Top.Mail.Ru
18+

Московский политолог борис макаренко о политической ситуации в россии и прогнозах о создании супер-регионов на примере алтайско-кузбассой инициативы амана тулеева.

"Президент готовится к 2008 году", - заявил первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко с интервью "Родной газете".

- Борис Игоревич, инициативы президента по реформе выборной системы уже названы и новым курсом, и откатом к советскому прошлому. А как бы вы определили начинающуюся реформу власти?

- Что касается термина, то можно говорить и об укреплении вертикали власти, и об укреплении моноцентрической системы. Последний термин придуман в нашем центре, и он у нас в употреблении. На самом деле происходит дальнейшее уничтожение и без того слабой системы сдержек и противовесов. На мой взгляд, это дальнейший отрыв власти от общества. Потому что выборные губернаторы и одномандатные депутаты кроме всех прочих функций еще и посредники между властью и обществом. Выборные губернаторы - публичные политики, с одной стороны, способные донести снизу вверх чаяния, тревоги и страхи населения. С другой стороны, они могут в публичном поле "прикрыть" власть. Могут объяснить ее действия, прокомментировать, защитить.

Да, при хорошей политической погоде, когда рейтинг Путина остается высоким, нужда в подобных посредниках, по-видимому, невелика. Но если, не дай бог, доверие к федеральной власти упадет или в стране начнутся какие-то неблагоприятные процессы в экономике или в социальной сфере, а этого вполне можно ожидать в связи с начавшимися социальными реформами, отсутствие таких посредников может сыграть очень негативную роль.

- Оправданно ли, на ваш взгляд, то, что очередная реформа затевается, когда не завершены уже начатые?

- Я думаю, что Путин и его команда мыслят с точностью до наоборот. Она начата потому, что другие реформы не завершены и завершить их трудно. Например, трудно провести монетизацию льгот. Ведь она еще только заявлена. К тому же начали не с самого больного. Второй этап - отмена льгот в сфере ЖКХ - предусмотрительно отложен. Хотя монетизация льгот уже вызвала некоторое брожение даже в, казалось бы, стопроцентно послушной Госдуме. Имели место и некоторые, хотя достаточно слабые и разрозненные, протесты губернаторского корпуса. Вспомним заседание Госсовета по этому вопросу. Или инициативу дальневосточных губернаторов, их коллективное письмо. Однако даже это показалось для власти опасным и неприемлемым. И чтобы другим реформам было меньше сопротивления, затеяли новую реформу.

- А откуда у власти взялась уверенность, что, если губернаторы фактически будут назначаться Кремлем, проводить те же самые реформы будет проще?

- Законный вопрос. Логика власти понятна. Если губернатор назначен, значит, в любой момент его можно отозвать, он не станет сопротивляться. Он будет жестко проводить линию Центра. Такой губернатор не будет играть в игры, которые из Центра кажутся популистскими. В этом состоит плюс такой модели власти. Но есть и минус. Губернатор, избранный населением, будет искать способы, пользуясь западным политическим языком, продать эту реформу населению. Другими словами, убедить людей найти какие-то компенсаторные механизмы, как словесные, так и реальные. Станет подсказывать, как публично эту реформу подать и провести. Назначенный же губернатор будет брать под козырек. Думаю, что для проведения болезненных реформ такая вертикаль станет помехой, а не подспорьем. Особенно если в ее реализации наметятся трудности.

- Весь расчет власти на то, что назначенный Центром губернатор сломает любое сопротивление, любой социальный протест?

- Если примитивизировать, то логика власти определяется циничным выражением "пипл схавает". Губернатор будет продавливать, а "пипл схавает".

- Означают ли конец федерализма в России выборы губернаторов законодательными собраниями по представлению главы государства и отмена выборов по одномандатным округам?

- Формально нет. Потому что нам еще предстоят споры о том, конституционно или не конституционно такое назначение. Реально же федерализму конец. Потому что в России понятие "власть" синонимично понятию "исполнительная власть". Законодатели слабы и оппортунистичны. Ясно, что в подавляющем большинстве случаев голосование за предложенную Москвой безальтернативную кандидатуру будет чистой формальностью. А это очень серьезный сдвиг в сторону унитарной модели. Добавим еще один аспект. В русских регионах навязывание губернаторов из Москвы, может быть, кое-где вызовет глухое недовольство. Но не более того. В национальных республиках это может быть воспринято как ущемление национальных прав. А у нас и без того бесланская трагедия - это риск, что из бутылки вырвется джинн этнических конфликтов.

- Перемены не коснулись Совета Федерации. Ничего не сказано и относительно укрупнения регионов. Почему эти сюжеты обойдены молчанием? На первый взгляд это нелогично.

- С Советом Федерации придется какие-то перемены производить. Мы слышали только самую общую схему, но не имеем конкретных законопроектов. Ясно, что и сейчас легитимность сенаторов, мягко говоря, не очень высока. А с введением всей этой модели получится, что неизбранные губернаторы, да еще навязанные Москвой, формируют половину верхней палаты Федерального собрания. Здесь отход от принципа разделения властей уже будет очень серьезным. Так что надо переходить к прямым выборам членов Совета Федерации. Это не панацея, но если этого не сделать, то от легитимности верхней палаты не останется вообще ничего.

Об укрупнении регионов тоже ничего не сказано. Хотя, по-моему, логика здесь как раз есть. Если губернаторы назначаемы, то вопрос о том, укрупнять или не укрупнять регионы, становится едва ли не праздным. В любом случае губернаторов можно будет сбить в кучки. Сделать так, как Центру представится целесообразным. Или заставить их интегрироваться так, как Центру представится целесообразным.

- Назначить одного губернатора на два субъекта Федерации?

- По этому поводу мне вспоминается интервью Амана Тулеева "Политическому журналу". Оно меня немножко посмешило. Тулеев, обосновывая необходимость укрупнения регионов, говорил примерно следующее. Вот ерунда получается, у нас все норовят развивать производство зерна, которое здесь плохо растет. А в Алтайском крае все норовят добывать уголь, который у них нерентабелен. Если два субъекта Федерации слить, то будет их зерно и наш уголь и все будет замечательно.

Но, извините, у нас рынок. У нас единое экономическое пространство. Кто мешает покупать зерно в соседнем регионе, а туда продавать уголь? А то, что такие фразы появляются, свидетельствует только о том, что этот губернатор по-прежнему себя считает первым секретарем обкома, который отвечает за все. А уж за план по зерну и по углю - точно. Так что в этих планах укрупнения смысла было мало и раньше. А при такой реформе его становится еще меньше.


- Какие еще шаги в русле мобилизационной политики может сделать президент страны?

- Реформа направлена на укрепление моноцентризма власти. Несомненно, будут меры в области укрепления режимов безопасности в конкретных сферах, городах, аэропортах, на транспорте. Может последовать ужесточение миграционного законодательства. Но здесь я тоже скептик. На бумаге можно принять много чего. Можно совершить показательные акции, как недавно из Москвы выслали несколько десятков узбеков и таджиков. Но объективно крупные российские города нуждаются в дешевой рабочей силе. Популистские политики могут днем на митингах разглагольствовать о необходимости ужесточения миграционного режима, а на практике закрывать глаза на то, что такая дешевая рабочая сила, легальная или полулегальная, в широких масштабах используется на стройках, в торговле, в сфере услуг. Будет много шума, вырастут размеры взяток, которые мигрантам придется платить милиционерам. Но я не верю в то, что здесь произойдет принципиальный сдвиг. Российская экономика, как и европейская, и американская, в таких дешевых мигрантах объективно заинтересована. Если всех мигрантов сегодня привести в соответствие с требованиями нынешнего миграционного законодательства, их число сократится, а мы получим пустые овощные рынки с более высокими ценами как на ананасы, так и на картошку с капустой. Потому что это все сказки, что калужские колхозники смогут заменить азербайджанцев на московских рынках. Не смогут! Во всяком случае сразу. Также вырастут цены в строительной индустрии. Плюс возникнут проблемы с функционированием общественного транспорта.

- Рискнете ли вы дать прогноз, как скажется заявленный внутриполитический курс на состоянии гражданского общества и имидже России в мире?

- На состоянии гражданского общества, я думаю, он скажется отрицательно. Общественная палата станет еще одним марионеточным органом. В лучшем случае это будет клапан для выпуска пара. Я не исключаю, что в ее рамках могут рождаться какие-то достаточно разумные предложения и документы. Потому что в такой орган придут не только "представители общественности", но и эксперты. Они есть у бизнессообщества, у других сил. На самом деле инициатива создания общественной палаты есть, может быть, непрямая реакция на тот факт, что Дума перестала быть площадкой для широкого диалога, для цивилизованного конфликта вокруг принимаемых решений. В то же время создание параллельного органа, который не будет иметь ни полномочий, ни даже формального права отвергнуть спущенное сверху предложение, ничего не даст.

Порча имиджа России во внешнем мире зашла уже достаточно далеко. И следующий шаг не замедлит последовать.

- Допускаете ли вы, что перемены во внутренней политике связаны с подготовкой Владимира Путина к третьему президентскому сроку?

- Я бы сказал, что это подготовка Путина к 2008 году. В 2008 году, скорее всего, произойдет передача власти преемнику. Я думаю, что сам Путин искренне надеется, что в 2008 году у него будет достаточно авторитетный и дееспособный преемник, механизм гладкой передачи власти. Для этого нужно, чтобы машина работала эффективно, чтобы доверие общества к власти не упало до критического уровня, чтобы серьезной конкуренции проекту "Преемник" не возникло. Хотя фамилии его сегодня не знает даже сам президент. А вот если условий для успешной реализации операции "Преемник" не будет, тогда формулировка вашего вопроса вернется на повестку дня.

Беседовал Олег Назаров "РОДНАЯ ГАЗЕТА" N 37(72), 24 сентября 2004 г., полоса 3

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 2
Романов

27.09.2004 15:01

Все правильно, кроме проекта "преемник". Такую власть берут (и затем ее усиливают до самодержавной) не для того, чтобы ее отдавать. Это азбука.
комментатор

27.09.2004 16:43

КТО ПЛАТИТ? И КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?
Усилия однофамильца знаменитого педагога по "промыванию мозгов" соотечественников поддерживаются Московским Центром Карнеги. Среди источников финансирования деятельности "Фонда Карнеги за мир" официально указано около тридцати зарубежных организаций - "Дженерал Электрик", "Боинг", "Фонд Рокфеллера", "Фонд Форда" и тд, а также скромно - Yukos. В тексте статьи лично мне понравилась строчка (в предпоследнем вопросе) - "Порча имиджа России во внешнем мире зашла уже достаточно далеко".
Календарь
/ /
26.07.2024