5 августа, в последний день работы своей сессии,
Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального
закона N 58666−4 «О внесении изменений в главы 23 и 25 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты о налогах и сборах». Законопроект был внесен
Правительством в Государственную Думу 1 июня и содержит в себе
множество изменений в Налоговом кодексе РФ. Несколько абзацев
законопроекта касаются налогообложения грантов.
В законопроекте, по мнению депутата, есть одна «хорошая новость»
и две очень «плохих новости». Хорошая новость состоит в том, что
предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых
гранты не облагаются налогом на прибыль (24%): к уже закрепленным
действующим законодательством образованию, конкретным научным
исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды
добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это — защита
прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных
законодательством Российской Федерации (напоминаем, что
международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью
внутреннего законодательства), охрана здоровья населения
(направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая
онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан.
В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута
первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько
лет. Неправительственные организации страны в течение долгого
времени ведут борьбу за изменение налогового законодательства.
К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта
значительно «перевешивают» его позитивные аспекты и создают
тяжелую ситуацию для российских НКО, которые остаются, зависимы
от получения грантов в результате несправедливого и экономического необоснованного законодательства, ограничивающего
их в получении иных доходов. Поправками предусмотрено радикальное
изменение правового статуса грантодателей — как российских, так и иностранных.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, который не содержит
ограничений для предоставления грантов российскими
некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды,
частные фонды, фонды развития местных сообществ, регрантинговые
фонды или любые иные НКО), в случае принятие поправки они смогут
предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют
какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень.
Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления
перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие постановления Правительства
об этом перечне (аналогично постановлению о подобном перечне
иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г. после принятия
предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и действующему в настоящее время).
Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные
обращения, не утверждает и официально не публикует процедур
составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие
российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или «нелюбимые» ими по политическим
и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, этот перечень будет формироваться произвольно,
в нем не будут отражены потребности общества. В целом усилия НКО
и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие
российской филантропии, благотворительности и на снижение
зависимости НКО от иностранных источников, будут подорваны.
Во-вторых, иностранный или международный грантодатель сможет,
согласно законопроекту, предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической
помощи при Правительстве РФ.
До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие
с 1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи
утверждала крупные программы технической помощи, в основном
правительственные. Иностранные и международные организации
предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем
небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну
Комиссии при Правительстве РФ затянется на многие месяцы.
Длительность оформления разрушит нормальное планирование
деятельности НКО-получателей грантов.
Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов
требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г.,
грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо
администрации того города или региона, где должен реализовываться
проект, о ее согласии контролировать целевое использование
средств по грантовому проекту. Не исключено, что многие
иностранные доноры посчитают это требование политическим
контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока
вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так
как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран
разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль.
Иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются
права предоставлять гранты, в отличие от действующего
законодательства.
Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается.
Эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов
невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством
заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при
условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства
предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой
установление нового, по сути политического, контроля государства
за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом.
Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях
осенью, скорее всего, в октябре.
Комментарий депутата Семенихина:
Общественные организации России — это уникальный социальный,
образовательный и культурный потенциал современного общества.
Сегодня невозможно представить правовое гражданское общество без
участия общественных организаций. Их вклад в социально-экономический прогресс и правовое развитие нашего
общества просто огромен. На протяжении последних более чем десяти
лет общественные организации фактически взяли на себя выполнение
некоторых функций, которые не может и не умеет эффективно
выполнять государство. Это неоднократно отмечал в своих
выступлениях наш Президент, Владимир Путин.
Думаю, не стоит обвинять российские общественные организации в том, что многие из них вынуждены осуществлять свою деятельность
на гранты (средства), предоставляемые зарубежными
благотворительными фондами. Многие зарубежные организации —
грантодатели поддерживают гражданское общество не только в России, но и во всем мире.
Однако, в настоящее время остро встает вопрос необходимости
начать реально строить собственную, российскую, систему поддержки
общественных организаций. Не на словах, а на деле поддерживать и развивать российское сообщество доноров, благотворителей,
меценатов. В этой связи очень интересно и важно мнение Президента
РФ: «Необходимо постепенно передавать негосударственному сектору
функции, которые государство не должно или не способно эффективно
выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде
регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно
действующие негосударственные организации могут обеспечивать
независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов,
непосредственно затрагивающих интересы граждан».
Я считаю, что это высказывание — определенный сигнал региональным
властям и элитам, указывающий на необходимость начать реальное
сотрудничество с представителями «третьего сектора». Вариантов,
такого сотрудничества может быть множество и опыт в России, есть
не малый. Это — создание городских благотворительных фондов,
соглашения о социальном партнерстве, внедрение механизмов
социального заказа и многое другое.
Высказываю свое резко отрицательное мнение о «Законодательных
предложениях Правительства РФ по изменению налогообложения
грантов». Считаю, эти действия не просто не обдуманными, а просто
вредными, способными уничтожить гражданские инициативы в российском обществе. Думаю, что Правительство не верно понимает и трактует идеи и слова Президента. Необходимо провести системные
изменения, в том числе и в налогообложении НКО, создать механизмы
финансирования российских НКО (соцзаказ и т.д.), механизмы
взаимовыгодного сотрудничества общественных организаций, власти,
НКО. Этот законопроект — «сырой». Нужно учесть мнения
представителей «Третьего» сектора. Сесть за стол переговоров или
провести переговорные площадки для выработки конструктивных
решений.
В части регистрации грантов, считаю идею вполне оправданной, ни чего страшного здесь нет. Представители власти регионов, обязаны
знать и в некоторой степени изучать, кто и как реализует
образовательные, правозащитные, информационные программы. Это
вопрос создания механизма и системы оценки уровня и эффективности
проводимых программ, особенно это, важно, в части образования и воспитания детей, молодежи. Считаю, что этим должны заниматься
профессионалы, психика детей — эта та область, где невозможно
допускать ошибки. Нас беспокоит и возросший процент лиц активно
занимающихся общественной и благотворительною деятельностью, в том числе работающих с детьми, имеющих в своей биографии
неоднократные судимости. Такие факты есть.
Я сейчас готовлю проект создания «Постоянной комиссии по благотворительной и грантовой деятельности в Алтайском крае» при
Краевом Совете народных депутатов. Считаю, что не нужно нагружать
администрации всех уровней, этой работой, достаточно, если этим
будет заниматься комиссия при крайсовете, у нее не будет
карательных функций, но оценку и мониторинг она будет проводить.
Я, надеюсь, что нам удастся создать эффективную модель
сотрудничества власти и общественных организаций, модель,
основанную на открытости, доверии, взаимоуважении и сотрудничестве, во имя блага наших граждан.
Евгений Семинихин