (Гонконг, Тайвань, диаспора в США). А насчет Казахстана - не будем спешить с выводами. Авторитарная модель модернизации больше всего мешает развитию там, где задачи модернизации затрагивают интересы правящей в России бюрократии. Отсюда провалы с административной реформой, реформой вооруженных сил, невозможность снизить уровень коррупции. Авторитарная модернизация бессильна в реформе образования. Проводящая ее бюрократия не способна выпустить из своих рук и передать в руки закона суды и прокуратуру, а значит, добиться соблюдения принципа верховенства права. Возможно, авторитарная модернизация не способна даже справиться с задачей демонополизации экономики, так как высшей бюрократии удобнее снимать статусную ренту с десятка частных непрозрачных "чеболей", чем с тысячи публичных компаний. Подавляя демократию, а значит, гражданскую активность народа, в том числе и профсоюзное движение, авторитарная модернизация блокирует и решение проблемы бедности.

Рост минувших четырех лет - заслуга главным образом выгодной мировой конъюнктуры и усилий миллионов граждан России: предпринимателей, менеджеров, наемных работников. Спасибо им за риск и инициативу. Становящееся все более авторитарным государство, как обычно, присвоило себе чужие лавры, не сделав при этом все то, что кроме него никто сделать не может (да и не должен). Надеюсь, второй президентский срок Владимира Путина станет для него временем осознания этого. И необходимой коррекции в сторону более открытой политической и общественной системы. Если нет - надеюсь, что эту проблему за четыре года осознает само общество. Тогда у страны появится настоящий шанс на успех.

общенациональная газета "Известия", 3 марта 2004г.
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /