Мы публикуем полный текст статьи о дискуссии, прошедшей в марте
2004 г. в селе Кырлык (республика Алтай), возле которого в долине
Теренг сто лет назад действовал духовный центр бурханизма. В ходе
дискуссии столкнулись точки зрения на эту проблему живущий в глубинке старейшин-алтайцев и современных последователей
бурханизма, выявившие значительную разницу в подходах к этому
духовному явлению.
СХОД В КЫРЛЫКЕ РАССЕЯЛ МИСТИЧЕСКИЙ ТУМАН
То, что случилось на прошлой неделе в Кырлыке, должно было рано или поздно произойти в любом алтайском селе. Духовный кризис, который переживает Республика Алтай вместе со всей Россией, вызвал к жизни всякого рода оккультные и мистические кружки, религиозные течения, секты и так называемые «духовные общины».
В свое время один из активистов общества «Эне Тил» нарисовал образную картину того, что происходит в современном алтайском обществе. Если бы художнику предложили это изобразить, на полотне бедный алтаец сидел бы, окруженный со всех сторон проповедниками разных конфессий, иеговистами, кришнаитами, баптистами, сахаджа-йогами, мунистами, босоногими последователями Порфирия Иванова, адвентистами, уфологами — всех в эту раму вместить было бы невозможно. В поисках самосохранения часть алтайской интеллигенции решила обратиться к истокам, и вот что из этого вышло. В канун 100-летия алтайского бурханизма оживились люди, претендующие на роль духовных лидеров, причем многие связывают это оживление с предстоящими в конце 2005 года выборами Главы республики.
На прошлой неделе, 10 марта, в Кырлыке прошел сход граждан. Поводом к тому, чтобы его созвать, послужили притязания лиц, видящих себя спасителями народа, на включение Кырлыка в зону своих интересов. Это село интересно для новых вероучителей тем, что в его окрестностях летом 1904 года произошли печально известные события, и в канун 100-летия бурханизма кое-кому хотелось бы приватизировать право на проведение молений и религиозных церемоний в долине Теренг. Осенью один из таких вероучителей получил предложение от старейшин Кырлыка: почему бы не отметить печальную дату совместно со священнослужителями Русской православной Церкви? Но в ответ они услышали плохо скрываемое возмущение и раздражение. Старики настаивали на своем: главное для всех нас — в год 100-летия трагического события прийти к согласию и примирению. Зачем сеять вместо этого раздор и вражду? Молодые вероучители не вняли советам старейшин. Периодически они наведывались в Кырлык то из Горно-Алтайска, то из Онгудая, и каждый претендовал на истину в последней инстанции. По какому праву люди, наезжающие в село со стороны, возомнили, что только им должно быть дозволено проводить моления в нынешнем году? Этот вопрос, собственно говоря, был основным во время обсуждения на сходе. Гости претендовали на какие-то почести и знаки уважения — их вместо этого усадили в зале вместе со всеми, а председательствующим жители Кырлыка избрали знающего человека, ветерана труда Степана Маныкиновича Клешева. Он родом из той самой долины, в которой летом 1904 года произошли трагические события, и ему — точно так же, как и всем остальным жителям села — вовсе не безразлично, что будет происходить там в течение нынешнего года.
Старейшины села и знающие люди, которые в силу природной скромности никогда не называют себя jарлыкчы, справедливо рассудили, что пришло время познакомиться поближе с каждым молодым человеком, претендующим на роль проповедника. Заслуженный человек, ветеран труда В. Сандыков настаивал на том, чтобы каждый новоявленный «беловерец» представился перед всеми: кто он, откуда, какой сеок представляет, кто его родственники — и только после этого ему разрешалось вещать. Стариков не обманешь. Под видом «белой веры» слишком часто кроется самая что ни на есть черная магия. И, как сказал один из стариков, в 1904 году у нас здесь была одержана победа над «темными» вовсе не для того, чтобы сейчас к этой победе примазывались люди посторонние и далекие от идей бурханизма. Выводя новоявленных вероучителей на чистую воду, старейшины показывали своим односельчанам: этот хитрит, отвечая на прямые вопросы, а этот — скрывает свою родословную; если же кто-то из самозванцев и вовсе отказывался говорить о себе, такому указывали на порог — о чем говорить с человеком, лишенным почтительности?
Как и следовало ожидать, группировка из Онгудая затеяла очередную склоку с «городскими». Кырлыкские старейшины внимательно выслушали смутьянов, а потом устроили им образцово-показательную выволочку. Человек, пострадавший в свое время за приверженность бурханизму, поинтересовался у людей, сделавших из него моду нашего времени: «Ак-Jан и бурханизм — это одно и то же?» С виду это звучало так, как если бы старик ничего не знал об этом. Нет, это совершенно разные вещи, стали доказывать адепты нового учения и, конечно, нынешнее движение «Ак-Jан» выглядело для них последним словом в духовной жизни республики. «Тогда о чем говорить с ними?» — рассудили старейшины, знающие много больше, чем есть в книгах Данилина или Мамета.
В общей сложности на сход в Кырлык прибыли представители пяти-шести группировок, претендующих на духовное лидерство в алтайском народе. Старейшины убедились: ради достижения этого лидерства их предводители готовы на все. «Вы — наши дети и внуки. По какому праву вы решили, что можете вести нас за собой? И известно ли вам, куда нас надо вести?» На такие вопросы, которые ставили перед самозванцами Т.К.Ажанарова или П.У.Мишкин, никто из гостей не нашелся что ответить.
Другой вопрос, который был им задан: с какой стати нынешние кликуши стали увязывать осенние землетрясения с раскопками на Укоке? Своим дремучим невежеством эти «ясновидцы» опозорили республику на весь мир. На Алтае испокон веков случались землетрясения, независимо от того, проводились здесь раскопки или нет. Зачем смешить школьников своими «пророчествами» и «открытиями»? Зачем придумывать то, чего нет на самом деле и быть не может?
Стыд и позор всему алтайскому народу за таких «вероучителей» и «проповедников», которые погнали людей по первым холодам в далекий Саратан; а где они были сами в это время? Пора прекращать всю эту дикость и самодеятельность, рассудили старейшины Кырлыка, и пока что они самые первые, кто дал открытый бой доморощенным хунвэйбинам, не желающим считаться с народными традициями.
Все эти ярлыкчы, ясновидцы, пророки, экстрасенсы — где они раньше были? Вслед за Чумаком и Кашпировским тоже моду взяли, чтобы людям головы дурить. Нравится язычество и шаманизм? Тогда так и надо называть себя — язычниками и шаманистами. А святое для жителей Кырлыка учение «Ак-Jан» лучше не трогать. Так решил сход. Среди жителей Кырлыка — прямые потомки организаторов моления 1904 года, и они категорически против каких бы то ни было спекуляций.
Сход в Кырлыке решил: никаких молений и религиозных церемоний в окрестностях села, а тем более в долине Теренг — не проводить. Летом 2004 года в Горно-Алтайске должна пройти научная конференция с участием влиятельных ученых России, ближнего и дальнего Зарубежья. Жители Кырлыка считают, что только на этом представительном форуме может быть дана ясная и исчерпывающая оценка такому феномену, как алтайский бурханизм (или ак-jан).
Досталось на сходе и чиновникам, контролирующим в правительстве РА религиозные общины. Чиновники у нас — как далекие небожители, откуда-то с небес взирающие на то, что происходит здесь, на грешной земле. Пора бы уже им спуститься с небес и взяться за работу. Сход в Кырлыке со всей очевидностью показал, что эту работу вместо чиновников могут очень грамотно и эффективно выполнить сельские старейшины. Но тогда спрашивается: для чего нам тогда «чиновники от религии»?
СХОД В КЫРЛЫКЕ РАССЕЯЛ МИСТИЧЕСКИЙ ТУМАН
То, что случилось на прошлой неделе в Кырлыке, должно было рано или поздно произойти в любом алтайском селе. Духовный кризис, который переживает Республика Алтай вместе со всей Россией, вызвал к жизни всякого рода оккультные и мистические кружки, религиозные течения, секты и так называемые «духовные общины».
В свое время один из активистов общества «Эне Тил» нарисовал образную картину того, что происходит в современном алтайском обществе. Если бы художнику предложили это изобразить, на полотне бедный алтаец сидел бы, окруженный со всех сторон проповедниками разных конфессий, иеговистами, кришнаитами, баптистами, сахаджа-йогами, мунистами, босоногими последователями Порфирия Иванова, адвентистами, уфологами — всех в эту раму вместить было бы невозможно. В поисках самосохранения часть алтайской интеллигенции решила обратиться к истокам, и вот что из этого вышло. В канун 100-летия алтайского бурханизма оживились люди, претендующие на роль духовных лидеров, причем многие связывают это оживление с предстоящими в конце 2005 года выборами Главы республики.
На прошлой неделе, 10 марта, в Кырлыке прошел сход граждан. Поводом к тому, чтобы его созвать, послужили притязания лиц, видящих себя спасителями народа, на включение Кырлыка в зону своих интересов. Это село интересно для новых вероучителей тем, что в его окрестностях летом 1904 года произошли печально известные события, и в канун 100-летия бурханизма кое-кому хотелось бы приватизировать право на проведение молений и религиозных церемоний в долине Теренг. Осенью один из таких вероучителей получил предложение от старейшин Кырлыка: почему бы не отметить печальную дату совместно со священнослужителями Русской православной Церкви? Но в ответ они услышали плохо скрываемое возмущение и раздражение. Старики настаивали на своем: главное для всех нас — в год 100-летия трагического события прийти к согласию и примирению. Зачем сеять вместо этого раздор и вражду? Молодые вероучители не вняли советам старейшин. Периодически они наведывались в Кырлык то из Горно-Алтайска, то из Онгудая, и каждый претендовал на истину в последней инстанции. По какому праву люди, наезжающие в село со стороны, возомнили, что только им должно быть дозволено проводить моления в нынешнем году? Этот вопрос, собственно говоря, был основным во время обсуждения на сходе. Гости претендовали на какие-то почести и знаки уважения — их вместо этого усадили в зале вместе со всеми, а председательствующим жители Кырлыка избрали знающего человека, ветерана труда Степана Маныкиновича Клешева. Он родом из той самой долины, в которой летом 1904 года произошли трагические события, и ему — точно так же, как и всем остальным жителям села — вовсе не безразлично, что будет происходить там в течение нынешнего года.
Старейшины села и знающие люди, которые в силу природной скромности никогда не называют себя jарлыкчы, справедливо рассудили, что пришло время познакомиться поближе с каждым молодым человеком, претендующим на роль проповедника. Заслуженный человек, ветеран труда В. Сандыков настаивал на том, чтобы каждый новоявленный «беловерец» представился перед всеми: кто он, откуда, какой сеок представляет, кто его родственники — и только после этого ему разрешалось вещать. Стариков не обманешь. Под видом «белой веры» слишком часто кроется самая что ни на есть черная магия. И, как сказал один из стариков, в 1904 году у нас здесь была одержана победа над «темными» вовсе не для того, чтобы сейчас к этой победе примазывались люди посторонние и далекие от идей бурханизма. Выводя новоявленных вероучителей на чистую воду, старейшины показывали своим односельчанам: этот хитрит, отвечая на прямые вопросы, а этот — скрывает свою родословную; если же кто-то из самозванцев и вовсе отказывался говорить о себе, такому указывали на порог — о чем говорить с человеком, лишенным почтительности?
Как и следовало ожидать, группировка из Онгудая затеяла очередную склоку с «городскими». Кырлыкские старейшины внимательно выслушали смутьянов, а потом устроили им образцово-показательную выволочку. Человек, пострадавший в свое время за приверженность бурханизму, поинтересовался у людей, сделавших из него моду нашего времени: «Ак-Jан и бурханизм — это одно и то же?» С виду это звучало так, как если бы старик ничего не знал об этом. Нет, это совершенно разные вещи, стали доказывать адепты нового учения и, конечно, нынешнее движение «Ак-Jан» выглядело для них последним словом в духовной жизни республики. «Тогда о чем говорить с ними?» — рассудили старейшины, знающие много больше, чем есть в книгах Данилина или Мамета.
В общей сложности на сход в Кырлык прибыли представители пяти-шести группировок, претендующих на духовное лидерство в алтайском народе. Старейшины убедились: ради достижения этого лидерства их предводители готовы на все. «Вы — наши дети и внуки. По какому праву вы решили, что можете вести нас за собой? И известно ли вам, куда нас надо вести?» На такие вопросы, которые ставили перед самозванцами Т.К.Ажанарова или П.У.Мишкин, никто из гостей не нашелся что ответить.
Другой вопрос, который был им задан: с какой стати нынешние кликуши стали увязывать осенние землетрясения с раскопками на Укоке? Своим дремучим невежеством эти «ясновидцы» опозорили республику на весь мир. На Алтае испокон веков случались землетрясения, независимо от того, проводились здесь раскопки или нет. Зачем смешить школьников своими «пророчествами» и «открытиями»? Зачем придумывать то, чего нет на самом деле и быть не может?
Стыд и позор всему алтайскому народу за таких «вероучителей» и «проповедников», которые погнали людей по первым холодам в далекий Саратан; а где они были сами в это время? Пора прекращать всю эту дикость и самодеятельность, рассудили старейшины Кырлыка, и пока что они самые первые, кто дал открытый бой доморощенным хунвэйбинам, не желающим считаться с народными традициями.
Все эти ярлыкчы, ясновидцы, пророки, экстрасенсы — где они раньше были? Вслед за Чумаком и Кашпировским тоже моду взяли, чтобы людям головы дурить. Нравится язычество и шаманизм? Тогда так и надо называть себя — язычниками и шаманистами. А святое для жителей Кырлыка учение «Ак-Jан» лучше не трогать. Так решил сход. Среди жителей Кырлыка — прямые потомки организаторов моления 1904 года, и они категорически против каких бы то ни было спекуляций.
Сход в Кырлыке решил: никаких молений и религиозных церемоний в окрестностях села, а тем более в долине Теренг — не проводить. Летом 2004 года в Горно-Алтайске должна пройти научная конференция с участием влиятельных ученых России, ближнего и дальнего Зарубежья. Жители Кырлыка считают, что только на этом представительном форуме может быть дана ясная и исчерпывающая оценка такому феномену, как алтайский бурханизм (или ак-jан).
Досталось на сходе и чиновникам, контролирующим в правительстве РА религиозные общины. Чиновники у нас — как далекие небожители, откуда-то с небес взирающие на то, что происходит здесь, на грешной земле. Пора бы уже им спуститься с небес и взяться за работу. Сход в Кырлыке со всей очевидностью показал, что эту работу вместо чиновников могут очень грамотно и эффективно выполнить сельские старейшины. Но тогда спрашивается: для чего нам тогда «чиновники от религии»?
К.ТАНАШЕВ, Посткриптум, N 12, 2004 год