В адрес депутата Государственной Думы от Барнаула
Владимира Рыжкова поступило обращение от ряда редакторов
средств массовой информации, — сообщила 18 октября пресс-служба
депутата, — по их мнению, данный Закон заключает в себе попытку
ввести политическую цензуру с помощью экономических механизмов
(имена скромных борцов за свободу СМИ из числа гг. редакторов не озвучены).
Владимир Рыжков подготовил правовое заключение по этому
Закону (текст заключения депутата его сотрудниками не распространен, приведенный текст этого документа получен из неофициальных источников). По мнению депутата, Закон содержит массу
противоречий и нестыковок с действующим законодательством. Таким
образом, проект Закона Алтайского края «Об экономической
поддержке средств массовой информации в Алтайском крае» является
противоречивым и не соответствующим действующему
законотворчеству, что исключает его принятие, считает депутат от Барнаула.
Владимир Рыжков обратился к начальнику Главного управления
Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю Владимиру Комарову с просьбой учесть его заключение при окончательной проверке
редакции проекта Закона на предмет соответствия законам и нормам
Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ЗАКОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ».
Проект Закона Алтайского края «Об экономической поддержке средств
массовой информации в Алтайском крае» (далее Проект) содержит
определенные противоречия и не соответствует действующему
законодательству.
1. Несоответствие Проекта Закона Алтайского края действующему
законодательству выражается прежде всего в том, что
п. 1 ст.1 нового Закона распространяется на средства массовой
информации, являющиеся юридическими лицами. Согласно же ст. 2
Закона РФ «О средствах массовой информации», под средством
массовой информации понимается периодическое печатное издание,
радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная
форма периодического распространения массовой информации. С учетом ст. 128 Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что
средство массовой информации является объектом гражданских прав,
а не субъектом правоотношений, на которые может распространяться
данный закон. Субъектом же может выступать редакция средства
массовой информации.
2. Противоречивость норм проекта прослеживается при сравнении
Преамбулы и ст.1 Проекта. Так, Преамбула содержит положение, на основе которого Закон регулирует порядок экономической поддержки
краевых, районных, межрайонных, городских печатных и электронных
средств массовой информации. Согласно п. ст.1 Закон
распространяется на, краевые, районные, межрайонные, городские
печатные и электронные средства массовой информации, являющиеся
юридическими лицами и учредителями которых являются органы
государственной власти Алтайского края и (или) органы местного
самоуправления. Таким образом, ст.1 ограничивает круг отношений,
регулируемых Законом, определенный в преамбуле.
Кроме того, указанная норма ст. 1 Проекта также противоречит ст.
7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»
Нарушением вышеуказанной нормы Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
также является то, что, согласно п.2 ст.4 и п.2 ст.5 Проекта,
участвовать в конкурсе на получение грантов вправе газета
«Алтайская правда», районные и городские газеты. При этом данного
права лишены иные (кроме «Алтайской правды») краевые печатные
средства массовой информации.
3. Ограничивая сферу применения нормативного акта так, как это
сделано в ст. 1 Проекта, а именно путем его распространения на узкий круг объектов гражданского оборота (средств массовой
информации), разработчики Проекта в качестве учредителей СМИ
указывают органы государственной власти и местного самоуправления.
Однако такая формулировка не соответствует ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в силу
которой учредителями последних являются не органы государственной
власти и управления, а РФ, субъект РФ или муниципальное
образование. Аналогичный вывод может быть сделан применительно к учреждению СМИ.
Также необходимо отметить, что из буквального толкования п. 2
ст.1 Проекта очевиден вывод о том, что существуют государственные
и муниципальные СМИ эротического и развлекательного характера, на которые действия проекта не распространяется.
4. В ст. 3 Проекта дан исчерпывающий перечень форм экономической
поддержки средств массовой информации, о чем свидетельствует
словосочетание п. 2 ст. 3: «средств, направляемых исключительно
на…», а также перечислены конкретные способы осуществления
экономической поддержки, список которых является также закрытым.
Далее в ст. 4 Проекта предусмотрены дополнительные формы, что
расширяет указанные перечни и изменяют размеры экономической
поддержки для краевых печатных средств массовой информации,
являющихся источниками официального опубликования правовых актов
и иной официальной информации органов государственной власти
Алтайского края. Таким образом, норма п.1 ст. 4 противоречит ст.
3 Проекта.
5. Ст. 4 Проекта не соответствует действующему законодательству,
а именно ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках»
Таким образом, Проект Закона Алтайского края «Об экономической
поддержке средств массовой информации в Алтайском крае» является
противоречивым и несоответствующим действующему законодательству,
что исключает его принятие.
18.10.2004 14:30
18.10.2004 14:45
18.10.2004 14:54
18.10.2004 15:11
18.10.2004 16:41
18.10.2004 16:41
18.10.2004 17:19
19.10.2004 09:44