Со дня победы Михаила Евдокимова на губернаторских выборах прошло чуть более трех месяцев, а после его вступления в должность - ровно 90 дней (12.07.2004 г). 100 дней пребывания его у власти исполнится 22 июля 2004 г.
Все это время мы не только пристально следили за его первыми и неуверенными шагами по бордовым дорожкам в коридорах власти, но и пытались и пытаемся принять участие в формировании гражданских институтов взаимодействия власти и общества.
Что можно сделать за 100 дней? С обывательской тоски зрения можно сделать многое. Например, если двигаться со скоростью 17 км/час, можно обогнуть земной шар по экватору, или запросто съесть около 3 тонн шоколада, если съедать по одной стограммовой плитке каждые пять минут.
А вот, что может сделать за 100 дней человек наделенный властью - глава администрации Алтайского края? Для Михаила Сергеевича Евдокимова все только начинается. Тот процент голосов избирателей, который он получил на выборах, это по большому счету и есть кредит доверия, который ему еще предстоит оправдать. Оценивать работу губернатора предстоит нам - жителям края, но свою оценку мы поставим позже, так как делать какие-то принципиальные выводы через 100 дней - не корректно, слишком малый срок, чтобы выставлять оценку за работу новому губернатору. Вот ближе к зиме, в ноябре-декабре, можно будет дать какую-то реальную оценку. Выражаясь простым крестьянским языком: восшествие Михаила Сергеевича "на престол" в апреле месяце - это посев; лето - созревание; осенью будет какой-то урожай; а ближе к зиме - "осмотр и оценка содержимого закромов". Евдокимову досталось тяжелое наследство. Здесь нужно не 100 дней а, по крайней мере, 100 месяцев, чтобы разрешить все проблемы. А вот анализ деятельности нового губернатора за прошедший период провести можно.
100 дней губернатора Евдокимова прошли в целом на позитивном фоне. Ситуация в регионе внешне выглядит стабильной, особенно в сравнении с периодом избирательной кампании. Обеспечение бюджетников зарплатой за прошедший период происходило без сбоев, да и по другим обязательствам администрации сбоев в выполнении тоже не было. Таким образом, на самом первом этапе, основные обязательства краевых властей перед населением выполняются. Однако перспектива положительного развития социальной ситуации в крае остается сложной, притом, что от нее напрямую зависит популярность губернатора. Реальность такова, что тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги в крае растут, недавно ощутимо выросли цены на бензин.
Новому губернатору, в первую очередь в эти сто дней, надо было сделать ставку на создание политической стабильности и консолидацию вокруг себя региональной элиты. Новая краевая администрация в настоящее время имеет несбалансированный состав, включает представителей различных групп. В администрации можно выделить группу "варягов", появление которой было неизбежно в виду того, что М.Евдокимову на ключевые посты надо было приглашать людей, которым бы он полностью доверял. Но это вызвало возражения и ропот со стороны местной элиты. В ведении представителей этой группы находятся наиболее важные участки работы. Отношения, построенные на личном доверии, позволяют губернатору хоть как-то выстраивать свою работу. Отмечается ключевая роль в администрации заместителя (по сути - первого) В.Борматова. Его полномочия весьма широки, что позволяет ему участвовать в принятии практически всех значимых решений. Другой ключевой фигурой является заместитель губернатора Л.Баклицкий, фактически ведающий политическими и многими экономическими вопросами. Не ангажирован и вызывает симпатии у большинства общавшихся с ним людей другой "приезжий" заместитель главы, руководитель аппарата Н.Ермолов. "Варяги" заняли и другие ключевые должности в администрации края. Таким образом, влияние и доминирование "варягов" в краевой администрации очевидно. В то же время М.Евдокимов пытался удовлетворить притязания на отдельные посты ряда ведущих групп влияния, так или иначе помогавших М.Евдокимову на выборах (например: поддержка А.Назарчука в КСНД).
Для стабилизации обстановки в обществе новая краевая администрация в идеале должна напоминать рекламируемое на заре демократии "правительство народного согласия". Сегодня акценты расставлены в пользу "варягов" и чиновников непосредственно связанных с М.Евдокимовым, что не позволяет рассчитывать на поддержку местной элиты, и нейтрализовать ее противодействие. В целом кадровую и организационную политику губернатора на первом этапе следует, с натяжкой, признать удовлетворительной. Однако некоторые назначения выглядят откровенно конфликтными или сомнительными (например: Л.Баклицкий; С.Григорьев). У местной аграрной элиты существуют претензии и к решению по назначению А.Лукьянова. Непонятно и то, что место сенатора от Алтайского края в Совете Федераций отдано бывшему строительному магнату Т.Тимербулатову. Трудно предположить, что он станет рьяным лоббистом краевых интересов. Такие шаги не позволяет считать кадровую политику М.Евдокимова абсолютно продуманной и способной консолидировать общество.
По нашему мнению, новая команда губернатора не решили и самую главную и первую для себя задачу - снятие негативного эффекта её восприятия как "чужих", или "варягов".
Принципиальное значение для любого губернатора имеет выстраивание системы отношений с федеральными властями и краевой элитой. Здесь крайне важно снять негативный эффект от представления М.Евдокимова как артиста. Пока этот процесс развивается достаточно вяло, что не позволяет губернатору перестроить систему отношений в крае и ликвидировать потенциальные очаги сопротивления. Демонстрируя слабое влияние на федеральном и краевом уровне, М.Евдокимов усложняет решение важной для него задачи - "выстраивание" региональной элиты. Поэтому, М.Евдокимову пока не удалось стать доминирующей (и тем более - безальтернативной) фигурой в краевой элите.
Следствием этого являются наметившиеся проблемы в отношениях с КСНД, который возглавляет гораздо более опытный политик А.Назарчук. Не успел новоизбранный глава администрации края и новоназначенные им заместители и другие сотрудники аппарата отметить 100 дней своей работы, как дали знать о себе пробные шаги КСНД в направлении "смена власти" (именно так мы расцениваем действия депутатов). Первый, "пробный" камешек был заброшен депутатами на третьей сессии краевого Совета народных депутатов IV созыва, где прозвучал ряд критических замечаний в адрес губернатора и его команды. В конце заседания даже было принято Обращение Алтайского краевого Совета народных депутатов к губернатору края Михаилу Евдокимову с предложением проинформировать депутатов КСНД о ходе подготовке края к отопительному сезону.
Нет сомнения, что узловыми моментами будущих сценариев отставки губернатора и его команды могут стать два важных события в жизни края: уборочная страда, и подготовка к зиме. Последний более вероятен. Речь может идти о планах передела власти со стороны неудовлетворенных нынешним состоянием дел групп, как внутри самой законодательной и исполнительной власти края, так и со стороны старой "суриковской" элиты. Народные избранники не поддержали практически первые, и достаточно важные, инициативы краевой администрации - внесение поправок в основной закон края - Устав. Насколько сценарий с отставкой может быть реализован? На сто процентов. Мощной поддержки у М.Евдокимова в КСНД нет. А председатель КСНД имеет большой опыт в "подковерных" баталиях.
Необходимым условием для безусловного лидерства является и создание в крае вертикали власти через выстраивание отношений с органами местного самоуправления. Позитивную роль здесь мог сыграть конструктивный диалог губернатора с главами администраций муниципальных образований, посредством проведения "кустовых" совещаний и посещений районов. Однако столь нужные политические шаги до конца новой администрацией не сделаны, так как сам губернатор на таких встречах появлялся редко, отправляя на них своих заместителей. Практика поездок М.Евдокимова по районам, уже в качестве действующего губернатора, постепенно реализуется, хотя, возможно, с недостаточной интенсивностью. Ядро или центр оппозиционной деятельности на краевом уровне, в силу исторических причин, еще не сформирован. В отсутствие серьезной публичной оппозиции М.Евдокимову сейчас дается уникальный шанс легко решать проблемы края. С другой стороны заметная осторожность команды М.Евдокимова, проявленная за прошедший период, как раз может объясняться опасениями, связанными с возможностью появления большего числа недовольных.
Четко обозначенной оппозиции нет, а вот следы активной "подрывной" деятельности уже просматриваются. И просматриваются они, прежде всего, со стороны ближнего окружения всенародно избранного губернатора. То, что губернатор своим же окружением отдален от народа, постепенно отстраняется от рычагов управления, иначе назвать нельзя. Остановимся на этом поподробнее.
На "политической кухне", да и в любой крупной организации, действует так называемый закон гармонии. Он гласит, что относительный мир и эффективная работа команды может быть только тогда, когда число групп и возглавляемых ими лидеров в ближайшем окружении руководителя не менее трех. В этом случае возникает постоянная смена объекта обсуждения и нападок. Каждая группа, или её лидер, понимают, что когда-нибудь они обязательно окажутся в положении гонимых, а потому стараются не доводить скандалы между собой и другими до полного разрыва отношений. При двух группах влияния почти неизбежно одна будет стараться подавить другую, которая не имеет возможности найти, хотя бы временного, союзника для организации коалиции против агрессора. Вывод: чтобы не стать заложником своего окружения, любой политик должен опираться не менее чем на три группировки, сопоставимые по влиянию на него. Без выполнения этого условия ситуация вокруг политика постоянно будет взрывоопасной. При двух группировках значительная часть сил будет уходить на борьбу за доступ к "телу шефа". А при монополизации политика какой-то одной группировкой, он становится номинально царствующим. Реальная власть переходит к лидеру победившей группировки. Проблему гармонии нельзя решить путем назначения лидеров. Требуется время для того, чтобы группировки сами оформились и созрели в организационном плане.
Структура окружения Евдокимова в настоящее время негармонична. После ухода В.Зубкова сейчас в администрации всего лишь две устойчивые группировки, постоянно соперничающие друг с другом за влияние на лидера. Именно этот фактор во многом объясняет непоследовательный характер публичных высказываний высших чинов администрации. Первая группировка связана с дружеской, товарищеской средой губернатора - ее мы будем назвать "дружественной". Вторую группировку можно назвать "деловой", поскольку она тесно связана с прошлыми финансовыми делами или обязательствами губернатора. Но в администрации может появиться третья группировка, она сейчас только зарождается. Если она сформируется, то ее можно будет называть группировкой "профи". Эта потенциальная группировка начала формироваться из специалистов и управленцев из различных регионов страны, симпатизирующих Михаилу Сергеевичу и приглашенных им на работу в наш край. Каковы перспективы этого неформального образования, пока сказать трудно, но оно не сможет выжить без соблюдения закона гармонии.
Первые сто дней губернаторства Евдокимова прошли под знаком доминирования в крае хозяйственных краткосрочных интересов. Мы все еще живем не под флагом стратегии развития края, а по стратегии текущего выживания (посевная, уборочная, отопительный сезон). Ярые сторонники Евдокимова могут оправдывать его действия ошибками предшественника, общей тяжелой ситуацией, реформой правительства, коварными замыслами "Сан Саныча", кознями краевых финансовых группировок и т.д. Было бы желание оправдать (или осудить), а уж аргументы под желаемый вывод всегда в умной голове найдутся: Задача нашего движения "ПРОБУЖДЕНИЕ" - не восхваление, и не критиканство. Для хладнокровного системного анализа действий Евдокимова за период первых ста дней должно пройти какое-то время. Ситуация сложившаяся в крае для нас не только сложная, но и до сих пор насыщенна эмоциями от прошедших выборов и эйфории победы.
Скажем лишь, что у Евдокимова в этот стодневный период были как взвешенные, так и достаточно сомнительные решения. Наиболее опасными мы считаем: подвешивание управленческой системы края в неопределенности из-за затягивания назначения постоянных руководителей; пробуксовка административной реформы; добровольная или вынужденная изоляция губернатора от общества. На наш взгляд, на это Михаила Сергеевича "кодируют" люди из ближайшего окружения, заинтересованные в максимальном продлении бесконтрольности своих действий со стороны самого губернатора и жителей края. Для стиля работы Евдокимова, на наш взгляд, сегодня характерен хаотичный поиск путей решения, за которым следует подготовка и принятие решения. Нам кажется, что полностью исключить такие этапы хаотичности действий Михаила Сергеевича (как и любого другого творческого человека) принципиально нельзя. Такой вывод мы делаем, опираясь на основной принцип творчества - "опираться в творчестве можно только на то, что сопротивляется". Евдокимов своими хаотичными действиями пытается найти рамки, в которые можно вписать решение проблемы. Только когда рамки найдены, появляется видение решения проблемы. Чем талантливей актер, тем более для него психологически необходимо ограничение какимилибо рамками, которые задаются режиссером или традициями исполнения роли. Он ищет свое индивидуальное решение внутри определенных рамок. Если эти рамки создают слишком просторный или слишком узкий по ощущению актера объем, свободной игры у него не получится.
Правы были основоположники марксизма в том, что свобода возможна только как осознанная необходимость, опирающаяся на выясненные ограничения. Актеру эти ограничения формулирует режиссер, а губернатору - заместители, советники, консультанты, эксперты и т.п. Именно деловые качества людей из круга общения Евдокимова, прежде всего - его ближнего окружения, предопределяют уровень его управленческой адекватности в настоящий момент. Самый надежный способ "задушить" Евдокимова как управленца - это запереть его в стенах кабинета с надежным кордоном охраны, оторвать от регулярного общения с аудиторией. Он теряет свою харизматическую силу и превращается в за-у-ряд-ность... Мы считаем, что именно это и происходило в течение первых 100 дней губернаторства М.С.Евдокимова. Некоторые члены команды губернатора стали активно воплощать в жизнь известный принцип - "короля делает свита", и Евдокимов стал для жителей края просто недоступен. За первые сто дней избиратели так ни разу не увидели своего губернатора зашедшим в магазин или на рынок, встретившегося с коллективом предприятия, да и на местном телевидении мы Михаила Сергеевича уже давно не видели. Окружение губернатора (или одна из группировок в его окружении) устроило Евдокимову "информационный вакуум", а управленческой системе и элите края хочет предложить версию о неспособности губернатора управлять краем. Похожая ситуация была в Красноярском крае в 90-х годах по пришествию там во власть А.Лебедя. Здесь можно привести очень много параллелей, и в принципе все последние события в крае развиваются по первоначальному красноярскому варианту. На самом деле стратегия информационного блокирования Евдокимова, которая поддерживается кем-то из его окружения, гибельна и для самого окружения. Захватив монополию на влияние, они "угробят" Евдокимова как политика. А без него они "никто", и звать их "никак"...
На наш взгляд, в ноябре-декабре 2004 года наступит критический для Михаила Сергеевича этап, определяющий, по какому из двух путей он будет развиваться как политик и личность. Один из них - деградация, другой - соблюдение закона гармонии, выход из-под тотального контроля окружения, вхождение в число ведущих государственных управленцев. Поживем, увидим...
PS: И еще несколько слов, подводя итоги.
В целом можно сказать, что основные направления работы и приоритеты администрацией еще не определены. Анализ складывающейся ситуации в перспективе позволяет выявить проблемы, которые уже возникают в отношениях с гражданским обществом. Предвыборная компания М.Евдокимова была построена на популярных лозунгах и обещаниях, и сейчас в обществе работает эффект завышенных ожиданий. Например, губернатор обещал провести ревизию за 6 месяцев, и вывести край из кризиса за три года. Однако общественность уже ожидает какой-то конкретики, каких-то видимых признаков улучшения ситуации. Мы думаем, что все эти проблемы осознаются М.Евдокимовым, но пока не нашли своего решения.
В ближайшее месяцы губернаторство М.Евдокимова должно пройти свой первый критический рубеж. Первые 100 дней, безусловно, показали некоторую несостоятельность, или вернее, - неопытность М.Евдокимова как руководителя региона, но их нельзя проецировать на весь губернаторский срок. Пока еще работает инерционный эффект от избирательной кампании и связанной с победой М.Евдокимова революцией ожиданий, которая всегда несет огромный риск для своего автора. При этом еще не определились со своей стратегией и тактикой будущие конкуренты на Выборах-2008, многое зависит и от расстановки сил, и поддержки на федеральном уровне.
Для того чтобы оценить итоги первых 100 дней губернатора надо посмотреть на конкретные шаги, на конкретные действия, - мы уже не говорим о сформированном плане действий. Вряд ли сейчас кто-то в крае может сказать, какой у губернатора план действий, что он собирается предпринимать. Губернатору надо выйти к избирателям, которым он дал в свое время очень много предвыборных обещаний, и рассказать: такие-то шаги предприняты, вот этот вопрос решен, этот - решен, скажем, наполовину, все остальное будет решаться так-то и тогда-то...
100 дней - недостаточный срок для точной и достоверной оценки деятельности губернатора. Чтобы сложилась новая команда, требуется год, а то и два. На данном этапе существуют признаки движения в правильном направлении, но есть и большие просчеты. На сегодняшний день выступать с критикой деятельности нового губернатора преждевременно, но указать на просчеты и помочь разобраться в ситуации - наша гражданская обязанность.
Наши пожелания к губернатору и его команде можно сформулировать так:
1. Мы хотим чтобы "публичный" человек не прятался от народа, от своих избирателей. Реально управлять краем на принципах единоначалия должен законно избранный губернатор, а не его ближайшее окружение.
2. Мы хотим, чтобы уже сегодня была видна не растерянность в глазах власти, а конкретные действия и шаги в реализации предвыборной программы.
3. Мы хотим, чтобы все было честно и открыто. Если власть не начинает активных действий по наведению порядка и обустройству нашего края, она должна стимулировать на эти действия гражданское общество.
4. Мы хотим, чтобы губернатор наконец-то начал активно работать. Не получилось изменить систему управления в крае, создать правительство - надо временно работать по старой схеме, и заниматься детальной проработкой и подготовкой новой системы, объявить конкурс на замещение должностей. Расстановка на ключевых постах лояльных и близких людей возможна и оправдана только на этапе переходного периода. Чиновничью работу должны выполнять профессионалы.
5. Мы хотим, чтобы раз в квартал проводился публичный отчет губернатора о проделанной им работе, и работе его команды. Не отписки суриковской эпохи, а именно отчеты о работе.
6. Мы хотим, чтобы была публично оглашена программа первоочередных мер по выводу края из кризиса.
7. Мы хотим, чтобы были определены приоритеты развития края на ближайшие три года.
8. Мы хотим, чтобы в крае был ликвидирован чиновничий произвол. Всех виновных в нарушении законодательства необходимо привлекать к ответственности. Любой чиновник должен отвечать за свои действия или бездействие.
Главные выводы из всего вышесказанного:
- губернатору сегодня, как никогда, нужна поддержка гражданского общества;
- нужна четкая модель взаимодействия власти и общества;
- нужна программа развития и поддержки гражданских инициатив;
- нужен механизм, способный справиться с реализацией наших идей и планов по взаимодействию власти и общества.
Мы надеемся, что в последующие годы губернаторства М.С.Евдокимова будут решены все задачи поставленные в его предвыборной программе.
Будущее у края есть, возможности для нормального перехода к нему еще не утеряны. Сегодня все зависит от нас самих, от активности наших гражданских позиций, готовности оторваться от частных дел и подумать об общих проблемах края, и сделать что-то реальное для улучшения нашей жизни.
Г.Воронин, В.Кожин, А.Максимов, А.Никулин, А.Сергеев, В.Сташко, А.Торгашев, О.Трунова, А.Чернаков, О.Бисык.
16.07.2004 14:25
16.07.2004 21:16
19.07.2004 14:45
26.07.2004 10:15
"Политика - концентрированное выражение экономики", и политические движения имеют все свойства финансовых пирамид. Аккумулируя политический ресурс, организаторы "движений-пирамид" приходят к власти и конвертируют политический ресурс ВСЕЙ пирамиды во властный, финансовый и прочие (и делят в узком кругу посвященных). Останется ВОЗМОЖНО, и находящимся в нижних рядах - но меньше, значительно МЕНЬШЕ.
А без основания (т.е. без НАС) пирамида не имееет смысла. Так и будут лететь мотыльки, чтобы "нагреться" на "МММ", "Барнаулстрой", "Демократическая Россия" и прочих.
"Чем за общее счастье без толку страдать - лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Лучше друга к себе привязать добротою - чем от пут человечество освобождать".