Мы, депутаты Барнаульской городской Думы четвертого созыва, исходя из интересов населения города Барнаула, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Алтайского края и законами Алтайского края, реализуя принципы самостоятельного и под свою ответственность решения населением вопросов местного значения, принимаем настоящий Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края.
УСТАВ муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края
РАЗДЕЛ I. Общие положения
ГЛАВА I. Понятие Устава муниципального образования, порядок принятия Устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений
Статья 1. Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края
1. Устав муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Устав, настоящий Устав) - основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок организации и осуществления самоуправления населением города Барнаула на его территории, деятельности Барнаульской городской Думы (далее - городской Думы), администрации города Барнаула (далее - администрации города), иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с населением и юридическими лицами, действующими на территории города Барнаула.
Статья 2. Принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений
1. Принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений является исключительной компетенцией городской Думы.
2. Устав, решение городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются на заседании городской Думы и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство в 2/3 от установленной численности городской Думы.
3. Устав, решение городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством, официальному опубликованию (обнародованию) после их регистрации и вступают в силу с момента их официального опубликования (обнародования), если более поздний срок их вступления в силу не предусмотрен соответствующим решением городской Думы.
4. Проект Устава, проект решения городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного городской Думой порядка учета предложений по проекту Устава, проекту решения городской Думы, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
5. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав с мотивированным обоснованием могут быть внесены:
- главой муниципального образования;
- постоянными комитетами городской Думы;
- депутатами городской Думы;
- по инициативе не менее 1 процента избирателей;
- общественными объединениями граждан;
- уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
ГЛАВА II. Город Барнаул и его территория
Статья 3. Статус города Барнаула
1. Город Барнаул - муниципальное образование, наделенное законом Алтайского края от 2 декабря 2003 г. N 64-ЗС "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Город Барнаул является административным центром Алтайского края, статус которого определяется соответствующим законом Алтайского края и настоящим Уставом.
Полное наименование муниципального образования - муниципальное образование городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул. Понятия , , , используемые в настоящем Уставе, применяются в одном значении в отношении муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края.
2. Город Барнаул является промышленным, транспортным, научным и культурным центром Алтайского края.
3. Город Барнаул может входить в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, иметь экономические, научные и культурные связи с другими городами Российской Федерации и зарубежных стран.
Статья 4. Историческая справка
1. История города Барнаула начинается с 1724 года, когда он впервые упоминается в сведениях Канцелярии Колывано - Воскресенского горного начальства. Официальным годом основания города Барнаула является 1730 год.
2. Город Барнаул приобрел статус центра Алтайского края в соответствии с постановлением Всесоюзного Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 28 сентября 1937 года, установившим выделение Алтайского края из состава Западно-Сибирского края.
3. Исходя из исторических и культурных традиций, одно из воскресений августа или сентября считается днем города Барнаула.
Статья 5. Официальные символы города Барнаула
1. В соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами город Барнаул вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции: герб, флаг и иные символы города Барнаула.
Официальные символы города Барнаула подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Описание и порядок использования официальных символов устанавливается решениями городской Думы.
Статья 6. Населениегорода Барнаула Население города Барнаула (далее - население, жители города) составляет исторически сложившаяся многонациональная общность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на его территории.
Статья 7. Награды города Барнаула
1. Органы местного самоуправления учреждают награды города Барнаула:
- звание "Почетный гражданин города Барнаула";
- диплом и памятный знак "За заслуги в развитии города Барнаула";
- другие награды.
2. Порядок награждения регулируется органами местного самоуправления.
Статья 8. Территория города Барнаула
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с генеральным планом города Барнаула территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Статья 9. Изменение границ городского округаи преобразование городского округа
Изменение границ городского округа и преобразование городского округа осуществляется законом Алтайского края по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Алтайского края, федеральных органов государственной власти в соответствии с законодательством.
Статья 10. Черта города Барнаула
1. Черта города Барнаула - внешняя граница земель городского поселения (города), отделяющая эти земли от земель других категорий. Черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула. Установление черты города Барнаула проводится на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации и законодательства Алтайского края. Документом, фиксирующим черту города Барнаула, является генеральный план города.
2. Изменение черты Барнаула производится Алтайским краевым Советом народных депутатов по инициативе городской Думы. Проект решения об изменении черты города Барнаула вносится в городскую Думу главой муниципального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Статья 11. Пригородная зона
Пригородной зоной города Барнаула являются земли, расположенные на территории города и за пределами черты города Барнаула, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав иных муниципальных образований.
Статья 12. Районы в городе Барнауле
1. Район в городе Барнауле - часть территории города Барнаула, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в городе к населению.
2. Решение об образовании, упразднении, объединении и установлении границ районов в городе принимается городской Думой в соответствии с законодательством Алтайского края.
3. Город Барнаул включает пять районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский и Центральный с включением пригородной зоны.
Границы районов в городе Барнауле фиксируются на генеральном плане города.
Статья 13. Сельские населенные пункты и посёлки на территории города Барнаула
На территории города Барнаула находятся сельские населенные пункты и поселки, не являющиеся муниципальными образованиями:
села: Власиха, Гоньба, Лебяжье;
станции: Власиха, Железнодорожная казарма 242 км, Железнодорожная казарма 250 км, Железнодорожная казарма 252 км, Ползуново;
поселки: Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.
РАЗДЕЛ II. Основы местного самоуправления
ГЛАВА III. Понятие, принципы, гарантии и система местного самоуправления
Статья 14. Местное самоуправление на территории города Барнаула
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъекта Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций.
2. Местное самоуправление в городе Барнауле осуществляется населением:
- через местные референдумы, выборы, собрания, конференции, публичные слушания, опросы граждан, органы территориального общественного самоуправления;
- через представительный орган муниципального образования - городскую Думу;
- через главу муниципального образования;
- через администрацию города, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города;
- через иные органы местного самоуправления.
3. К вопросам местного значения города Барнаула относятся вопросы социально-экономического развития города, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Статья 15. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- иные федеральные нормативные правовые акты;
- Устав (Основной Закон) Алтайского края;
- законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края;
- настоящий Устав;
- решения, принятые на местном референдуме;
- иные муниципальные правовые акты.
Статья 16.Принципы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на основе принципов:
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- государственных гарантий местного самоуправления;
- законности;
- гласности;
- самостоятельности местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической;
- организационной обособленности городской Думы и администрации города в системе местного самоуправления и взаимодействия их с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением города за решение задач социально - экономического развития города Барнаула;
- судебной защиты.
Статья 17. Права граждан на местное самоуправление и гарантии на их осуществление в городе Барнауле
1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от политических убеждений, расовой и национальной принадлежности, происхождения, пола, языка, социального и имущественного положения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральное законодательство, законодательство Алтайского края и настоящий Устав предусматривают формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории городского округа, имеют право в соответствии с законодательством:
- избирать и быть избранным в городскую Думу, органы территориального общественного самоуправления, а также избирать главу муниципального образования и быть избранным главой муниципального образования;
- свободно выражать своё мнение по решению вопросов местного значения;
- присутствовать на заседаниях городской Думы, заседаниях постоянных комитетов и комиссий;
- участвовать в публичных слушаниях;
- обращаться к депутатам городской Думы, в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, и получать ответ по существу в установленный законом срок;
- на ознакомление с муниципальными правовыми актами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
3. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
4. Права населения на осуществление местного самоуправления и на участие в осуществлении местного самоуправления гарантируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и не могут быть ограничены органами местного самоуправления.
Статья 18. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории города Барнаула, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
Статья 19. Муниципальные правовые акты города Барнаула
1. По вопросам местного значения населением города непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами.
2. В систему муниципальных правовых актов города Барнаула входят:
- настоящий Устав;
- правовые акты, принятые на местном референдуме;
- решения городской Думы;
- постановления и распоряжения главы муниципального образования;
- постановления и распоряжения председателя городской Думы;
- постановления администрации города;
- решения избирательной комиссии муниципального образования;
- постановления, распоряжения и решения глав районных в городе администраций, глав сельских администраций;
- приказы руководителей органов администрации города.
3. Порядок подготовки, принятия, вступления в силу муниципальных правовых актов определяется настоящим Уставом и (или) решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принимающих эти правовые акты.
4. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории города Барнаула.
В развитие Устава принимаются следующие нормативные правовые акты:
регламент городской Думы;
регламент администрации города;
положение о районе в городе и районной в городе администрации;
положения об органах городской Думы и администрации города;
положение о территориальном общественном самоуправлении.
Городская Дума и администрация города в рамках своей компетенции могут принимать другие правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству, законодательству Алтайского края и настоящему Уставу.
До приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Уставом, указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Уставу.
5. Правовые акты городской Думы, главы муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационноправовой формы, а также всеми органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.
6. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, их принявшими, а также судом. Правовые акты главы районной в городе администрации, главы сельской администрации могут быть отменены главой муниципального образования.
7. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путём прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления должностными лицами органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами влечёт ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
8. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Алтайского края.
Статья 20. Вопросы местного значения городского округа
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов на территории городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению иорганизация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей города услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры;
18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;
20) создание условий для массового отдыха жителей города и организацияобустройства мест для отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
26) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;
27) организацияосвещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
28) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материальнотехнических, продовольственных, медицинских и иных средств;
29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийноспасательных формирований на территории городского округа;
30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;
31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
2. Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Алтайского края, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетаАлтайского края).
Статья 21. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
Статья 22. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов города Барнаула;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа;
7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Барнаула, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;
8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
10) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом.
2. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления вправе принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных подпунктами 8 - 11, 20 и 25 пункта 1 статьи 20 настоящего Устава. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.
К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители городского округа в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
4. Установленные, но не распределённые законодательством и настоящим Уставом полномочия органов местного самоуправления, до их распределения находятся в ведении администрации города.
РАЗДЕЛ III. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
ГЛАВА IV. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Статья 23. Местный референдум
1. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.
2. Местный референдум проводится по округу местного референдума, включающем в себя всю территорию городского округа.
3. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации и в специально оговоренных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края случаях иностранные граждане, место жительства которых расположено в границах городского округа.
4. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов депутатов городской Думы и главы муниципального образования либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов городской Думы и должностных лиц местного самоуправления, об утверждении, о назначении и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их освобождение от должности;
4) о принятии или изменении бюджета города, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
5. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решения, принятые посредством местного референдума, обязательны для исполнения на территории городского округа всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть отменены и изменены лишь решениями, принятыми на местном референдуме, но не ранее, чем через 2 года после их принятия, либо могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
6. Порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума регулируется законодательством Алтайского края, гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом.
Статья 24.Муниципальные выборы
1. В целях избрания депутатов городской Думы и главы муниципального образования проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. В муниципальных выборах имеют право участвовать граждане Российской Федерации и в специально оговоренных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края случаях иностранные граждане, место жительства которых расположено в границах городского округа.
3. Решение о назначении выборов должно быть принято городской Думой не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответственно городская Дума и глава муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий городской Думы и (или) главы муниципального образования или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность городской Думы, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий избирательной комиссией муниципального образования или судом.
4. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральными законами и законами Алтайского края.
5. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 25. Голосование по отзыву депутата городской Думы, главы муниципального образования
1. Отзыв депутата городской Думы, главы муниципального образования является формой контроля избирателей за осуществлением депутатом городской Думы, главой муниципального образования своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Алтайского края и настоящим Уставом. Право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата городской Думы, главы муниципального образования, создания препятствий их законной деятельности.
2. Голосование по отзыву депутата городской Думы, главы муниципального образования проводится по инициативе населения города в порядке, установленном федеральным законом и законом Алтайского края.
3. Основанием для отзыва депутата городской Думы, главы муниципального образования являются:
- утрата доверия избирателей (невыполнение предвыборной программы, отказ от ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений и т.п.);
- совершение проступков, порочащих звание депутата, главы муниципального образования;
- систематическое, без уважительных причин, ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на депутата законами, настоящим Уставом и иными решениями городской Думы.
Основанием для отзыва депутата городской Думы, главы муниципального образования может