Top.Mail.Ru
18+

Горно-рудное дело на алтае: реальность и медийные мифы?

Многие СМИ уже высказались на тему развертывания в Алтайском крае крупного проекта по добыче цветных металлов. К сожалению, с самого начала публикации на эту тему изобиловали как фантастическими цифрами, так и весьма туманными прогнозами, выдаваемыми за проверенные факты. Поэтому мы решили еще раз вернуться к проблеме возобновления горного производства на Алтае, чтобы попытаться свести вместе разнородные цифры, прогнозы и предсказания.

ГРЮНДЕРСКАЯ ГОРЯЧКА В РУДНОМ АЛТАЕ

4 февраля 2004 г., уже в разгар кампании по выборам губернатора, администрация Алтайского края официально заявила о поддержке проекта строительства в регионе крупного горно-обогатительного комбината (ГОК) в районе Рубцовского полиметаллического месторождения (2,3 млн тонн руды, преимущественно содержащей медь, цинк и свинец). Решение было принято после того, как губернатор Александр Суриков лично осмотрел восстанавливаемый рудник на месторождении. Проект заявлялся как лишь начало программы освоения полиметаллических руд региона, запасы которых оценочно составляют порядка 55 млн тонн. Месторождения полиметаллов расположены в районе Змеиногорска, и известны уже порядка 3000 лет. В частности, именно их частично эксплуатировали демидовские рудники 18-19 веков, специализировавшиеся на добыче серебра и золота.

Определенные параллели со "славным прошлым" дали основания ряду представителей властей региона говорить о возрождении демидовских традиций горно-рудного дела в регионе. Масла в огонь добавили смутно, но крайне горячо комментируемая в коридорах крайадминистрации цифра инвестиционной емкости проекта, якобы составляющая 7 млрд долларов, а также неоднократные сообщения ГТРК "Алтай" о планируемой его владельцами ежегодной прибыли в 70 млн долларов.

ЧТО УВИДЕЛ ГУБЕРНАТОР СУРИКОВ И ЕГО СВИТА НА РУДНИКЕ?

Расположенный примерно в 20 км от Рубцовска по дороге на Змеиногорск рудник внешне довольно непримечателен - посреди голого поля торчат несколько шахтных вышек и зданий советской промышленной архитектуры, образца 10-15-летней давности.

Дело в том, что рудник не создавался в "голом поле" - он был приобретен новыми владельцами в законсервированном (если так можно назвать этот процесс) состоянии. Первые попытки разработки Рубцовского месторождения были предприняты в начале 90-х, еще в статусе государственного проекта. Кое-кто из проходчиков, восстанавливающих шахту, вспоминает о том, как в 1994-95 гг. они уже работали здесь на пробной добыче руды.

Специалисты тогда оценивали готовность рудничного комплекса в 75%, однако после приватизации большая часть сооружений во второй половине 90-х частично пришла в негодность, частично была демонтирована руководством приватизированного АО - из них добывали стройматериалы. В итоге оставшееся рудничное хозяйство было приобретено ОАО "Сибирь-полиметаллы" за 754 тыс. долларов. Очевидно, что привлекательность приобретаемых объектов была отнюдь не в пришедших в негодность коммуникациях и не в десятке кирпичных коробок, пусть даже и довольно капитальных, а в законсервированном шахтном стволе с двумя горизонтами (из намеченных четырех). Глубина уже пробитого ствола оценивалась самыми разными цифрами, но мы приведем ту, которую назвали старые проходчики, работавшие на нем еще в 90-х - 246 метров.

Первоначально было заявлено, что ГОК будет включать две обогатительные фабрики: гравитационную (для извлечения золота и серебра) и флотационную (для цветных металлов). Предполагается, что добыча руды будет начата в августе 2004 г., а процесс обогащения - в декабре 2004 г. Однако, в ходе посещения губернатора промплощадки о добыче драгоценных металлов, в отличие от цветных говорилось как-то вяло и неконкретно - возможно, они пока будут оставляться в т.н. "хвостах".

Предполагалось, что впоследствие ГОК, создаваемый в мобильной форме, предполагающей возможность разборки и переноса, будет эксплуатировать запасы Корбалихинского и Зареченского месторождений полиметаллов. Запасы руды там были разведаны Рудно-алтайской экспедицией ПГО "Запсибгеология" Мингео СССР в конце 1980-х годов. В 1988 году запасы Корбалихи были утверждены официально и составили 23,1 млн. т полиметаллической руды, содержащей порядка 328,1 тыс. т меди, 466,4 тыс. т свинца, 2.2 млн. т цинка. Помимо этого, в руде находятся и попутные компоненты - золото, серебро, кадмий, висмут, селен, таллий и галлий. В целом горно-добытчики претендуют на еще ряд месторождений, намереваясь добыть практически все 55 млн тонн алтайской полиметаллической руды.

Пока же объемы сделанного довольно скромны - восстанавливается шахта, монтируется кое-какое оборудование (по словам главного инженера, принято принципиальное решение закупать его в Китае). Рабочие для неквалифицированной работы нанимаются из местных жителей, проходчики (их зарплата достигает 8-10 тыс. рублей) привозятся - пока большей частью из Горняка - и работают вахтовым методом. Довольно скромна и сумма сделанных на сегодняшний день вложений - 4,3 млн долларов. Как было заявлено, единственным источником вложений являются свободные средства другого предприятия владельцев проекта - расположенного на Южном Урале Александринского ГОКа. Впрочем, и последнее предприятие "гигантом промышленности" отнюдь нельзя назвать - и по объемам добычи, и по зарплате уральских горняков, которым, по признанию одного из хозяев проекта, они имеют возможность платить не более чем по 5,5 тыс. рублей.

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД НА АЛТАЕ: КИПРСКИЙ СЛЕД

Хотя истории алтайских полиметаллов как минимум 3 тысячи лет, нас интересуют лишь ее последний постсоветский период. После того, как в середине 90-х интерес Рубцовское месторождение было брошено, к нему, равно как и к соседним, еще совсем неосвоенным залежам, проявляли интерес ряд иностранных фирм - иногда довольно экзотичных. Так, про как-то появившихся на Алтае представителей итальянского капитала упорно говорили, не больше не меньше как о банкирах мафии. Однако в начале 90-х переговоры не двинулись дальше начальной стадии.

Более предметный интерес к алтайским недрам проявила группа Project Finance and Development Group (Profidev Ltd.), активно рекламируемая в качестве инвестора тогдашним вице-губернатором Владимиром Псаревым. Хотя название группы неоднократно всплывало в прессе, известно о ней крайне мало. Местом регистрации группы являлась Ирландия (по-видимому, одна из тамошних оффшорных зон). Основная деятельность, однако, велась группой на Кипре (в связи с чем Profidev долгое время называли кипрской компанией). Информация о собственниках компании никогда не оглашалась. Предполагаемые планы освоения алтайских месторождений свидетельствовали о том, что группа является не столько источником собственных инвестиций, сколько своего рода посредником, привлекающим реальных инвесторов из финансово-промышленного сектора.

В результате переговоров с "киприотами" Меморандумом, подписанным 10.10.97 г. между администрацией Алтайского края, Алтайским краевым Законодательным Собранием и компанией Profidev Ltd. было образовано открытое акционерное общество "Сибирь-полиметаллы", которое было зарегистрировано в СЭЗ "Алтай" (Немецкий национальный район) Алтайским отделением регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ 3 августа 1998 года. Учредителями ОАО "Сибирь-полиметаллы" выступили Алтайский край в лице Фонда имущества Алтайского края и иностранная компания Profidev Ltd. Уставный капитал общества составила более чем скромная сумма в 20 тыс. долларов США, распределенная пополам между двумя учредителями. В соответствии с условиями конкурса на освоение и эксплуатацию Зареченского, Корбалихинского и Рубцовского месторождений, объявленного 3 ноября 1998 года Комитетом по природным ресурсам по Алтайскому краю, ОАО "Сибирь-полиметаллы" получило эксклюзивное право на разработку этих месторождений.

ПРИДУТ ЛИ НА АЛТАЙ МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ?

С этого момента начинается путаница с тем, в какую сумму оцениваются инвестиции в проект горнодобычи. Конечно, определенная разница в оценках еще не реализованного проекта неизбежна, но разбег прогнозных инвестиций уж очень велик - от 48 млн долларов, обсуждавшихся президентом Profidev Рамзи Парезом на месте строительства будущего рудника, до 800 млн долларов в ряде международных источников, и уже совсем легендарных 7 млрд долларов, о которых шепотом говорили в начале 2004 г. и которые в реальности оказались равны скромным 4,3 млн долларов.

Не касаясь пока современной цифры, отметим, что такой разбег в инвестициях, планируемых в конце 90-х, возможно, вызван следующим фактором. Не исключено, что тогда речь шла фактически о двух проектах - реальном ГОК с объемом инвестиций в 40-50 млн долларов и модной в 90-е схеме международной финансовой спекулятивной части проекта, призванной поглотить львиную долю инвестиций. Наиболее распространенная цифра вложений в конце 90-х, однако, определялась Profidev в пределах 450 млн долларов. Предполагалось, что ее дадут следующие международные инвесторы:

1. Инвестиционный Фонд Феникс. Profidev Ltd. получили от Инвестиционного Фонда Феникс гарантию финансовой поддержки проекта на сумму 5 млн долларов. В дополнение к этому Фонд был готов внести дополнительно сумму до 25 миллионов долларов, используя средства акционеров и международных финансовых рынков.

2. Lowen. Ondaaqe. McCatchen Ltd. (ЛОМ). Profidev Ltd. получили гарантию намерения финансовой поддержки от ЛОМ, Канадского Инвестиционного Банка, одного из ведущих мировых банков в области горнорудного дела, имевшего подтвержденную репутацию в способности наращивать капитал проектов, при этом о сумме гарантии не сообщалось.

3. Федеральный Банк Ближнего Востока (ФББВ). ФББВ выпустил гарантию финансовой поддержки для проекта горной добычи на сумму 25 млн долларов.

4. ЕБРР и МФК. ЕБРР выставил гарантию финансовой поддержки проекта по освоению Корбалихинского месторождения и высказал готовность обеспечить 30% от общих проектных расходов, что достигнет порядка 38 миллионов долларов. МФК также была готова рассмотреть вопрос выделения подобной суммы.

5. Инвестиционная Банковская Корпорация. Корпорация прогарантировала финансирование проекта в сумме 85-100 млн долларов.

Также велись поиски "стратегического партнера" среди горнорудных корпораций, ОАО "Сибирь-полиметаллы" вело переговоры с рядом ведущих международных горнодобывающих компаний для выбора наиболее подходящей, чтобы стать главным акционером проекта. Среди таких компаний - Oxiana, Minorko, Mark Rich Investment Ltd., Cominco и Noranda. Эти горнодобывающие компании выражали активную заинтересованность в принятии участия в проекте, формировании капитала и применении своего опыта в эксплуатации проекта. Неофициально заявлялось, что наиболее вероятным будущим партнером в разработке месторождения станет известная горнодобывающая компания Cominco, работающая в России уже более трех лет и накопившая достаточный опыт в области реализации подобных проектов. Как ожидалось, "стратегический партнер" должен был получить не менее 51% акционерного капитала проекта, тем самым направляя не менее 21 миллионов долларов в его финансирование.

Что же получилось после прихода новых инвесторов из Александринского ГОКа? В итоге, сумма грядущих инвестиций фигурирует здесь на гораздо более скромном уровне - 100 млн долларов. Реально же вложено всего 4,3 (до конца года планировалось вложить 14 млн долларов) и проводятся поиски новых субинвесторов или банков, готовых дать кредиты. Упомянутая рядом СМИ сумма прибыли - 70 млн долларов в год - также вызывает вопросы (в старом ТЭО фигурировала цифра прибыли от эксплуатации месторождения в 10-15 млн долларов в год). С трудом верится и в распространенную уважаемымии, но чрезмерно легковерными СМИ с подачи властей края цифру трудовой емкости проекта - "на комбинате будут работать 3 тыс. человек", т.к. ранее его штат определялся в 275 человек. Пока же реально в проекте заняты 153 человека, включая приезжих специалистов. Любопытно, что среднемесячная оплата горнякам рассчитывалась в 90-е из суммы примерно в 1000 долларов - сейчас фигурируют цифры в несколько раз меньшие.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С КИПРИОТАМИ И КТО ПРИШЕЛ ИМ НА СМЕНУ?

С самого начала проект преследовали неудачи - в ноябре 1998 г. он временно "подвис" из-за попытки отмены Россией Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром (в рамках борьбы с отмыванием капитала). Затем инвестиции были заморожены до мая 1999 г. в связи с российским дефолтом. Вновь делегация инвесторов посетила Барнаул в марте 2000 г., сообщив о том, что ее очень волнует война в Чечне и исход первых выборов Путина (тогда срок возобновления проекта горнорудной добычи был определен как первое полугодие 2002 г.). Затем гг. киприоты испарились уже всерьез и надолго...

Долгое время не было известно ничего о том, куда исчезли партнеры местных властей из Profidev - смущенно молчало по этому поводу и ведомство г-на Псарева. Неофициально в коридорах власти комментировали, что люди из Profidev "уже большей часть сидят - у них, или у нас". Довольно нелестно высказался об этих инвесторах и губернатор Суриков, сообщив о том, что они "больше любили работать языком", и вообще охарактеризовав их как "жуликов".

С опозданием на 2 года проект все-таки возобновлен - однако его параметры сегодня серьезно отличны от заявлявшихся ранее. Во-первых, по непроясненной причине значительно сократились объемы участия в нем крайадминистрации. Первоначально в крайадминистрации неофициально говорилось о том, что власти намерены ограничиться финансовыми гарантиями инвесторам на необозначенный публично объем. Однако в ходе поездки Александра Сурикова на месторождения выяснилось, что власти все-таки остались соучредителями проекта. Хотя документально это участие так и не было подтверждено, по отдельным заявлениям официальных лиц ясно, что у властей региона сохраняется 5-процентный пакет акций или "золотая акция" (либо то и другое вместе).

Оставшись наедине с журналистами, новый гендиректор ОАО "Сибирь-полиметаллы" Георгий Суламанидзе, однако, был откровеннее - он сообщил о том, что Profidev искало инвесторов - и наконец нашло их - в его лице (формальным собственником проекта было названо некое ЗАО "Горнорудная компания", Москва). Сумма и условия сделки, однако, оглашены не были, равно как и то - каким образом международные финансовые монстры оказались замещены скромной компанией с небольшим ГОКом на Южном Урале. Не вполне ясно и положение "Горнорудной компании" в довольно жестко (и жестоко) поделенном российском рынке цветных металлов. Да и открытой информации о горнорудном магнате Георгии Суламанидзе не имеется (фамилия эта известна на юге России лишь династией хурургов-пластиков).

ОСТАВИЛ ЛИ СВОЙ СЛЕД НА АЛТАЕ ИСКАНДЕР МАХМУДОВ?

В целом, источники позиционируют новых инвесторов как самостоятельное предприятие, находящееся в довольно напряженных отношениях с уральским олигархом в области горнодобычи Искандером Махмудовым, контролирующего "Уральскую горно-металлургическую компанию" (УГМК). Холдинг Махмудова довольно сложен по структуре, и многие входящие в орбиту его влияния предприятия никак не привязаны формально с личностью олигарха. Сообщалось, впрочем о том, что в последние годы под его контролем находится крупнейшее предприятие региона - ОАО "Алтай-кокс" (что, впрочем, никогда не признавалось УГМК официально).

Довольно уверенно подтвердил эту версию независимости от УГМК и Суламанидзе, назвав такие разговоры "слухами".

Тем не менее, на официальном сайте УГМК в конце января появилась информация о начале инвестиционного проекта этого холдинга на Алтае, ссылающаяся на подтверждающее заявление по этому поводу, якобы сделанное Александром Суриковым. Как нам удалось выяснить, источником для этого документа стала аналогичная по содержанию информация агентства АМИТЕЛ, в свою очередь взятая им из эфира одной из музыкальных радиостанций. Редакция новостей радиостанции, будучи вопрошена - где и когда губернатор сделал им столь значимое заявление, вообще отказалась подтвердить, что оно проходило в их эфире.

Тем не менее, когда мы запросили наши источники в УГМК на предмет того - ваш проект или нет? - ответ гласил: у нас это точно не сможет сказать никто, империя Махмудова - слишком сложная и диверсифицированная структура, и наши заявления и опровержения зачастую имеют к объективной реальности весьма слабое отношение.

ВТОРОЕ ЭЛЬДОРАДО ИЛИ СКРОМНЫЙ ПРОЕКТ РАЙОННОГО МАСШТАБА?

Основным фактором, определяющим значимость проекта горнодобычи для региона, можно считать отнюдь не занятость - в конце концов 300 или 3000 человек будут заняты на рудниках и ГОКах, это лишь капля в море регионального рынка труда, тем более при достаточно скромной заплате работающих.

Конечно, это серьезно оздоровит ситуацию в 1-2 районах, но через несколько лет ГОКи закроются, оставив выработки и "хвосты" отходов - а горняки вновь, как это уже было недавно, останутся без работы. Главным, зачем проект нужен для региона, пожалуй, стоит считать налоговые отчисления. Что мы видим здесь? По данным инвесторов, планируемый эффект от перечисления налогов составит за 9 лет 67,5 млн долларов (в том числе, в бюджет региона - 56,8 млн долларов). При бюджетных показателях 2004 г. это составит лишь 0,86% доходов консолидированного краевого бюджета - цифра достаточно приблизительная, но показывающая, что речь идет отнюдь не о "проекте века", а о полезной, но скромной инициативе "районного масштаба".

Тем не менее, проект, хотя и с рядом неясных параметров, уже начат. Стоит отметить следующую фразу в информации по этому поводу авторитетного журнала "Эксперта", транслирующей, по нашим данным, официальную позицию властей региона: "Кстати, появление в скором времени нового горно-обогатительного комбината полностью согласуется с планами руководства края по удвоению валового внутреннего продукта в стране - задачи, поставленной Президентом РФ". Учитывая политический аспект проблемы, несмотря на смену краевых властей, планы превращения Горной Колывани из региона с туристическим потенциалом в центр горнодобычи, заглохшей здесь со времен шахт, проложенных в 18 веке при Акинфии Демидове, по-видимому - вопрос решенный.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 2
Gorman

20.04.2004 09:49

Уважаемая компания "Сибирьполиметаллы" не имеет никакого отношения к структуре с кипрским капиталом "Алтайполиметалл", впоследствии"Сибирьполиметалл",которая разорила и закрыла Алтайский горно- обогавтительный комбинат в городе Горняке и оставила без работы 3500 работников градообразующего предприятия. Которые вынуждены теперь работать на соседних полиметаллических рудниках в поселке Жезкент республики Казахстан и так называемой Потеряевке, на Рубцовском руднике.

Информация о 70 млн. унылых енотов в год- чистыми, была озвучена сотрудником ведомства г - на Псарева. Сводные данные по приыбыльности Змеиногорского и Рубцовского ГОКов, при выходе на проектную мощность (двух) 2 комбинатов, трех обогатительных фабрик и трех рудников. Численность работников всех предприятий выводилась с учетом обслуживающего персонала и косвенного создания рабочих мест, шахтеров должен был кто- то возить, кормить и.т.д.

"Золотой" период должен был начаться, примерно, в 2010 году и продлиться не больше 15 лет. В коридорах власти осенью говорили о ста милионах долларов на освоение месторождений. Тогда эта цифра складывалась из Тридцати пяти, их привлекли сами "Сибирьполиметаллы"на Урале, шестьдесят пять должны были появиться после вмешательства в этот процесс краевых властей.
Это не был дутый медиапузырь для набора дополнительных очков на выборах. Это были реальные планы, которым просто не дано было воплотиться.
Василий

20.04.2004 22:31

Хотелось бы посмотреть какие-нибудь конкретные цифры : запасы , содержание металов , рентабельность добычи . Короче , пусть специалист (геолог) прокомментирует , а то это все на уровне слухов кааких-то.
Календарь
/ /
26.07.2024