Top.Mail.Ru
18+

Депутат алтайского крайсовета евгений семинихин - о принятом госдумой в первом чтении законе "о законодательных предложениях правительства рф по изменению налогообложения грантов".

5 августа, в последний день работы своей сессии, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона N 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу 1 июня и содержит в себе множество изменений в Налоговом кодексе РФ. Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов.

В законопроекте, по мнению депутата, есть одна "хорошая новость" и две очень "плохих новости". Хорошая новость состоит в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%): к уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации (напоминаем, что международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства), охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан.

В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Неправительственные организации страны в течение долгого времени ведут борьбу за изменение налогового законодательства.

К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для российских НКО, которые остаются, зависимы от получения грантов в результате несправедливого и экономического необоснованного законодательства, ограничивающего их в получении иных доходов. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных.

Во-первых, в отличие от действующего порядка, который не содержит ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды, фонды развития местных сообществ, регрантинговые фонды или любые иные НКО), в случае принятие поправки они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие постановления Правительства об этом перечне (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г. после принятия предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и действующему в настоящее время).

Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или "нелюбимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, этот перечень будет формироваться произвольно, в нем не будут отражены потребности общества. В целом усилия НКО и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, будут подорваны.

Во-вторых, иностранный или международный грантодатель сможет, согласно законопроекту, предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.

До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи утверждала крупные программы технической помощи, в основном правительственные. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ затянется на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов.

Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль.

Иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять гранты, в отличие от действующего законодательства.

Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается.

Эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой установление нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом.

Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях осенью, скорее всего, в октябре.

Комментарий депутата Семенихина:

Общественные организации России - это уникальный социальный, образовательный и культурный потенциал современного общества. Сегодня невозможно представить правовое гражданское общество без участия общественных организаций. Их вклад в социально-экономический прогресс и правовое развитие нашего общества просто огромен. На протяжении последних более чем десяти лет общественные организации фактически взяли на себя выполнение некоторых функций, которые не может и не умеет эффективно выполнять государство. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях наш Президент, Владимир Путин.

Думаю, не стоит обвинять российские общественные организации в том, что многие из них вынуждены осуществлять свою деятельность на гранты (средства), предоставляемые зарубежными благотворительными фондами. Многие зарубежные организации - грантодатели поддерживают гражданское общество не только в России, но и во всем мире.

Однако, в настоящее время остро встает вопрос необходимости начать реально строить собственную, российскую, систему поддержки общественных организаций. Не на словах, а на деле поддерживать и развивать российское сообщество доноров, благотворителей, меценатов. В этой связи очень интересно и важно мнение Президента РФ: "Необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан".

Я считаю, что это высказывание - определенный сигнал региональным властям и элитам, указывающий на необходимость начать реальное сотрудничество с представителями "третьего сектора". Вариантов, такого сотрудничества может быть множество и опыт в России, есть не малый. Это - создание городских благотворительных фондов, соглашения о социальном партнерстве, внедрение механизмов социального заказа и многое другое.

Высказываю свое резко отрицательное мнение о "Законодательных предложениях Правительства РФ по изменению налогообложения грантов". Считаю, эти действия не просто не обдуманными, а просто вредными, способными уничтожить гражданские инициативы в российском обществе. Думаю, что Правительство не верно понимает и трактует идеи и слова Президента. Необходимо провести системные изменения, в том числе и в налогообложении НКО, создать механизмы финансирования российских НКО (соцзаказ и т.д.), механизмы взаимовыгодного сотрудничества общественных организаций, власти, НКО. Этот законопроект - "сырой". Нужно учесть мнения представителей "Третьего" сектора. Сесть за стол переговоров или провести переговорные площадки для выработки конструктивных решений.

В части регистрации грантов, считаю идею вполне оправданной, ни чего страшного здесь нет. Представители власти регионов, обязаны знать и в некоторой степени изучать, кто и как реализует образовательные, правозащитные, информационные программы. Это вопрос создания механизма и системы оценки уровня и эффективности проводимых программ, особенно это, важно, в части образования и воспитания детей, молодежи. Считаю, что этим должны заниматься профессионалы, психика детей - эта та область, где невозможно допускать ошибки. Нас беспокоит и возросший процент лиц активно занимающихся общественной и благотворительною деятельностью, в том числе работающих с детьми, имеющих в своей биографии неоднократные судимости. Такие факты есть.

Я сейчас готовлю проект создания "Постоянной комиссии по благотворительной и грантовой деятельности в Алтайском крае" при Краевом Совете народных депутатов. Считаю, что не нужно нагружать администрации всех уровней, этой работой, достаточно, если этим будет заниматься комиссия при крайсовете, у нее не будет карательных функций, но оценку и мониторинг она будет проводить. Я, надеюсь, что нам удастся создать эффективную модель сотрудничества власти и общественных организаций, модель, основанную на открытости, доверии, взаимоуважении и сотрудничестве, во имя блага наших граждан.

Евгений Семинихин
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
16.04.2024