Top.Mail.Ru
18+

Бывший глава республики алтай семен зубакин комментирует результаты проверки процесса восстановления разрушенного землетрясеним жилья.

В Правительство Российской Федерации поступило письмо первого заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в котором И. Простяков выражал обеспокоенность тем, что работы по ликвидации последствий землетрясения организованы в Республике Алтай неудовлетворительно. Игорь Игнатьевич подробно изложил ситуацию и попросил принять меры к наведению порядка.

Департамент государственного финансового контроля Минфина России поручил КРУ Минфина России в Алтайском крае провести проверку законности, эффективности и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на восстановление жилья, разрушенного землетрясением.

Материалы проведенной проверки свидетельствуют о том, что обеспокоенность должностных лиц органов власти и граждан была обоснованной. К сожалению можно отметить, что эта обеспокоенность в должной мере не коснулась всех тех, кто в Правительстве Республики и в подконтрольных ему организациях отвечал за работу по восстановлению жилья.

Рассматривая материалы проверки, я имею возможность расширить рамки анализа и сделать выводы, основываясь на своем опыте. Имею в виду не только опыт, приобретенный мною в системе государственного финансового контроля, но и весь жизненный опыт, включая, в первую очередь, работу Председателем Правительства Республики Алтай.

Считаю, что руководством Республики Алтай были допущены ошибки, которые повлекли за собой отдаленные негативные последствия. Конечно же, в декабре 2003 года действующим руководителям было трудно предвидеть то, к чему приведут их решения. Но на то и они поставлены, что бы в самых сложных ситуациях правильно просчитывать варианты и выбирать лучшие из них.

Но самое главное заключается в том, что ответственные работники Правительства Республики Алтай по настоящему не поняли, что произошло. Конечно же, они знали, что в республике имела место чрезвычайная ситуация. Но, видимо, не было глубокого, внутреннего понимания того, что эта "чрезвычайная ситуация" не закончилась с последними подземными толчками. Она продолжалась и будет продолжаться пока не будут ликвидированы ее отдаленные последствия. Поэтому, ответственным работникам Правительства Республики Алтай необходимо было работать в режиме чрезвычайной ситуации все это время. А это значит, в первую очередь, находить и претворять в жизнь необычные, но наиболее эффективные решения.

Из всего того, что знаю о ситуации в Республике Алтай после землетрясений, могу сделать вывод, что чрезвычайные проблемы решались через обычные подходы, приемы и методы.

Ни кто не проанализировал все составляющие будущего строительства жилых домов с учетом задач, поставленных чрезвычайной ситуацией.

Ведь очевидно, что процесс строительства деревянных жилых домов можно разбить на две составляющих. Первое - изготовление срубов и комплектование их всеми деревянным наборами (комплект для пола - половые лаги, половая рейка; соответственно комплекты для потолочного и чердачного перекрытия, для веранды и т.д.). Второе - устройство фундаментов, сборка срубов на шканты и паклю, плотницкие и отделочные работы. Необходимо было отобрать, в первую очередь, изготовителей срубов с комплектами на территории Республики Алтай. Если есть сомнения в том, что наши мелкие и "разномастные" действующие и потенциальные изготовители срубов не смогут в необходимый срок и при соблюдении требуемого качества изготовить определенное количество комплектов, то можно было подыскать мощную специализированную организацию на стороне, которая способна быстро и качественно, с применением соответствующих механизмов "настрогать" требуемое количество срубов и комплектов к ним.

Больше склоняюсь к тому, что изготовление срубов и комплектов к ним, при надлежащих организационных способностях, можно было осуществить на территории Республики Алтай и с привлечением местных предприятий. Например - лесхозов, которые имеют определенную базу для такой работы.

Что же происходило в нашем регионе. Конкурс по отбору строительных организаций для восстановления жилья проведен по ранее опробованному сценарию, с применением старых подходов и мерок. Победителями определили 18 организаций. Даже поверхностный анализ информации по фирмам-победителям дает основания для выводов о том, что только 4 организации обладали минимумом мощностей для осуществления строительных работ.

Остальные - не строительные организации, а мелкие предприниматели, которые занимались какими то другими вопросами и "промышляли" попутно небольшими строительными "халтурками".

Финансовое состояние будущих строителей не изучали, поэтому среди четырех "крупных" конкурс выиграло предприятие "со стороны", имеющее задолженность перед поставщиками и подрядчиками в сумме 120 миллионов рублей.

Кстати, очень сомневаюсь в платежеспособности других победителей конкурса на строительство жилых домов. По действующему законодательству заказчик строительства может авансировать строительные организации только в размере 30 процентов от расчетной стоимости будущего строительства. Остальные средства, необходимые для обеспечения строительного процесса, должен изыскивать подрядчик - строитель: из собственных резервов или за счет банковского кредита. Ревизорами отмечено существенное нарушение - организаторы конкурса не потребовали от соискателей специальных банковских гарантий, обеспечивающих безусловное получение необходимых кредитов при получении по конкурсу подряда на строительство. У небольших организаций нет опытных специалистов, проверенных строительных рабочих. Отсутствуют запасы материалов, нет собственных средств и реальных возможностей получения кредита. В старину, когда давали характеристику никчемному человеку, то говорили: "У него дыра в кармане и вошь на аркане". Боюсь, что большинству ИП и ЧП, привлеченным для строительства жилья подходит подобная характеристика. Можно добавить, что кроме дыры в одном кармане, у горе-строителя в другом кармане лежит печать, а на аркане - некий благодетель из Правительства Республики Алтай. И больше ничего.

Что уж говорить, если 8 победителей конкурса не имели право на осуществление строительной деятельности в роли генподрядчика: ЧП "Джамалов", МУП ЖКХ-2 (Кош-Агач), МУП ЖКХ (Кош-Агач), ИП "Манаспаева", ИП "Мурзагулова", ИП БОЮЛ "Бегембеков", ИП БОЮЛ "Шестаков", ЭДСК "Новоалтайский". Как видите - "масштаб" строительных организаций невелик: ЧП - частное предприятие, ИП - индивидуальное предприятие, ИП БОЮЛ - индивидуальное предприятие без образования юридического лица, МУП - муниципальное унитарное предприятие.

Как они будут заниматься всем и вся при отсутствии права привлечения, например, электриков?

Заказали срубы и пиломатериалы, кто где может, не имея средств на их оплату в полном размере, ждали, когда появится реальная возможность приступать к строительству. Предполагаю, что качество срубов и пиломатериалов по известным причинам будет низким. Представляю, какие "сливки" работяг-строителей собрали в Кош-Агаче, Бельтире, Мухор-Тархате, Акташе, где их поселили. Каким образом был организован их быт, питание. Каждая строительная организация организовывала это по своему, исходя из имеющихся ресурсов.

Не обошлось без пьяных загулов, воровства строительных материалов. Все это породило разброд и хаос, существенно затормозило строительство. Думаю, что ответственные сотрудники должны были учитывать все, в том числе эти "житейские" негативные факторы и максимально централизовать все процессы.

При разделении на два этапа и организации изготовления и закупки срубов отдельно от основного строительного процесса можно было бы избежать негативных последствий от неуправляемого, неорганизованного процесса изготовления срубов по заказу разрозненных строительных организаций, к тому же, не имеющих достаточного объема средств. Заготовку (закупку) срубов в комплекте можно было провести через УКС, путем оплаты после надлежащей приемки из средств, имеющихся в распоряжении Правительства Республики Алтай.

Число строительных организаций следовало свести до трех - пяти. Они должны были обладать соответствующими денежными, материальными и трудовыми ресурсами. Для них необходимо было создать часть общей инфраструктуры: обеспечение жильем и питанием строителей на месте, предоставление через централизованный субподряд строительных механизмов. Наверняка каждая фирма и "фирмочка" разыскивала экскаватор для земляных работ, везла собственную бетономешалку и т.д.

Трудно эти условия выполнить? Да, трудно. Но это те условия, при выполнении которых можно было бы решить задачи обеспечения всех пострадавших качественным жильем и в более короткий срок. Иного не дано. Не смогли обеспечить - пеняйте на себя. Вот во всем этом и заключается особый подход, который вызван чрезвычайной ситуацией. Известно, что Правительство Республики Алтай с незапамятных времен имеет в своем подчинении Управление капитального строительства, которое организованно "вело" все объекты, строительство которых осуществлялось за счет республиканского и федерального бюджетов. Лет двадцать назад УКС организовывал строительство до сотни объектов, что в несколько раз больше чем сейчас. В Управлении сформировался хороший коллектив, составленный из опытных специалистов. По крайней мере это было так до начала 2002 года.

Встает правомерный вопрос, почему не поручили ведение работ по восстановлению жилья граждан действующей организации, а создали постановлением Правительства Республики Алтай от 5 декабря 2003 года новый, специализированный на восстановительных работах УКС-2?

Было бы разумнее увеличить численность "старого" Управления капитального строительства и поручить ему восстановительные работы.

Из материалов проверки, проведенной КРУ видно, что ушло значительное время на становление новой организации (регистрация юридического лица, открытие счета в КБ ЗЕНИТ и лицевого счета в Управлении федерального казначейства, получение средств на начало работы и т.д.). Лицензия на ведение строительных работ получена УКСом-2 только 9 февраля 2004 года. Следовательно, к работе УКС-2 мог приступить только в феврале 2004 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации по выделению средств на восстановительные работы было принято 3 ноября 2004 года. Три месяца ушло на волокиту по созданию УКСа-2.

В УКС-2 пришли новые люди, не имеющие соответствующего опыта и допустившие ряд существенных ошибок.

Неужели Н.М. Москалев не мог предвидеть негативных последствий от решения по созданию еще одного, "нового" УКС-2 ? Предполагаю, что все сделано "со знанием дела" и с целью "пристройки" на новое "руководящее кресло" "своего" человека без учета негативных последствий для Республики Алтай и пострадавшего населения. Приведу примеры негативных последствий.

Как известно, одной из основных функций УКСов является осуществление технического надзора при работе с подрядчиками. Поэтому и функция технадзора предусмотрена в Уставе государственного учреждения УКС-2, созданного по решению Правительства Республики Алтай. Видимо, УКС-2 не готов был осуществлять технадзор по причине отсутствия кадров соответствующей квалификации. Поэтому, заключил договор на ведение работы по технадзору с территориальным управлением Госстроя России в Сибирском федеральном округе и перечислил якобы за выполненные работы территориальному управлению 100 тысяч рублей из средств, полученных на ликвидацию последствий землетрясений. Работы по договору не проводились. По выводам КРУ 100 тыс. руб. израсходованы неправомерно.

По действующим нормативным правовым документам УКС-2 мог направить на свое содержание из средств, выделенных на ликвидацию последствий землетрясений только 1,2 %, а фактически предусмотрел 2,33 % и потратил больше положенного 614,5 тыс. рублей.

Проверкой установлены многочисленные факты нарушений и незаконных расходов бюджетных средств, ответственность за которые лежит не только на УКС-2, но и на Правительстве Республике Алтай и его должностных лицах.

Так, конкурсная комиссия определила, что стоимость строительства одного квадратного метра жилья должна была составить 6200 рублей за 1 квадратный метр. Фактически же средняя стоимость строительства определена договорами с разными подрядчиками от 4550 рулей (ОАО СПК "Омскагропромстрой - 3") до 7298 рублей за 1 квадратный метр (ОАО "Шебалинская ПМК "Водстрой"). Руководитель УКС-2 Борзихин С.П. в своей объяснительной написал ревизорам, что разница в стоимости строительства вызвана тем, что строительство домов ведется в разных условиях и затраты на доставку строительных материалов значительно отличаются. Документы свидетельствуют о том, что указанная разница имела место тогда, когда строительство велось в одном и том же месте. Можно предположить, что не зря прокуратурой Республики Алтай по материалам проверки КРУ возбуждено 5 уголовных дел.

Из материалов проверки следует, что стоимость работ, выполненных подрядчиками завышена по сравнению с установленной при проведении конкурса и в результате этого необоснованные выплаты подрядчикам составили только за март 2004 года 10,4 млн. руб. При определении размеров строящегося жилья для каждого пострадавшего домовладельца допущено завышение по сравнению с утраченным жильем, что в пересчете на рубли составляет 3,3 млн. рублей.

В результате общего завышения площади строящегося жилья потери средств могут составить 6,7 млн. рублей.

Необоснованные расходы на строительство жилья для одного жителя Кош-Агачского района, который не имел до землетрясения жилья, составят 252 тыс. руб. Восстановление одного и того же жилья дважды включено по разным подрядчикам, что могло бы привести к потерям бюджетных средств в размере 970,2 тыс. рублей. Надеемся, что соответствующие органы власти и должностные лица примут меры по устранению ошибок и предотвратят необоснованные расходы.

К сожалению, допущены также ошибки, которые уже не исправить. И последствия от них самые тяжелые - нарушение сроков ввода жилья, плохое качество строительства. Что необходимо было делать для избежания негативных последствий ?

1. Закупить централизованно срубы в комплекте и сосредоточить их на складе УКСа.

2. Провести конкурс и определить 3 - 5 наиболее мощных подрядчика, которые бы имели собственную материальную базу, оборотные средства, квалифицированную рабочую силу.

3. Заключить с подрядчиками соответствующий контракт, в котором предусмотреть то, что строительство должно вестись на основе комплектов срубов, полученных от заказчика (УКСа).

4. Передать строительным организациям комплекты срубов и выделить им авансы на строительные работы.

В таком случае, при надлежащей организации работы, удалось бы улучшить качество строительства, ускорить его, решить проблему с недостаточность оборотных средств. Это не было сделано.

Небольшие строительные организации (если они ими являются) получив авансы на ведение строительных работ потратили их в основном на приобретение срубов. На остальное денег не было и все строительство встало. УКС-2 был вынужден произвести дополнительные необоснованные перечисления средств заказчикам в виде авансов. Работа несколько продвинулась и вновь прекратилась. В результате этого образовалась завышенная задолженность строительных организаций в сумме 17 млн. рублей. В связи с отсутствием необходимых средств строительные организации пошли на приписки выполненных работ. В Акты выполненных работ включали земляные работы, работы по теплоизоляции, завышали площадь рубленых стен, приписывали невыполненные работы по полам, кровле, потолочным перекрытиям, верандам и т.д. УКС-2 не контролировал объем выполненных работ, принимал приписки и оплачивал их. В результате необоснованные расходы бюджетных средств составили 2,5 млн. рублей. Так, только ПМК "Восточная" по жилому дому N 6 в Бельтире сделала приписки на 362484 рублей, в том числе предъявила к оплате, но не выполнила работы по стенам - на 98053 рубля, перегородкам - 10755 руб., перекрытиям - 126192 руб., проемам - 33596 руб., полам - 12013 руб., внутренней отделке - 38753 руб., веранде - 43122 руб. ОАО "Шебалинская ПМК "Водстрой" приписала работы на 440193 руб., в том числе по фундаменту - на 18076 руб., стенам - 276083 руб., перекрытиям - 146034 руб. В целом же, проведенными контрольными замерами обнаружены следующее число приписок: по фундаментам - 7 случаев, стенам - 6 случаев, проемам - 2, полам - 2, внутренней отделке - 2, наружной отделке - 2, перегородкам - 7, перекрытиям - 7, чердачным перекрытиям - 3, обрешетка - 1, стропила - 1, кровля - 1, наличники - 1, веранда - 6. Почему то строителям и работникам УКСа нравились "пририсованные" на бумаге веранды. Видимо, без них акт приемки выполненных работ казался не совсем красивым и завершенным.

Из этого следует, что порой не было фундамента, стен, внутренних перегородок, полов, перекрытий, проемов, внутренней отделки, веранды. То есть на месте дома ничего не было, а по бумагам он стоял с верандой, крышей и внутренней отделкой. Работники УКСа ставили подпись о приемке якобы выполненных работ и, затем, оплачивали их. Согласитесь, для того, что бы не заметить, что дома нет, необходимы существенные обстоятельства.

Проверка проводилась в июне текущего года и зафиксировала в акте неправомерное расходование средств федерального бюджета на сумму 13, 6 млн. рублей. Кроме того выявлены другие финансовые нарушения на сумму 30 млн. рублей, которые могут быть исправлены в дальнейшей работе.

Из федерального бюджета на счет Министерства финансов Республики Алтай 10 декабря 2003 года поступило на восстановление разрушенного жилья граждан 86,2 млн. рублей. 24 марта 2004 года были перечислены первые авансы строителям. То есть три с половиной месяца ушло на подготовку. Не много ли в условиях чрезвычайной ситуации ? Обратите внимание, что при работе с суммой средств, поступившей из федерального бюджета и равной 86,2 млн. рублей органы власти Республики Алтай, должностные лица и подведомственные организации допустили нарушения на сумму 43,6 млн. рублей, то есть огрехи в работе составили 50 %.

По состоянию на 31 мая 2004 года подрядчикам было перечислено на строительство 42,8 млн. рублей. Подрядчики представили акты выполненных работ только на 25,8 млн. рублей, т.е. 17 млн. рублей государственных средств остались в распоряжении строителей и не были освоены. Из "освоенных" 25,8 млн. рублей - 2,5 млн. приписки и 10,4 млн. рублей переплата по завышенным площадям. То есть неправомерные расходы составили ровно 50%. Не слишком ли большая "утруска" и "усушка"? И это только за три месяца активной работы с деньгами. И это только там где проверили. А что с деньгами в тех местах, где еще проверки не было ?

Остается только надеяться, что вместе с наиболее активными и неравнодушными гражданами, с прессой и работниками контрольных, правоохранительных органов и с участием судебной системы мы сможем остановить этот беспредел.

Семен Зубакин, 28 сентября 2004 года.
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
Андрей

01.10.2004 18:33

А че хотел то Зубакин сказать то, я так и не понял?
Календарь
/ /
26.07.2024