19 мая в Горно-Алтайске прошла 29-ая сессия Государственного
Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. На ней предполагалось
принятие решения о досрочном роспуске республиканской
легислатуры, оцененного командой Лапшина как "важнейший
законопроект".
Как известно, срок полномочий депутатов нынешнего созыва истекает
в декабре 2005 года. В этой связи ряд близких к главе республике
депутатов, политиков, общественных деятелей высказывались за то
чтобы провести эти выборы 16 октября, совместив их таким образом
с выборами глав сельских поселений. Однако, по неизвестным
причинам, к моменту рассмотрения этого вопроса на сессии не
оказалось кворума, необходимого для голосования.
Итоги важной сессии
на официальном сайте РА прокомментировал
Михаил Лапшин. Прелагаем вам ознакомиться с полным текстом его
заявления.
"Самый главный вопрос, который ждали и депутаты и население
Республики Алтай - когда будут выборы депутатов госсобрания,
будут ли они совмещены вместе с выборами глав муниципальных
образований? Хотя еще решение окончательное по муниципальным
образованиям не было принято, но дата уже была названа - 16
октября.
Закрывать глаза на выступление партий, политиков, различных
общественных движений на то, что эти выборы надо совместить
нельзя. Этим не только возможно сэкономить ресурсы, хоть это и
тоже очень важно, поскольку каждые выборы - это 8-10 миллионов,
но, главное, 16 октября состоятся выборы в муниципальные
образования, значит, вся работа по сути дела будет переключена
где-то с августа месяца на муниципальные выборы. Закончатся
муниципальные, потом еще два месяца на выборы региональные.
Практически полгода республика будет заниматься только одной
проблемой выборов, поэтому нужно провести их одновременно:
сэкономить деньги и время. Сегодня противоречия между
законодательной и исполнительной ветвями власти достигли
определенного предела, и я сторонник того, чтобы они были скорей
разрешены. А это решают только общие всенародные выборы, поэтому
чем быстрее они пройдут, тем лучше будет обстановка в республике.
Вот представьте на минуту выборы в муниципальные образования - 16
октября, выборы в государственное собрание через два месяца -
правовой вакуум, не будет работы настоящей, бюджет будет принят
только после нового года. Это ряд потерь и потрясений. Все это
говорит о том, что все готовятся к выборам, и чем быстрей они
пройдут, тем продуктивней будет работа в нашей республике.
И второе, на что я хотел бы обратить сегодня внимание - это
принятие каких-то странных законов. Мне непонятно использование
энергии и потенциала депутатов у нас на принятие законов, которые
либо смешны, либо никакого отношения к жизни не имеют и должны
быть отклонены. Вот, допустим, принимают закон о государственных
наградах - все правильно, там конкретизируются звания:
"заслуженный зоотехник", "заслуженный учитель" и так далее.
Смотрим дальше, в тексте принимается законодательное решение о
квотировании орденов, да еще распределение, сколько орденов от
госсобрания, а сколько от правительства. У нас что, не существует
общественных движений, муниципальных образований, творческих
союзов, профсоюзов или трудовых коллективов, да и просто граждан,
которые могут предложить кандидатуру на ту или иную награду?
Записано законодательно - два ордена в год. Почему два ордена в
год обязательно? Причем один от госсобрания, а один от
правительства? А если на будущий год, когда мы будем праздновать
250-летие добровольного вхождения, у нас заслуженных деятелей
окажется больше, а в какой тихий спокойный год может и награждать
ни к чему. Вот как-то это все формализовано. Или, 250 почетных
грамот, почему такое количество - почему не сто и не триста? Это
все должно быть пожизненно - если человек заслужил, то его и
награждать нужно, а если не заслужил, то, извините - не положено.
Или вот еще, достаточно смешной закон - о регулировании юбилеев и
праздников. Законодательно предписывается, какие юбилеи отмечать,
какие нет. Причем, опять не понятно, почему 50 или 100 лет
отмечать человеку или коллективу можно, а десять нет? Я понимаю,
что мотив за этим стоит следующий - чтобы не пили и бюджетные
деньги не расходовали. Деньги нельзя расходовать и распивать
спиртные напитки на рабочем месте недопустимо - это грубейшее
нарушение трудового законодательства. Но почему, если какому-то
коллективу школы исполняется 10 лет, не могут быть подведены
итоги десятилетнего пути в рабочее время, отмечены достижения,
обсужден накопленный опыт? Что плохого в том, если министр
образования приедет сюда или депутат госсобрания и скажет добрые
слова? Почему нельзя в рабочее время это делать? Пьянствовать, да
- нельзя. Но принимающие этот закон депутаты рассуждают, видимо,
так, что если приехал на юбилей, то надо напиться там до потери
сознания. Мне это совершенно непонятно. Я на многих юбилеях
присутствую, где прихожу и вижу творческую обстановку, люди
радуются, что их отмечают, вручают какие-то небольшие подарки,
почетные грамоты - это беззатратно, но это показатель
уважительного отношение власти к людям. Я думаю, что о таких
законах наш классик Ленин сказал: по форме все правильно, а по
существу издевательство. Мне очень жалко, что огромное количество
потенциала депутатов, долгие часы обсуждения ушли на пустяки, а
когда дошло дело до важнейшего принятия закона о назначении
выборов - кворума не оказалось, все устали.
Поэтому, если мы сейчас говорим об улучшении обстановки в
республике, то этого можно добиться только напряженной и
осмысленной работой, тщательной подготовкой законодательного
процесса. Или вот еще один пример, как избрать главу сельского
поселения - всенародно или из состава совета депутатов. Провести
обсуждение так, что ни одно, ни второе решение не было принято -
это надо еще умудриться. Если готовились, продумали, то надо было
какое-то решение все равно довести до конца. На заседании
правительства этот вопрос также долго обсуждался, но все же было
принято решение о всенародном избрании.
Это говорит о том, что в идеале надо почаще проводить совместные
консультации по ряду направлений. Ну а когда депутатам нечего
сказать, они очень охотно берутся за рассмотрение вопросов крайне
деликатных и щепетильных, как последствия ликвидации
землетрясения. Здесь, в решении этого вопроса заложен
громаднейший объем работы. Я сегодня приводил цифру 2411,4
миллиона рублей - объем того, что предстоит сделать, капитальных
вложений.
Думаю, не ошибусь, сказав, что он является равным капитальным
вложениям всего сибирского округа, потому что в большинстве
регионов более трехсот миллионов капитальных бюджетных вложений и
нет. В этом случае - это очень большая и очень крупная цифра.
Чуть больше полутора лет прошло с момента землетрясения, и за это
время только подготовить техническую документацию, провести ее
экспертизу - это гигантская работа, но она уже завершается,
осталось два объекта - Чибит и Купчегень. Десятки проектных
институтов, экспертных организаций задействованы, очень много
строительных работ ведется с листа, то есть, когда на нулевой
цикл, на стены, на перекрытия частично выдается техническая
документация, чтобы не останавливался процесс. Это очень сложный,
трудный, деликатный вопрос, а начинают его обсуждать те люди,
которые в соответствии с постановлением госсобрания должны быть в
зоне землетрясения, вникнуть в эту проблему, оказывать, где можно
какую-то посильную помощь по снятию возникающих вопросов.
А так порассуждать, поговорить, выдать такое постановление,
которое никого ни к чему не обязывает:. Вот сейчас мы заканчиваем
подготовку дополнений к распоряжению правительства на 1.368.000.000
рублей. Идет очень большая напряженная работа подготовки этого
документа в соответствии с поручением президента, которое пошло
уже по всем инстанциям и сейчас уже на выходе. Надо как-то больше
объединяться и какую-то часть ответственности брать на себя, хотя
бы в той же зоне землетрясения. Когда мы проводим оперативки, ну
можно тоже муниципальную общественность где-то для снятия
каких-то напряженных вопросов использовать. Авторитет депутатов у
населения достаточно высокий и его слово, обращение всегда будет
услышано. А если один будет тянуть воз, а второй только погонять
- далеко не уедем.
Мой призыв: к следующей сессии надо более тщательно
подготовиться, сосредоточиться на решении всех вопросов,
связанных с проведением выборов, подготовить тщательно всю
законодательную базу, ну и о вопросах экономики, ликвидации
последствий землетрясения говорить не такими наскоками и легкими
суждениями. На первый взгляд это безобидные сентенции, но вот,
например, на тему землетрясения рассуждали-рассуждали, так
нагнетали страсти, что может быть только самая ленивая
прокуратура не воспользовалась бы ситуацией, чтобы не начать
процесс, который был в прошлом году. Он прошел, мы его выиграли,
но нельзя забывать о том, что на три месяца из-за этого процесса
мы были парализованы, затем новые страсти - уже более серьезные,
и снова три с половиной месяца. Вот из полутора лет полгода как
не бывало: УКСы, все технадзоры, специалисты были заняты
хождениями на допросы, участием в проверках. Все это правильно по
процедуре, по документам, только упускалось драгоценное время.
Слава богу, сейчас разбирательства завершились и процесс
восстановительных работ снова пошел полным ходом. С одной
стороны, хотел бы сказать спасибо надзорным органам за то, что,
по-крайней мере, после строительства и ввода в эксплуатацию
лишних разговоров не возникнет. Но на мой взгляд, нагнетать
обстановку недопустимо. Процесс восстановления последствий
землетрясения - общий".