Приводим полный текст высказывания участника форума Алтайской
школы политических исследований, посвященного анализу борьбы за губернаторский мандат в Алтайском крае. Хотя ряд оценок в нем
носят небесспорный характер и выдают человека, знакомого с ситуацией в регионе достаточно подробно, но, скорее, со стороны, данное заявление представляется одним из наиболее
любопытных аналитических оценок, сделанных с начала избирательной
кампании.
«Есть безотказное статистическое правило второго тура. „Если
действующий региональный начальник не смог победить в первом
туре, то его шансы быть избранным во втором — один к четырем“. У социологов и политологов есть отличный шанс проверить
действенность подобных статистических наблюдений — артист Михаил
Евдокимов получил 39% голосов избирателей, губернатор Александр
Суриков — около 47,5%.
Схватка в Алтайском крае — единственная подлинная интрига
состоявшихся в России региональных выборов. У Кремля явно не дошли руки „порулить“ в регионе или просто обозначить свою
позицию. Как оказалось, только это создает питательную почву для
того, чтобы „демократия работала“. Здесь смешалось все: намеки с обеих сторон на поддержку президента, грязные пиарные технологии
— от однофамильцев в избирательных бюллетенях до распускания
всевозможных слухов о кандидатах, а также полный пакет так
называемого административного ресурса.
Впрочем, обе стороны делают намеки, что поддержка центра у них
все-таки есть. В августе президент отдыхал на Алтае и приезжал к Михаилу Евдокимову в село Верх-Обское, катался с ним на лодке и даже спросил, не собирается ли тот баллотироваться в губернаторы.
Тогда Евдокимов ответил, что „не готов пойти туда, куда меня не звали“. В то же время губернатор Александр Суриков удостоился
лишь получасовой беседы с президентом, прождав аудиенции двадцать
минут в приемной. Зато теперь местная пресса уверяет, что
президент выскажется во втором туре именно в его поддержку.
Феноменальный успех сатирика Евдокимова, которого вроде как
„позвали алтайские старики“, стал результатом протестного
голосования, которое в нужный момент было персонифицировано.
Главный пафос всей предвыборной стратегии артиста — сценическая
разработка образа народного заступника. В нищем крае, который на 60% дотируется из центра, это работает безотказно. На первый
взгляд, сложившийся в регионе предвыборный расклад очень похож на ситуацию 2002 года в Красноярском крае — особенно что касается
использования пиар-технологий и того, как сопротивляется
переменам и „пришлому варягу“ местная элита (Евдокимов
действительно варяг: несмотря на то, что вырос в алтайском селе,
его главный ресурс — популярность, завоеванная на федеральном
уровне).
В крае сложилась типичная для российской глубинки авторитарная
система управления. Регион, по сути, держится на хозяйственниках,
которые остались на селе еще со времен СССР. Костяк — сибирское
подворье, своего рода естественное коллективное хозяйство,
большая семья, которая сообща выживает в тайге. Так сложилось,
что действующий губернатор получил поддержку лишь в центре
Алтайского края — в степной зоне, типичном „красном поясе“.
Наблюдатели подчеркивают тот факт, что, несмотря на членство в
„Единой России“, губернатор не афиширует это, чтобы не лишиться
поддержки традиционного коммунистического электората; он был
кровно заинтересован в низкой явке избирателей на выборы.
Отсутствие в крае сравнимых с Красноярском природных ресурсов
привело к тому, что вызов действующему губернатору сделал не топ-менеджер, а топ-звезда. Экономическая программа кандидата,
хоть и опубликована на его сайте, никакой роли в предвыборной
агитации не играет. Все информационные сливы двух конкурирующих
команд были сосредоточены исключительно на экономических
интересах соперников — в частности, на угольном бизнесе в регионе. Источником мощной финансовой подпитки губернатора до сих
пор было его эксклюзивное право выбирать поставщиков угля в Алтайский край: главы муниципалитетов должны четко следовать в этом циркулярам краевой администрации. Тем же оружием бьют и команду Евдокимова. С одной стороны, складывается впечатление,
что главным финансовым ресурсом артиста являются его собственные
деньги — как-никак, он задекларировал 3,8 млн рублей дохода за 2002 год, пять земельных участков и два дома в Московской
области, один участок — в Алтайском крае, три квартиры в Москве,
два „Мерседеса“, „Рено“ и ВАЗ. С другой стороны, команда
губернатора спекулирует на том, что за Евдокимовым стоят водочные
интересы в крае и угольщики зарегистрированной в Кемерове
компании „Новоуголь-Алтай“, а, возможно, и сам губернатор
Кемеровской области Аман Тулеев. Как бы там ни было, успех
Евдокимова обусловлен тем, что вокруг него начинает формироваться
новый центр власти в регионе. Его поддержка исключительно сильна
именно в городах — особенно в среде квалифицированных рабочих и специалистов умирающего в крае ВПК. На языке политологов
сложившуюся в крае ситуацию можно назвать „отсутствием консенсуса
местных элит“, благодаря которому и стал возможен второй тур.
Административный ресурс, который был задействован на полную
катушку, дал сбой. Как заявил сам Евдокимов, „во многих селах мне
помещения не давали, и мне пришлось с народом на улице говорить.
Я стоял перед ними без шапки — не могу же я перед народом и в шапке, — а на улице морозы. В результате выбился из графика. Если
бы не это — второй тур наверняка бы не понадобился“.
Не дожидаясь 2008 года, Алтайский край превратился в поле битвы
за „смену элит“. После 14 марта она состоялась не только
де-факто. Как заявил после выборов губернатор края Александр
Суриков, „ситуация интересная — власть сменилась в тридцати
четырех районах края. На мой взгляд, в ряде районов действующие
главы просто не должны были проиграть выборы, но это случилось“.
Он склонен объяснять все „потоками черного пиара“. На самом деле
речь идет о мирной революции снизу, которую и сумел „оседлать“
артист Евдокимов».
25.03.2004 20:47