Михаил Сирота был застрелен 10 февраля 2001 года в селе Первомайское Алтайского края во дворе собственного дома, когда вышел на улицу узнать, что нужно пассажирам автомобиля, который уже несколько часов стоял возле его ворот.
Вышедшего на улицу мужчину расстреляли в упор тремя выстрелами из самодельного нагана с глушителем. Михаил Сирота скончался в реанимационном отделении от ранений в голову и спину, не приходя в сознание.
Обстоятельства преступления позволили следствию сделать вывод о заказном характере убийства. Ход следствия взял под личный контроль прокурор края Юрий Параскун. Правоохранительные органы больше склонялись к версии о том, что смерть Михаила Сироты связана с его коммерческой деятельностью, и оказались правы. Заказчиком убийства оказался руководитель одной из фирм, осуществлявшей подрядные работы на территории птицефабрики. Между ним и Михаилом Сиротой возникли разногласия по качеству выполненных работ. В арбитражном суде, рассматривавшем этот хозяйственный спор, директор "Молодежной" взыскал со своего недобросовестного подрядчика около 500 тысяч рублей, после чего намеревался найти себе другого делового партнера. Опасаясь понести столь значительные убытки, несостоятельный бизнесмен обратился к одному из своих знакомых с просьбой подыскать надежных людей, чтобы "хорошенько напугать" директора птицефабрики.
В качестве исполнителей убийства, за сумму в 50 тысяч рублей, были наняты трое ранее судимых жителей соседнего с райцентром города Новоалтайска, которые "напугали" директора, в прямом смысле слова - до смерти.
Убитому Михаилу Макаровичу Сироте было 67 лет. Более 20 лет он являлся бессменным руководителем крупнейшей птицефабрики "Молодежная". Был награжден орденом "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
В сентябре 1999 года Михаил Сирота стал депутатом Государственной думы по партсписку избирательного объединения "Наш дом - Россия". Входил в состав комитета Думы по аграрным вопросам.
4 декабря 2002 года Алтайский краевой суд в обычном составе вынес приговор всем соучастникам убийства депутата-предпринимателя. Им были предъявлены обвинения по статьям Уголовного Кодекса РФ, предусматривающим ответственность за убийство по найму в составе банды. По приговору суда преступникам были назначены сроки лишения свободы от 10 до 18 лет.
С вступлением в действие в 2003 году норм Уголовно-Процессуального Кодекса РФ, регламентирующих новый порядок рассмотрения дел в суде присяжных, названный приговор был отменен по формальным основаниям, и уголовное дело было направлено на новое судебное рассмотрение.
Выбор обвиняемыми суда присяжных питал их надежды на возможность вынесения более мягкого приговора. Но эти надежды не оправдались. 8 декабря 2003 года старшина присяжных огласил вердикт, согласно которому подсудимые были признаны виновными по всем пунктам предъявленных обвинений.
Сроки наказания преступникам были определены почти такие же, как и прежним приговором, от 10 до 18 лет лишения свободы. Лишь одному из преступников срок наказания был снижен с 17 до 15 лет.