По информации сайта «Алтай трансграничный», в Китае, с востока
на запад страны, интенсивно прокладываются две крупные
трансконтинентальные автомобильные магистрали, которые
рассматриваются как китайский участок нового Великого шелкового
пути, связывающего страны бассейнов Тихого и Атлантического
океанов.
Как сообщило агентство Синьхуа, заместитель министра коммуникаций
КНР Фэн Чжэнлинь на брифинге, посвященном будущему 3-му
международному конгрессу «Великий шелковый путь» (конгресс
состоится в конце октября 2004 г. в Сиане), заявил, что
строительство этих магистралей тесно связано со стратегией
масштабного освоения Западного Китая и будет способствовать
формированию новых источников роста национальной экономики.
Как сообщает сайт, к настоящему времени почти завершилась
прокладка одной из 4395-километровой дороги, связывающей город
Ляньюньган с КПП «Хоргос» на китайско-казахстанской границе.
Магистраль проходит через 10 провинций и автономных районов
Китая, охватывая таким образом население почти в 400 млн человек.
По информации Фэн Чжэнлиня, на 41% данная автотрасса является
скоростной. Он уверен, что по мере активизации
торгово-экономических связей между Китаем и странами Центральной
Азии откроется возможность сделать ее скоростной и на территории
Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе страны.
Вторая магистраль берет начало в Шанхае и через города Хэфэй
(провинция Аньхой) и Сиань (провинция Шэньси) протягивается к КПП
«Хоргос». В частности, на участке Сиань-Хэфэй строится
18-километровый туннель. Ожидаетс, что это будет самый длинный
автодорожный туннель на планете.
Кроме того, Китай принимает активное участие в строительстве за пределами страны, например, дороги, ведущей из города Кашгара на западе Синьцзяна в Ташкент, через Кыргызстан. Протяженность этой
дороги на территории Китая составляет 234 км, киргизский участок
протягивается на 280 км и узбекский — на 445 км. Как сообщил
замминистра, реконструкция этой дороги затягивается в Кыргызстане
из-за нехватки финансов. Китайская сторона надеется, что в финансировании проекта помимо Китая примут участие международные
организации.
Стоит отметить, что с учетом этих планов масштабного дорожного
строительства, проект трассы на Китай через Алтайские горы из локального приобретает общенациональный харектер, поскольку может
стать своего рода прямым шлюзом между транспортной сетью Китая и России. В то же время, подобный проект неизбежно будет нести в себе опасность экспансии бурно растущей китайской экономики в стагнирующие страны, расположенные в пределах китайской
периферии, включая Россию.