В своем докладе, сделанном 28 апреля на семинаре в ходе «Дней
PR на Алтае» руководитель отдела по связям с общественностью ОАО
«Алтайэнерго» Анатолий Ивкин проанализировал ход и итоги
губернаторских выборов в Алтайском крае. По его словам, команды
обоих ведущих претендентов — Сурикова и Евдокимова, активно
применяли как белые, так и черные PR-технологии (осуществив на 2-ом этапе выборов обмен). В целом команды работали достаточно
стандатно, не родив в ходе выборов ни одной принципиальной
новинки — используя лишь уже опробованные в 90-е технологии.
В целом команда Сурикова пришла к выборам в неплохой для него
обстановке — в регионе была закончена зачистка политического
поля, ликвидированы или вытеснены за пределы края все заметные
фигуры, что является стандартной для российских губернаторов
технологией. Высокая степень контроля была достигнута в отношениях с региональным газетным сообществом, однако,
недооценка потенциала Интернет-СМИ, по мнению Ивкина, привела к тому, что этот сектор действовал на выборах независимо,
преимущественно объективно освещая деятельность кандидатов.
Недооценивалась командой Сурикова и необходимость финансовой
подготовки к выборам — необходимые ресурсы не были мобилизованы,
«складывалось впечатление, что он может выиграть выборы, сидя в домашних тапочках у телевизора».
Тем не менее, первоначальный рейтинг Сурикова был высок — правда
не столько у населения, сколько у элиты СФО (губернаторы). В этой
ситуации первый тур выборов прошел под самым серым из возможных
призывов: «Голосуйте за Сурикова!» (вспоминается «Летайте
самолетами Аэрофлота!»).
Сейчас становится ясно, что ситуация была не столь безоблачна. По мнению Ивкина, статистика свидетельствует о том, что к выборам
край стоял на пороге кризиса экономики. Налицо был и политический
кризис, самым ярким проявлением которого стал факт того, что все
партии до единой поддержали Сурикова. В этой ситуации, отмечает
Ивкин, стабильность в регионе мог взорвать кандидат — народный
герой, любимец, заступник. И такой герой был найден.
Достаточно удачно в 1-ом туре командой Евдокимова была отыграна
тактика кампании «от двери к двери» — от лозунга «так жить
нельзя» к «свой парень» с дальнейшим переходом к программе
кандидата.
Опомнившись во 2-ом туре, команда Сурикова сумела мобилизовать
необходимые деньги и технологии. Внешне, по мнению Ивкина, все
делалось правильно, но содержание работы губернаторских пиарщиков
было выхолощено. Так, для того чтобы сработали лозунги «Останови
вторжение!», сначала было необходимо сформировать в отношении
Евдокимова образ врага — а это сделано не было, что подвесило
кампанию о вторжении в воздухе. Не сумел Суриков воспользоваться
и подсказкой Рыжкова о необходимости воспринять «сигнал народа» —
заявив, что он все воспринял, губернатор начинал говорить не о реформах, а вновь о своих успехах. По мнению Ивкина, успех здесь
могли принести яркие лозунги типа — создать правительство
народного доверия, уволить из администрации вице-губернаторов на пенсию, провозгласить ряд «прорывных инициатив». Все это было
заменено черным PR от лица несуществующих «Патриотов Алтая». По мнению Ивкина, аргументация листовок «Патриотов» о том, что
московкие олигархи «отнимут богатства» едва ли была актуальна в регионе, где почти половина население живет ниже уровня бедности.
Как демонстрация богатств и неправедной власти воспринимались
населением и многочисленные биллборды (особенно в сельской
местности). Не сыграла свою роль и запоздалая встреча Сурикова с Путиным — инерция сдвига электоральных предпочтений была уже
слишком разогнана.
Анатолий Ивкин затруднился оценить потенциал происшедших на Алтае
изменений, резюмировав, однако, что регион «вступил в период
настоящей политической жизни — значит, будет больше правды».
29.04.2004 06:40
29.04.2004 13:25
29.04.2004 13:46
Чтобы в крайсовет пройти. Нефик мскать чорную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет
29.04.2004 23:35
Ло-па-та. Я плакалъ после перехода к "программе кандидата" :-)