Агенство политических новостей
(Нижний Новгород) опубликовало статью известного в экспертных
кругах политолога Олега Барабанова, доцента факультета
политологии МГИМО, члена экспертного совета по международным
делам при Совете Федерации. Предлагаем вам ознакомиться с его
материалом, тем более любопытным, что г-н Барабанов неоднократно
бывал на Алтае и хорошо знаком с обстановкой в этом регионе.
ГУБЕРНАТОРСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УБИВАЕТСЯ НА КОРНЮ
Вступившая в действие система непрямых и безальтернативных выборов губернаторов региональными парламентами по представлению президента, прежде всего, небесспорна с точки зрения соответствия Конституции РФ. Еще в 1996 году Конституционный суд России вынес постановление по делу об Уставе Алтайского края, что выборы глав исполнительный власти регионов, исходя из принципов федерализма и разделения властей, должны проводиться не местными парламентами, а непосредственно гражданами. Именно после этого постановления Конституционного суда по всей России была введена система прямых всеобщих выборов губернаторов. Сейчас же это постановление фактически нарушено, хотя по закону постановления Конституционного суда являются окончательными и обязательными к исполнению для всех органов власти России.
Что касается политических аспектов новой системы, то, здесь, во-первых, на корню убивается возможность даже не фронды, а просто самостоятельности губернаторов от Кремля. Во-вторых, создается гораздо более широкое поле для слухов о коррупции при обсуждении кандидатов в губернаторы в кулуарах Кремля, а если и не коррупции, то клановости и стремления провести на должность «своего» или «нужного» человека. В- третьих, наносится серьезный удар по гражданской политической культуре в России и культуре выборов в частности. Несмотря на весь черный пиар и слухи о фальсификациях, все-таки система прямых выборов всех властей снизу доверху позволяла россиянам приучаться к осознанию того, что им под силу повлиять на власть и превратить ее в слугу гражданского общества. И то, что такой подход, несмотря на его кажущуюся идеалистичность, был эффективен, показывают достаточно частые случаи того, как, несмотря на все административные и пиаровские ухищрения, граждане избирали губернаторами или депутатами несистемных кандидатов.
При этом в новой системе вряд ли возрастет зависимость губернаторов от региональных парламентов. Прежде всего, потому, что их политический ресурс не сравним с ресурсом президента. И поскольку новый закон предусматривает возможность роспуска регионального парламента в случае троекратного отклонения президентской кандидатуры, то, вполне очевидно, что местные депутаты будут вполне покладистыми. Мы знаем из недавней истории, что угроза роспуска переламывала даже оппозиционную Государственную думу (в случае с назначением Кириенко в премьеры). А отдельно взятый облсовет — это даже не Госдума, и его сопротивление вряд ли будет возможно. Конечно, на своем местном уровне, в период предвыборной недели региональный парламент может выторговать у кандидата в губернаторы какие-то частные уступки (например, своего вице-губернатора или какие-то лоббистские ходы), и о возможности такого торга открыто заявлял спикер Приморского парламента сейчас перед выборами. Но это уже — практика местного лоббизма, не влияющая по-серьезному на большую политику в стране.
Главная же политическая интрига новой системы — в том, остановится ли Кремль только на назначении тех губернаторов, чей срок пребывания у власти уже истек, или же будет выдавливать неугодных ему всенародно избранных губернаторов в середине срока, не дожидась окончания их полномочий. Сейчас такие разговоры почти открыто ведутся насчет главного несистемного губернатора нынешней поры — пародиста Михаила Евдокимова, избранного весной главой администрации Алтайского края. Понятно, что прямых юридических полномочий «задним числом» отстранять избранного губернатора от власти — у Кремля нет, поэтому здесь возможны только варианты через отставку «по собственному желанию» или через уголовное дело, но и то, и другое технологически в отношении неугодного губернатора вполне возможно. И если такого рода действия войдут в политическую практику, то тогда о сломе старой политической системы в России можно будет говорить еще более серьезно.
ГУБЕРНАТОРСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УБИВАЕТСЯ НА КОРНЮ
Вступившая в действие система непрямых и безальтернативных выборов губернаторов региональными парламентами по представлению президента, прежде всего, небесспорна с точки зрения соответствия Конституции РФ. Еще в 1996 году Конституционный суд России вынес постановление по делу об Уставе Алтайского края, что выборы глав исполнительный власти регионов, исходя из принципов федерализма и разделения властей, должны проводиться не местными парламентами, а непосредственно гражданами. Именно после этого постановления Конституционного суда по всей России была введена система прямых всеобщих выборов губернаторов. Сейчас же это постановление фактически нарушено, хотя по закону постановления Конституционного суда являются окончательными и обязательными к исполнению для всех органов власти России.
Что касается политических аспектов новой системы, то, здесь, во-первых, на корню убивается возможность даже не фронды, а просто самостоятельности губернаторов от Кремля. Во-вторых, создается гораздо более широкое поле для слухов о коррупции при обсуждении кандидатов в губернаторы в кулуарах Кремля, а если и не коррупции, то клановости и стремления провести на должность «своего» или «нужного» человека. В- третьих, наносится серьезный удар по гражданской политической культуре в России и культуре выборов в частности. Несмотря на весь черный пиар и слухи о фальсификациях, все-таки система прямых выборов всех властей снизу доверху позволяла россиянам приучаться к осознанию того, что им под силу повлиять на власть и превратить ее в слугу гражданского общества. И то, что такой подход, несмотря на его кажущуюся идеалистичность, был эффективен, показывают достаточно частые случаи того, как, несмотря на все административные и пиаровские ухищрения, граждане избирали губернаторами или депутатами несистемных кандидатов.
При этом в новой системе вряд ли возрастет зависимость губернаторов от региональных парламентов. Прежде всего, потому, что их политический ресурс не сравним с ресурсом президента. И поскольку новый закон предусматривает возможность роспуска регионального парламента в случае троекратного отклонения президентской кандидатуры, то, вполне очевидно, что местные депутаты будут вполне покладистыми. Мы знаем из недавней истории, что угроза роспуска переламывала даже оппозиционную Государственную думу (в случае с назначением Кириенко в премьеры). А отдельно взятый облсовет — это даже не Госдума, и его сопротивление вряд ли будет возможно. Конечно, на своем местном уровне, в период предвыборной недели региональный парламент может выторговать у кандидата в губернаторы какие-то частные уступки (например, своего вице-губернатора или какие-то лоббистские ходы), и о возможности такого торга открыто заявлял спикер Приморского парламента сейчас перед выборами. Но это уже — практика местного лоббизма, не влияющая по-серьезному на большую политику в стране.
Главная же политическая интрига новой системы — в том, остановится ли Кремль только на назначении тех губернаторов, чей срок пребывания у власти уже истек, или же будет выдавливать неугодных ему всенародно избранных губернаторов в середине срока, не дожидась окончания их полномочий. Сейчас такие разговоры почти открыто ведутся насчет главного несистемного губернатора нынешней поры — пародиста Михаила Евдокимова, избранного весной главой администрации Алтайского края. Понятно, что прямых юридических полномочий «задним числом» отстранять избранного губернатора от власти — у Кремля нет, поэтому здесь возможны только варианты через отставку «по собственному желанию» или через уголовное дело, но и то, и другое технологически в отношении неугодного губернатора вполне возможно. И если такого рода действия войдут в политическую практику, то тогда о сломе старой политической системы в России можно будет говорить еще более серьезно.
11.02.2005 08:35
11.02.2005 09:05
11.02.2005 09:34
МЕСТНОЙ политики.
11.02.2005 10:17
11.02.2005 10:41
11.02.2005 10:46
11.02.2005 11:38
11.02.2005 12:23
11.02.2005 13:51
11.02.2005 14:02
все о себе, до № партбилета включительно.
11.02.2005 14:07
11.02.2005 14:45
2.Тема диссертации Барабанова - "Суд и право в генуэзских колониях Причерноморья в XII - XU в.в."
"ПРАВО в колониях средневековья" - звучит как
"монетизация в ИНТЕРЕСАХ бедняков России".
И этот специалист по "правовым аспектам колонизации" сотрудничает на платной основе с организациями по международному сотрудничеству на территории России и СНГ. Опыт КОЛОНИЗАТОРОВ средневековья оказался востребован.
11.02.2005 16:24
11.02.2005 16:27
12.02.2005 11:26
13.02.2005 09:41
Марио.
13.02.2005 14:38
20.10.2006 15:26
Рад тебя здесь найти!!
поговорим?