Константин Емешин считает, что «проблема повышения эффективности
работы Алтайского краевого Совета народных депутатов
актуальна. Но перевод всех депутатов на штатную основу эту
проблему не решит. Целесообразно усилить интеллектуальное
обеспечение управления краем и создать «Институт
регионального законодательства».
В связи с предложением
региональной организации партии «Единение»
перевести всех депутатов Алтайского краевого Совета народных
депутатов на штатную основу председатель правления АКОО
«Школа реальной политики» Константин Емешин распространил
следующий комментарий:
«Напомню, что с 2004 года в краевом Совете 68 депутатских кресел.
Из них на штатной основе работают председатель и заместитель
председателя крайсовета, семь председателей и пять заместителей
председателей комитетов. Всего, таким образом, на штатной основе
работают — 14 депутатов. В предыдущем составе Совета эта цифра
была в два раза меньше — 7 депутатов из пятидесяти. В начале
девяностых годов на 225 депутатов было всего два штатных
депутата. Первый рывок был сделан в 1991 году, когда вновь
избранный председатель крайсовета Александр Суриков ввел штатные
должности пяти председателей комитетов. Новый рывок штатной
численности был сделан в 2004 году. И вот теперь, через одну из партий, в общественное мнение вбрасывается идея — перевести всех
краевых депутатов на штатную основу. Подобная идея в России уже
реализована с 1993 года в Государственной Думе России — все 450
депутатов работают на штатной основе. Авторы из партии «Единение»
обосновывают свое предложение тем, что на октябрьской и ноябрьской сессии краевым депутатам пришлось напряженно работать
аж с 10 до 20 часов! Однако уточним, что это был лишь один день в месяц, и фактически они работали не до 20, а все-таки до 19−15.
Кроме этого, справедливости ради, надо отметить, что активизация
законотворчества в конце 2004 года — это особенная ситуация. Летом
2004 года был принят пакет федеральных законов, уточняющих
полномочия различных уровней власти, над которыми работали годы.
А край свой аналогичный пакет законов должен принять за полгода.
Учитывая летние каникулы, этот срок сократился. Вот почему
активизация регионального законотворчества это временное явление
— сейчас эти законы надо срочно принять, а потом еще полгода надо
будет исправлять ошибки такой поспешности. Теперь по существу
предложения — переводу всех краевых депутатов на штатную основу.
1. Штатный парламент будет уже другой, т.к. человек, идя в депутаты, должен будет принять решение о смене своего рода
деятельности. Успешный директор вряд ли уйдет с предприятия в краевые депутаты, т.к. в отличие от Госдумы величина зарплаты
невелика, социальных гарантий (пенсия и др.) — никаких, а кроме
этого надо помнить, что краевой депутат не имеет «депутатской
неприкосновенности». При выборах на нижних уровнях власти
(например — глава села) проявляется иная закономерность — идут на выборы, как правило, безработные. Вот почему при переводе
краевого Совета на штатную основу также может возникнуть
тенденция маргинализации депутатского корпуса. Хотя может быть
кому-то это и выгодно.
2. Проблема затяжных сессий крайсовета частично объясняется в Алтайском крае некоторой спецификой организации работы. А именно, в крае традиционно сессии являются своеобразным ежемесячным
ритуалом, на который приглашаются масса чиновников разного уровня и обязательно все должно случиться в один день. Заседания комитетов
также проводятся, как правило, в один день, причем одновременно.
Недавно я был в Красноярске и мне понравилось, что там депутаты
планово собираются чаще, причем основная работа идет на регулярных
заседаниях комитетов и фракций, которые не заседают одновременно,
а каждый депутат может сам выбрать график работы в зависимости
от тематики законопроекта. И еще важная деталь — у депутатов есть
штатные помошники. Таким образом, сессия это не некий ритуал, а очередное рабочее заседание. Поэтому и в работе Алтайского краевого
Совета тоже можно убрать парадность, а организовать чисто рабочую
технологию организации заседаний без авралов.
3. Перевод депутатского корпуса на штатную основу принципиально
изменит технологию лоббирования. Сейчас многие депутаты занимают
высокие посты в отраслях и откровенно занимаются лишь
лоббированием своих отраслей и предприятий. Штатные депутаты
больше ориентируются на руководство Совета и политические
структуры, а лоббирование отраслей осуществляют лишь на договорных условиях.
4. Теперь об эффективности работы депутатского корпуса. Сам
когда-то был депутатом, а в последние 10 лет присутствовал почти
на всех сессиях и на заседаниях комитетов и фракций. Сразу могу
сказать, что резервы повышения эффективности работы крайсовета
безусловно есть.
Законотворчество затрагивает очень широкий спектр отраслей
знаний. Но даже в Государственной Думе среди 450 депутатов
невозможно подобрать специалистов в различных областях
человеческой деятельности и для законотворческой работы
привлекается большое количество творческих научных коллективов. В Алтайском же крае традиционно законотворчество вершится на уровне
чиновников ведомств. Ученые и общественность от законотворчества
отстранена. Вот почему, если в краевом бюджете появятся
дополнительные финансовые средства, то наиболее эффективно
использовать их не на увеличение численности штатных депутатов, а на формирование структуры интеллектуального обеспечения
законотворчества.
Еще два года назад мы предложили для решения этой проблемы
создать «Институт регионального законодательства», как в Иркутске.
Этот институт смог бы привлечь для управления краем не только
научный потенциал вузов края, но и ученых других регионов. Только
независимый компетентный ученый может составить конкуренцию
закостенелому чиновнику, который рано или поздно все равно в бюрократической машине начинает работать по принципу: «Я —
начальник, ты — дурак».
Идея «Института регионального законодательства» была отвергнута
губернатором Александром Суриковым. Он сослался на то, что его
вполне устраивает законотворческая работа чиновников
администрации. К ученым и науке, что предыдущий губернатор
Суриков, что нынешний Михаил Евдокимов, да и председатель
крайсовета Алекснадр Назарчук относятся, мягко говоря,
настороженно. Хотя в этом году сделан первый маленький шажок — в крайсовете создан информационно-аналитический отдел, который
возглавил профессиональный ученый Александр Троцковский. Но это
пока только первые шаги, но, на наш взгляд, в правильном
направлении.
Без соответствующей системы интеллектуального обеспечения
деятельности органов власти Алтайского края, штатный крайсовет
превратится лишь в еще одну чиновничью структуру, которая
работает по Закону Паркинсона базирующимся на двух аксиомах:
1. Чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2. Чиновники работают друг для друга.
06.12.2004 08:27
06.12.2004 08:50
06.12.2004 08:58
06.12.2004 09:41
06.12.2004 13:25
06.12.2004 13:48
Василий, я известент только потому, что привык подписываться своим именем и фамилией, а также давать свой адрес. Так что не надо критиковать БАНКФАКС.