Календарь
/ /

Юрий Афонин

депутат Госдумы РФ, первый зампред ЦК КПРФ

«Люди сейчас остро реагируют на политическое давление»

15.07.2021

Олег Боронин

глава Сибирского сельсовета Алтайского края

Уже несколько лет жители ряда улиц села Боровихи...

15.07.2021

Владислав Вакаев

депутат Алтайского Заксобрания

О ситуации на 40-м избирательном округе

Сегодня жители республики алтай отмечают новый год по лунному календарю чага-байрам.

Как сообщает интернет-портал РА, 11 февраля население Республики Алтай отмечает встречу алтайского Нового года, называемого Чага-Байрам.Этот праздник отмечается в конце января-начале февраля согласно лунному календарю.

До 1997 года праздник не иел республиканского статуса и организовался либо районной, либо сельской администрациями. Поскольку праздник Чага-Байрам долгое время (в советские годы) не проводился, многие его элементы утрачены. К тому же в прошлом этот праздник отмечался не во всех районах Горного Алтая, а только в Кош-Агачском р-не и Чуйской степи.

В настоящее время республиканские власти выступают в качестве основных организаторов Чага-Байрам. Праздник исторически включает в себя как развлекательную, так и обрядовую часть. Старшее поколение алтайцев довольно плохо помнит ритуалы совершения многих алтайских обрядов, в том числе и необходимых для проведения праздника Чага-Байрам. В настоящее время эти обряды приходится совершать, взяв большую часть информации о них из научных книг.

Старшее поколение не одобряет этого, поскольку, согласно народным представлениям, при неправильном исполнении какого-либо обряда последует наказание. Поэтому в некоторых алтайских селениях обрядовая часть праздника Чага Байрам стариками вообще не проводится.

Иногда в рамках Чага-Байрам проводится праздник сеоков, т.е. родов, но он может быть организован и отдельно от праздника Чага Байрам. праздник сеоков может проводится в любое время года, но обязательно в новолуние, и в тех селениях, где сохранились сеоки. В нем принимают участие представители основных родов, проживающих в селении. До сих пор в алтайском обществе сохраняется экзогамия, т.е. запрет брака между молодыми, принадлежащими к одному роду, и традиция шаалты, т.е. предоставление родственникам девушки выкупа за невесту.

Ученые института этнологии и антропологии РАН описали как проходил один из праздников Чага-Байрам в 90-е годы в районном центре Шабалино Алтайского края.

Рано утром, на восходе солнца, старейшины Шебалино, 70-летние мужчины (от одного до четырех человек) отправляются к роднику "Аржан-суу", который находится в местечке Шебелик. Согласно традициям, старики должны быть "чистыми". Так, в обряде участвуют только те из них, в чьих семьях не было похорон в течение года. Старики должны быть самыми авторитетными людьми. В тех алтайских селениях, в которых сохранилась родовая организация, выбирают стариков из наиболее уважаемых родов. Например, в сел. Беш-Озек обряды выполняет алтаец 76 лет из рода "тодош". Там проводится обряд поклонения природе. В то же время в небольшом алтайском селении Актел Шебалинского р-на для проведения молений была допущена пожилая женщина. Во время обряда поклонения природе старики произносят молитвы, в которых просят благоденствия жителям их селения. Они приносят с собой алтайскую пищу (сырчик и толкан) и устраивают "природе" угощение.

Затем все сельчане идут к священному дереву, которое есть в каждом селении, и привязывают ленточки (они могут быть только трех цветов - белые, голубые и желтые). Готовится общий стол для всех жителей селения, для чего варят блюдо "кочо", а также мясо жеребенка. Вечером проводятся спортивные игры, а затем в сельском клубе организуется концерт, на который приезжают популярные алтайские эстрадные певцы, а также хореографические ансамбли.

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Имя

Вы также можете авторизоваться для комментирования или использовать свой профиль «ВКонтакте» или Facebook.

Комментарий
Комментариев 1
Тантаков Амыр Александрович

29.01.2011 16:23

Хорошее описание нашего национального праздника =)