"Как глава края я считаю, что наша задача - выстроить свою работу в регионе так, чтобы участники войны чувствовали внимание и заботу все время, а не только накануне праздников. В частности, в этом году мы постараемся купить для наших ветеранов больше путевок на санаторно-курортное лечение. На эти цели выделяется почти 1,5 млн рублей. Уже в этом году мы должны улучшить обеспечение инвалидов войны медикаментами", - подчеркнул Михаил Евдокимов. Особый вопрос - укрепление и развитие материально-технической базы алтайского госпиталя, центров медицинской реабилитации военнослужащих. Все эти предложения переданы Президенту России.
На Госсовете рассмотрен также вопрос о мобилизационной готовности российских войск. Однако его обсуждение проходило в закрытом режиме.
Несколько иным предстает заседание Госсовета в репортаже корреспондента авторитетной "Незавсисимой газеты". Тем не менее, учитывая активную роль, которая была сыграна в этом мероприятии алтайским губернатором, предлагаем нашим читателям ознакомиться с текстом "НГ".
"КАКОЙ ГУБЕРНАТОР, ТАКИЕ И ЖЕРЕБЦЫ"
На президентских скачках победил фаворит Путина - кубанский лидер Ткачев
Моральную подготовку к первым в истории скачкам на приз президента России губернаторы начали еще накануне, в кулуарах Большого Кремлевского дворца, где проходил Госсовет. Кто будет участвовать в заезде? Кто что наденет? Какие ставки следует делать? Эти вопросы волновали областных начальников куда больше, чем ход подготовки к 60-летию Победы. Правда, с журналистами они не откровенничали. Все как один уверяли корреспондента "НГ", что в такие денежные игры не играют. Чувствовалось, что новая мода, которую завели при дворе, вызывает у региональной знати некоторую растерянность и даже испуг. Так, Михаил Евдокимов признался, что скачки ему даже очень интересны, такого он никогда не видел и собирается "понаблюдать". Но ставки делать очень боится: "Боюсь кого-то обидеть. Я ведь всегда выигрываю. Потом буду себя неловко чувствовать". Юрий Лужков тоже не выказал желания делать ставки, но совсем по другой причине: "В деньги не играю. Я живу на свою зарплату". А вот Минтимер Шаймиев собирался поставить на своего коня, ведь татарский президент считал его одним из фаворитов. "Вы уже решили, какая будет у вас шляпка?" - поинтересовалась корреспондент "НГ" у Валентины Матвиенко. "Шляпки не будет, но форма одежды будет соответствующая", - заверила питерская градоначальница. "Но ведь это требование протокола!" - "Ой, я, наверное, была так занята делами, - расстроилась Матвиенко, - сегодня же поеду покупать". Однако времени у Валентины Ивановны на покупки не хватило. И, очевидно, не у нее одной - на следующий день многие дамы явились на трибуны без соответствующего головного убора.
Нашлись, впрочем, и руководители регионов, которые собирались проигнорировать сие знаковое мероприятие. Глава Чувашии Николай Федоров признался, что пока раздумывает, стоит ли ему идти на скачки. "Я человек не эмоциональный, - сообщил он корреспонденту "НГ". - А вообще игрок не самая лучшая характеристика политика. Игроки для серьезной политики не очень надежны". Особого интереса к скачкам не проявил и президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, поскольку его лошадь заболела. Московский ипподром, как выяснилось в субботу, тоже не был готов к празднику национального масштаба. Это сооружение, мягко говоря, требует очень серьезного ремонта. Вероятно, для того чтобы облезлые стены не мозолили глаза высокопоставленным гостям Путина, их посадили отдельно под высоким шатром. Порядок рассадки определял протокол российского президента, и по схеме можно было легко догадаться о политических предпочтениях за зубчатой стеной.
В первом ряду в центре стоял стол, за которым восседали Владимир и Людмила Путины, а также Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев - наиболее близкие союзники Москвы на просторах СНГ. Больше за столом мест не было. По левую руку от Путина наблюдали за скачками Роберт Кочарян с Михаилом Фрадковым, а также Ильхам Алиев с Игорем Ивановым. Справа от стола российского лидера расположились киргизский и грузинский президенты Аскар Акаев и Михаил Саакашвили с супругами. Кстати, грузинская пара появилась на трибуне последней. Сандра Рулофс была в элегантном салатовом пиджаке, но без шляпки. Без шляпок, несмотря на требования этикета, были практически все дамы, включая первую леди России. Возможно, на Людмилу Путину все и ориентировались. В новейшей политической моде не разобралась только супруга приморского губернатора Дарькина - она пришла в роскошной черной шляпе, и это выглядело несколько вызывающе.
Президенты оживленно разговаривали друг с другом. В это замечательное время им было совсем не до зоны свободной торговли и железнодорожных тарифов. Они радовались как дети, тыча пальцами в программки, где были указаны не только номера лошадей, но и их характеристики. Вероятно, они рассказывали друг другу про свои конюшни. А Нурсултан Назарбаев даже предъявил коллегам какую-то фотографию. Нельзя было не заметить, что, наблюдая за скачками, руководители стран Содружества получают больше удовольствия от взаимного общения, чем за столом переговоров, за которым они практически никогда не приходят к согласию.
Впереди у президентов был тяжелый рабочий день, и неизвестно, какие напитки предстояло еще попробовать на обеде в подмосковной госрезиденции "Волынское" (бывшая Ближняя дача Сталина). Поэтому коллеги Путина по СНГ решили повышать градус, начав с легкого пива. Официанты то и дело бегали к шатру с подносами, на которых лежали канапе, розетки с маленькими кусочками баранины и овощами и блюдо неизвестного содержания, внешне напоминавшее куски сыра, скрепленные огромной бельевой прищепкой.
Из региональных начальников в первом ряду оказались глава Приморья Сергей Дарькин, а также президенты Ингушетии, Татарстана и Башкирии Мурат Зязиков, Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов. В первом ряду в нарядном голубом пиджаке также восседала и Валентина Матвиенко. А вот ее московский коллега Юрий Лужков оказался на галерке VIP-трибуны. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который впоследствии стал главным героем действа, наблюдал за происходящим, вытянув ноги чуть ли не до беговой дорожки. Выглядело это не слишком прилично. Но Ткачев, вероятно, заранее чувствовал, что ему сегодня позволено если не все, то многое.
Когда жеребец из Краснодарского края выиграл приз президента (Кубань победила в трех заездах), Ткачев уже не мог совладать с переполнявшим его счастьем. "Понимаете, лошадь и человек на Кубани всегда повторяли друг друга", - делился с журналистами краснодарский губернатор, потрясая при этом кулаком. А вот автор этих слов испытывала другие чувства. Я ведь тоже делала ставки в скачке на приз президента. Знатоки советовали: "Ставь на кубанца Акбаша". Но оказавшись перед маленьким окошком, за которым сидела большая кассирша, я почему-то подумала: неудобно как-то будет Владимиру Путину перед коллегами из СНГ, если победит наша лошадь, да еще три раз подряд, да еще из одного и того же региона. Я поставила на лошадь из Казахстана. И поступила политически безграмотно.
Политику на этих соревнований разъяснил журналистам главный организатор субботнего действа министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Он сделал достаточно неожиданное признание: "Понимаете, нам вообще важно было победить Казахстан". "А в чем вы видите, причины уверенной победы краснодарских лошадей?" - подыграл министру кто-то из журналистов. "Какой губернатор, такие и жеребцы", - рассудил главный аграрий страны.
Наталья Меликова
P.S. Учитывая то, что Алтайский край является признанным центром конезаводства, а Барнаульский ипподрод пользуется заслуженным авторитетом как популярное место скачек, редакция информационного агентства "Банкфакс" надеется, что бывшие краснодарские вице-губернаторы в команде Михаила Евдокимова также окажут стимулирующее воздействие на качество алтайских жеребцов, каковые не посрамят свою малую родину перед лицом президента Путина.