Соглашение об этом было подписано между рядом китайских предприятий и администрацией КПП "Алашанькоу" на проходившей с 1 по 5 сентября в городе Урумчи СУАР КНР Урумчийской торговоэкономической ярмарке. Китайские инвесторы обязуются вложить 150 млн. юаней инвестиций в строительство зоны общей площадью 5 квадратных км.
Создание беспошлинной зоны обосновывается необходимостью содействия развитию экономики, основанной на перерабатывающей промышленности и ориентирующейся на внешний рынок (т.е. на Казахстан и далее страны СНГ).
Как сообщает информагентство Синьхуа, "Алашанькоу" является вторым крупнейшим железнодорожным пограничным пунктом Китая, на который приходится около 90% внешнеторгового грузооборота Синьцзяна. В 2003 году он составил 7,56 млн. тонн, а в январе-августе текущего года превысил 5 млн. тонн.
Надо отметить, что в это же время идут казахстанско-китайские переговоры о создании международного торгового центра в районе КПП "Хоргос", также расположенного в Алматинской области.
Учитывая недавнее решение о размораживании автоперехода для тразитной торговли в Восточно-Казахстансокй области, можно говорить о возникшей в Китае ориентации на торговлю с Россией через используемую в качестве транзитной зоны территорию Казахстана. В этих условиях реализация проектов прямых российско-китайских транспортных развязок (автодорога через Алтайские горы) становится все менее актуальной - и действительно, побывавшая на Урумчийской ярмарке представительная делегация Сибирского федерального округа во главе с полпредом Леонидом Драчевским не может похвастаться столь же значимыми успехами - несмотря на высокий уровень чиновников и помпезную презентацию СФО, ничего определенного о проекте строительства автодороги сторонами так и не было сказано.