Top.Mail.Ru
18+

В джонстауне все тоже были счастливы

Иногда мне говорят: отвяжитесь вы, ей-богу, от Щетинина! Ну пусть он сектант. Но ведь людям-то у него хорошо! Как им там хорошо - вопрос отдельный. Но в Джонстауне тоже было хорошо - естественно, до поры до времени. Пока все население этой деревни-секты не покончило с собой из-за панического ожидания конца света.

...Само понятие коммунарской методики ввел сотрудник Ленинградского дворца пионеров, впоследствии автор бесчисленных брошюр на эту тему Иванов. Следует сразу выделить из среды "новаторов" тех настоящих учителей, которые делали акцент не на воспитании, не на создании классов-коммун, а на обучении как таковом. Это блистательный физик Шаталов, филолог Ильин, математик Бунимович - те, кто мог спорить с программой, но главной целью своей ставил дать детям как можно больше знаний. Иное дело - педагоги-во спитатели с акцентом на внешкольной работе. Вместо устаревшей и занудливой пионерской рутины они предлагали, казалось бы, подлинную романтику, дальние странствия на саморучно сделанных каравеллах, походы, романтические посиделки при свечах, с непремен ными гитарами. Атмосфера в таких кружках и коммунах всегда отличается не только колоссальной сплоченностью и обожествлением личности Учителя, но и чрезвычайной враждебностью к окружающему миру. Учитель - всегда гонимый, всегда бескорыстный и нищий, вс егда страдающий от непонимания. Вокруг него - тесное кольцо вернейших, которые готовы пожертвовать за него всем. Таковы отряды корабелов Владислава Крапивина, фехтовальщиков Карема (Кавада) Раша, "Тропа" Юрия Устин Первая особенность новаторской педагогики - замкнутость, идеальная охрана. Детям якобы создают идеальные условия, спасая их от жестокого, хищного мира. Дом Карпова, которым столько умилялись и которому столько жертвовали, был обнесен бетонным забором и охранялся овчарками, школу Щетинина стерегут казаки, а привечают здесь только тех, в чьей благонадежности Учитель может не сомневаться. "Я-то думал, вы наша", - скорбно сказал Щетинин одной из посетительниц, попытавшейся вполне невинно спросить у не го, как он может преподавать в школе почти все предметы, когда его единственное образование - музыкальная школа по классу баяна. Впрочем, понятия "урок" у Щетинина вообще нет: "урочить" - по-древнерусски "сглазить". Причем дети и учителя имеют равные права: всякий ребенок - гений, это взрослые должны у него учиться, а не наоборот. В школе Щетинина, как видим, не учат, а внушают. У него есть целая теория насчет вреда "левополушарной науки": понимать все следует правым полушарием, а левое, отвечающе е за логику, только портит дело.

Вторая черта подобных объединений - полная неспособность Учителя-новатора внятно сформулировать, в чем особенности его методики. Повторяются слова о единении с природой, о светлом мире будущего, о детской республике. Но нравы в этой республике вполне сектантские: тут осуждают любого усомнившегося, докладывают Учителю обо всех своих переживаниях, не говоря уж о том, что ни покинуть школу, ни устроить свою судьбу без его благословения не могут. Особенная роль отводится физподготовке, а Щетинин и вов се считает основной своей педагогики практику русского кулачного боя. Такого рода упражнениям да еще строительству новых и новых корпусов школы посвящен весь день воспитанников. В Министерстве просвещения РФ давно нет людей, которые бы отвечали прямо и непосредственно за щетининскую школу. Не было ни одной проверки, которая бы подтвердила, что щетининские дети знают программу хотя бы в объеме школьного курса (на большее претендовать не приходится). Восторженные фильмы о Щетинине сняла рерихианка и теософка Наталья Бондарчук, которая за последнее время, кажется, не обошла своей поддержкой ни одного темного культа. И лишь патриарх Алексий Второй, вспомнив о том, что Церкви не худо бы иногда бороться с сектантами, во что бы они ни рядились, - на в стрече с участниками Рождественских чтений подтвердил, что школа в Текосе обладает чертами тоталитарной секты. Щетининцы не жалуют гостей, приезжающих без надежной рекомендации. Тем ценнее свидетельство религиоведа, посетившего школу в Текосе по нашей просьбе.

Дмитрий БЫКОВ
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /