Так, прежде всего, отмечаются упаднические настроения на местах: за первое полугодие 2004-го в консолидированный бюджет муниципальных образований поступило собственных доходов 265.290 тыс. рублей, что при плане 297.588 тыс. руб. составило 89% исполнения.
По состоянию на 1 июля 2004 года общая сумма задолженности по налогам и сборам в Горном Алтае выросла еще на 50,7 миллиона. Так, наибольший рост задолженности сложился по Улаганскому, Онгудайскому и Кош-Агачскому районам. Темп роста задолженности за шесть месяцев 2004 года достиг в Улаганском районе - 803,4%, а в соседнем Кош-Агачском районе темп роста по недоимке достиг за это же время 1678,3%. Как отмечают специалисты, такого в истории Горного Алтая еще не было.
Специалисты республиканского Минфина отмечают, что такая ситуация стала возможна по причине абсолютной нереальности годовых прогнозных оценок. Экономисты, работающие на местах, планируют по принципу "от достигнутого" с применением коэффициента инфляции даже к тем доходам, поступление которых не зависит от ее уровня.
По справке, подготовленной в республиканском Минфине, в группе налоговых доходов наибольший удельный вес составляют на сегодня поступления налога на доходы физических лиц (или НДФЛ) - 67,3%, еще 10,5% приходится на долю налога на прибыль организаций, далее 7,5% - налоги на совокупный доход; по так называемым "неналоговым доходам" 50% поступлений обеспечено доходами от арендной платы.
В "Постскриптуме" приведена также разбивка по отдельным районам. Так, сообщается, что в Улаганском районе выполнение плана 1-го полугодия на 83,6% обеспечено за счет поступления НДФЛ, при этом темпы роста доходов на 131,5% по сравнению с 1-м полугодием 2003-го обеспечены за счет роста на 130,6% поступлений от НДФЛ. Рост поступлений от других доходов в совокупности составил 0,9% и не оказал существенного влияния на исполнение плана 1-го полугодия.
Выполнение плана по налогам на имущество составило в Улаганском районе всего лишь 37,5% - по причине задолженности предприятий и в связи с их неплатежеспособностью. Доходы от аренды составили 39,4% из-за слабого контроля со стороны экономического отдела районной администрации.
В Шебалинском районе на сегодняшний день заключено 6 договоров аренды, тогда как планировали заключить 10 таких договоров. В итоге доходы от аренды составили 75 процентов от запланированного.
В Усть-Коксинском районе на долю НДФЛ в собственных доходах приходится 75,7%, удельный вес по всем остальным доходам составляет 6% и менее.
В соседнем Усть-Канском районе основная доля поступлений доходов в 1-м полугодии (70%) также обеспечена за счет НДФЛ. Аналогичная картина - в высокогорном Кош-Агачском районе. А самый высокий прирост по НДФЛ достигнут в Онгудайском районе: 125,7 процента - там, замечают специалисты, похоже, было самое заметное повышение окладов.
Некоторые сдвиги произошли в последнее время только в Чойском районе, где план по налогу на прибыль выполнен в 1-м полугодии на 112,9 процента, по земельному налогу - на 223 процента, по госпошлине - на 207,1 процента, по доходам от аренды - на 116,9 процента, по доходам от предпринимательской деятельности - на 111,1 процента.
Любопытная картина складывается в Чемальском районе, и связана она с казусами в планировании и составлении районного бюджета. К примеру, единый налог по упрощенной системе налогообложения выполнен здесь на 87,8 процента, и в качестве возможной причины срыва специалисты республиканского Минфина называют завышение плана: по сравнению с прошлым годом произошел на самом деле значительный рост поступления налога - более 300 процентов.
Доходы от сдачи в аренду имущества составили в Чемальском районе 82,4 процента - это случилось по той причине, что план превышает фактическое поступление прошлого года в 5,5 (!) раз. А вот в Горно-Алтайске в разрезе всех видов налогов план выполнен только по земельному налогу (190,6%), но случилось это лишь потому, что нынче план был более чем в 1,5 раза ниже фактического поступления прошлого года. При этом, если не считать НДФЛ, доля остальных налогов составила по Горно-Алтайску всего лишь 10,8 процентов и также не оказала заметного влияния на выполнение плана 1-го полугодия.
Пессимистичная картина усугубляется прогнозами на будущее: так, приводятся выкладки составляющих, из которых, согласно изменениям в налоговом законодательстве, с 1 января 2005 года будут складываться местные и республиканский бюджеты. В частности, "этот закон... по сути дела ставит крест на органах местного самоуправления", - заявляет "Постскриптум". В доказательство такого предсказания еженедельник перечисляет налоговые источники доходов бюджетов разного уровня: так, по новому закону, к федеральным налогам и сборам относятся:
1) НДС;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Этим же законом определены региональные налоги, к которым относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Итого: три вида налогов, на которые будет жить республика с 1 января 2005 года.
Есть, наконец, еще два вида налогов, на которые будут жить муниципалитеты:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Похоже, делает вывод "Постскриптум", в самое ближайшее время республика почувствует все прелести приватизации жилья, а также сделок по регистрации прав на любую недвижимость: в муниципалитетах с людей нечего будет взять, кроме двух означенных налогов, и, судя по всему, их размеры будут устанавливаться произвольно.
Также, продолжает прогнозировать "Постскриптум", разорение производства будет продолжено: федералы вынуждают местных сотрудников фискальных органов драть с товаропроизводителей три шкуры за транспорт и остатки имущества. На местах оставляют, кроме того, русскую рулетку, преферанс, покер, "однорукого бандита", тотализатор на ипподроме и т.д. Из этого будет складываться республиканский бюджет.
Беспокоит, отмечает "Постскриптум", в первую очередь то, что основным источником доходов местных бюджетов был до последнего времени подоходный налог, и прирост к соответствующему периоду прошлого года достигнут только за счет индексации заработной платы работникам бюджетной сферы. Нет никакой аналитической работы по исполнению доходной части местного бюджета в разрезе источников, и соответственно - никаких конкретных мероприятий по обеспечению роста доходов.
В большинстве муниципалитетов преобладают иждивенческие настроения, в районных администрациях нет никакой заинтересованности в увеличении собственных доходов. Как собираются жить в органах местного самоуправления с 1 января 2005 года, на сегодняшний день не знает никто.