ПОЛПРЕДСТВО: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
Сенсацией сибирского масштаба стала неожиданная смена полномочного представителя президента. На месте тихого и скромного Л. Драчевского появилась куда более колоритная фигура бывшего начальника Генерального штаба А. Квашнина, вызвав неподдельный интерес прессы. Как же понимать сей факт?
С одной стороны, ряд экспертов утверждает, что институт полпредов президента скоро должен благополучно кануть в Лету, так как новая система назначения губернаторов сделает его ненужным. Ведь их главная задача - держать под контролем глав регионов, теперь же они целиком и полностью будут зависеть от Москвы, которой не нужны лишние посредники. Поэтому, мол, эти посты превращаются в место почетной ссылки для неудачников. И в качестве наглядного примера приводится А. Квашнин.
Однако понаблюдав за развитием событий и немного поразмыслив, мы бы не спешили со столь опрометчивыми заявлениями. В первую очередь заставляет задуматься следующий факт: ни поведение Квашнина, ни поведение глав сибирских регионов не дают и тени намека на то, что новый полпред является "декабристом", сосланным в Сибирь. Скорее наоборот: активные поездки по территории округа, неподдельное желание поскорее войти в курс дел, роскошные приемы, организуемые главами регионов (например, в Красноярске его встречали с куда большим почетом, нежели в свое время Путина): Как говаривал известный герой, это ж-ж-ж - неспроста! Судя по всему, "генерал-губернатору" уготована весьма существенная роль. В чем же она заключается? Явно не в присмотре за оборонными мощностями, как это было объявлено в комментариях официальных лиц. Предположим, что в ближайшее время значение полпредов существенно возрастет. Связано это будет, естественно, с мероприятиями по укреплению вертикали власти.
Поясним. Дело в том, что, взяв на себя обязанность назначения губернаторов, президент взвалил на себя колоссальную ответственность. И если раньше в случае возникновения проблем в том или ином регионе крайними считались губернаторы (а косвенно - народ, их выбравший), то теперь во всем будет виноват глава государства. Это значит, что сегодня, в период подготовки к реализации нововведений, необходимо чрезвычайно тщательно подойти к "кастингу" кандидатов в губернаторы. Ошибки быть не должно. Разумеется, для этого нужно учесть множество факторов: популярность среди народа и региональной элиты, деловые качества, знание региона и даже такой "пустячок", как порядочность (только не обвиняйте меня в наивности). Проконтролировать все эти параметры из Москвы невозможно. Нужно строгое и беспристрастное жюри на местах. Вот вам и работа для полпреда. Допустим, мероприятия по укреплению вертикали власти закончились: все губернаторы дружно подали в отставку, чтобы дать президенту возможность назначить человека, которому он доверяет, региональные законодатели не менее дружно проголосовали за эту кандидатуру, механизм заработал. Но и тогда полпреды будут еще долго нужны Кремлю. Причина проста: постоянно (ежедневно, ежеминутно...) управлять из Москвы 88 субъектами физически невозможно, нужно некое передаточное звено для координации, контроля и устрашения назначенцев. Здесь нужно сделать не совсем лирическое отступление. Очевидно, что мероприятия по укреплению вертикали власти вызваны не личной прихотью Путина, а объективной исторической необходимостью. Они направлены на решение стратегической задачи - сохранение целостности российского государства, которому уже давно пытаются ставить смертельный диагноз наши зарубежные "заклятые друзья" (согласно прогнозам ЦРУ к 2015 году наша страна должна развалиться на 7-8 частей). Именно поэтому централизация была в штыки встречена на Западе, которому сильная и единая Россия (да простит меня "ЕдРо" за плагиат) совсем не нужна. Как следствие - волну критики подняли и российские политики прозападной ориентации (и, соответственно, получающие оттуда разнообразную поддержку). Впрочем, аргументы оппозиции не лишены логики. Действительно, есть опасность, что реформы могут попасть под действие знаменитой формулы В. Черномырдина - хотели как лучше, а получилось как всегда. Во-первых, губернаторы-назначенцы получат очень большие полномочия. В частности, по прогнозам, им будут подчиняться все региональные силовые структуры. Во-вторых, они могут пренебрегать интересами населения региона, ведь их судьба все равно решается в Кремле. В этой ситуации не согрешит только святой, а таких, как известно, в российской политической элите никогда не было. Единственное спасение от коррупции и злоупотреблений на местах - установление жесткого и тотального контроля за главами регионов, предоставление расширенных полномочий их кураторам - полпредам. Есть и вторая задача, которую тоже придется решать полпредам, - объединение регионов. Процесс этот сложный, болезненный и трудоемкий. Сами субъекты справиться с ним самостоятельно не смогут (а многие и не захотят). Следовательно, к нему должна будет подключиться нейтральная сила, своеобразный арбитр, наделенный серьезными полномочиями. На эту роль опять-таки подходит только полпред.
Поскольку укрупнение регионов растянется на длительный срок, можно не сомневаться, что институт полпредов сохранится столь же долго. Он перестанет быть нужным только тогда, когда количество субъектов РФ существенно сократится, а механизмы контроля за работой назначенных губернаторов станут эффективными.
По слухам, Анатолию Квашнину было на выбор предложено три варианта: член Совета безопасности, представитель России при НАТО и полномочный представитель президента. Генерал выбрал последний, доказав, что не зря занимался стратегическим планированием. Ведь первые два поста - традиционное пристанище для вышедших в тираж государственных деятелей ельцинской эпохи, во многом виновных в доведении России до ее сегодняшнего состояния. Например, в том же Совбезе числится экс-министр МВД В. Рушайло, получивший красноречивое прозвище Разрушайло. Квашнин явно не хотел оказаться в этой компании и выбрал себе пусть и новое для себя, но куда более перспективное занятие, возможно, положив начало не менее стремительной политической карьере.
04.11.2004 12:22
04.11.2004 12:27
04.11.2004 12:38
04.11.2004 13:37
... и кто ее читает?
04.11.2004 13:47
04.11.2004 13:51
04.11.2004 14:55
2. Квашнин это типичный московский "паркетный" генерал. Это особые люди, которые имеют особый взгляд на жизнь, у них очень специфические жизненные ценности. Думаю, что каждый гражданский, кто с ним пообщается поймет специфику этих людей, их мышление. Страшно не то что такие люди есть, страшно, что они во власти.
04.11.2004 15:15
04.11.2004 15:20
04.11.2004 18:08
08.11.2004 14:34