Программа мероприятия была простой: сначала авторы бюджета рассказали депутатам (не всем - несколько кресел в большом зале крайадминистрации были пустыми) о написанном ими документе, после - депутаты высказали о том свое мнение.
Череду докладов по бюджету-2005 начал председатель комитета крайсовета по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко: сразу признавшись, что документ "пока еще далек от совершенства и подлежит дальнейшей доработке", депутат тем не менее напомнил, что итогом существования бюджета должно стать улучшение уровня жизни граждан и развитие экономики края.
Секрет нового бюджета раскрыл вице-губернатор Сергей Тен: по его словам, этот документ писался с учетом принципиально новых подходов (в частности, речь в докладе Тена шла о мерах балансировки за счет повышения эффективности расходов) - при этом вице-губернатор оперировал цифрой "почти в 1 млрд. 30 млн. рублей" (как известно, этот принципиально новый подход предполагает, что такая сумма денег должна быть направлена в реальный сектор экономики - по программе стимулирования предприятий, которая, ожидается, в итоге приведет к росту экономики в общем и заработной платы в частности). "Если механизм сработает, - вещал с трибуны вице-губернатор, - ситуация улучшится". Произнеся свой полный надежд доклад, Сергей Тен обратился к депутатам: "Прошу одобрить и принять новые подходы к формированию бюджета".
Перед депутатами отчитались председатель комитета по финансам администрации края Владимир Притупов и его заместители - из их докладов выяснилось, что напряженными доходы краевого бюджета являются еще и от того, что районам и городам края уже передали те полномочия по налогам (в частности, земельному, госпошлине), которые, по федеральному законодательству, должны перейти на места только с первого января 2006 года: "Чтобы там за год наработали налоговую базу", - была мотивировка такого решения.
После этого начала выступать другая "принимающая" отчет сторона. Так, наиболее частой претензией к разработчикам бюджета была непрозрачность документа: "Хотелось бы попросить четко прописать правила игры, потому как многие мероприятия финансируются из краевого бюджета, - обратился к разработчикам председатель Счетной палаты Владимир Олейников, - хотелось бы, чтобы закон о бюджете был прямого действия - чтобы меньше в нем было записей, позволяющих неэффективно расходовать деньги".
Олейникова поддержал и лидер фракции "единороссов" в крайсовете Николай Рыжак - отметив более четко расписанные вопросы долговых обязательств и структуру межбюджетных трансфертов, депутат тем не менее высказался: "Непрозрачность расходов не позволяет определить конкретную сумму, выделенную даже на финансирование команд "Динамо" и "Мотор". Если расходы, прописанные в бюджете, сравнивать в книгой, то сейчас это - только ее обложка и оглавление". После короткой лекции по уровням классификаций расходов, Николай Рыжак сделал вывод: алтайский бюджет - самый непрозрачный по Сибирскому Федеральному округу. "Необходима более подробная детализация - это обязательной условие для принятия документа в первом чтении", - поставил условие Николай Рыжак.
Кроме того, по мнению "единоросса", доходы в бюджете сильно занижены: так, доходная часть только по двум видам налога (на прибыль и на доходы физических лиц) может быть увеличена на 445 млн. рублей; на 200 млн. рублей может быть увеличен сбор по транспортному налогу, акцизам на ликероводочную продукцию, спирт, налогу на игорный бизнес. При таком раскладе увеличение доходной части бюджета может случиться на 1 млрд. 750 млн. рублей.
По мнению Николая Рыжака, краю не страшно заявить о дефиците в бюджете-2005, потому как его легко можно покрыть за счет внутренних резервов. Например, при приватизаци (общий доход от которой, гласит бюджет, ожидается в 35 млн. рублей) только одних газораспределительных сетей выручка составит не менее 500 млн. рублей. "Эту сумму, - сказал Рыжак, - нужно сразу включить в доходную статью, чтобы продолжить строительство". Всего же, как сказал Рыжак, размер "безобидного" для края дефицита, покрываемый за счет собственных средств, может составить порядка 650 млн. рублей.
Николай Рыжак высказался за идею о субсидиях предприятиям реального сектора экономики - отметив только, что еще "предстоит разработать необходимые механизмы".
Замечания депутатов о непрозрачности документа пресек Владимир Германенко: "Критика верна, но это ведь пока только первое чтение", - заметил сенатор. Говоря о возможных дополнительных источниках доходов, Германенко предложил: "О трансфертах из федерального центра думать уже поздно, а вот по федеральным программам поработать еще можно. Кроме того, в центре оставлены 5 млрд. рублей для тех регионов, у которых возникнут проблемы с монетизацией и повышением зарплаты. Но чтобы рассчитывать на часть этих денег, в нашем бюджете должен быть заложен дефицит".
Также Владимир Германенко высказался в том духе, что "смело нужно отдавать миллиард на поддержку реального сектора экономики". Кстати, говоря о небюджетной поддержке, сенатор напомнил присутствующим, что в крае существует (но почему-то не работает) закон, принятый еще в 1996 году и предусматривающий снижение налогов предприятий при росте объема их производства.
"Нет повести печальнее на свете, чем повесть о неисполенном бюджете", - грустно пошутил на прощание Владимир Германенко.
Завершила первые депутатские слушания по бюджету реплика председателя крайсовета Александра Назарчука, обращенная к заместителю главы администрации Сергею Тену: "Поддерживаю сам принцип о создании благоприятных условий хозяйствования. Но только на основании законов Алтайского края! С какой стати предоставлять льготы, если предприятие поднимает зарплату рабочим?! Так что просьба всем: выверить все положения, которые могли бы соответсвовать принципу создания благоприятных условий и при этом отвечали бы нашим законам."
Завершились слушания депутатским решением: замечания обобщить и направить в крайадминистрацию. Чиновникам - доработать и представить в КСНД на первое чтение.